Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции. Профориентология и планирование карьеры...doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
1.03 Mб
Скачать

3. Практика поддержки людей с инвалидностью в России.

Аспекты занятости и профориентации

Таким образом, в подходе нормализации жизни основой для построения стратегии будущей занятости является, прежде всего, решение самого человека с инвалидностью. Общество может предоставить необходимые дополнительные ресурсы для осуществления выбранного решения. К таковым ресурсам могут относиться:

- необходимые дополнительные меры по обеспечению безопасности труда,

- дополнительные приспособления, которые могут сделать труд человека с функциональными или интеллектуальными нарушениями более продуктивным,

- определенные лечебные мероприятия, которые помогут человеку с инвалидностью включаться в трудовые процессы с максимальной отдачей и с наименьшим риском ухудшения физического состояния,

- мероприятия по психологической реабилитации, позволяющие человеку с нарушениями функций поверить в себя и т.д.

Что же в настоящее время происходит на практике в нашей стране?

Основным документом, отражающим все необходимые меры как медицинского, так и психолого-социального характера по реабилитации, является Индивидуальная программа реабилитации.

Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается службой медико-социальной экспертизы (МСЭ) и представляет собою (вернее – должна представлять) комплекс мер, мероприятий и услуг в сфере медицинской, социальной и профессиональной реабилитации человека с инвалидностью, которые должны позволить ему максимально интегрироваться в общественную среду. Индивидуальная программа реабилитации инвалида должна разрабатываться каждый год, корректироваться с учетом достижений по реабилитации и интеграции человека с инвалидностью за предыдущий период и т.п. К сожалению, сейчас это благое начинание свелось к одному листочку с банальным перечнем услуг. Тем не менее, это очень важный документ. Во-первых, только при его наличии человек с инвалидностью сможет зарегистрироваться в государственной службе занятости как безработный гражданин, во-вторых – любой работодатель обязан создавать условия и обеспечивать характер труда для сотрудника с инвалидностью в соответствии с его Индивидуальной программой реабилитации. К сожалению, там встречаются типичные, но мало что значащие записи, например «возможна работа в специально созданных условиях труда». Они неинформативны и не могут помочь при обустройстве рабочего места для человека с инвалидностью, но плюс в том, что они и не мешают в этом процессе. Зато могут оказаться записи, способные полностью лишить инвалида возможности дальнейшего трудоустройства. Как, например, работодатель решится взять работника, у которого в Индивидуальной программе реабилитации инвалида прописано: «невозможна работа, связанная с принятием решений». Разве существуют такие профессии?!

4. Программа профессиональной реабилитации для лиц в возрасте 14 лет и старше

Доступные и противопоказанные условия и виды труда

Вносится запись о противопоказанных производственных факторах и условиях труда, а также показанных условиях труда (в том числе о необходимости создания специального рабочего места) и примерных видах труда, доступных по состоянию здоровья, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Профессиональная ориентация

Вносится запись о видах профессиональной ориентации (профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональный подбор и др.), в которых нуждается инвалид, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Профессиональное обучение (переобучение)

Вносится запись о профессии (специальности), рекомендуемой к приобретению, об уровне профессионального обучения (начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительная профессиональная подготовка, переподготовка) и о форме обучения (очная, заочная, вечерняя, интерн, надомная) согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Содействие в трудоустройстве

Вносится запись о конкретных мерах содействия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда (подбор подходящего рабочего места, в том числе квотируемого, использование специальных программ трудоустройства, включая содействие самозанятости), в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда

Вносится запись о перечне технических средств реабилитации, необходимых для обеспечения мероприятий по обучению, профессиональной тренировке, трудового процесса на рабочем месте и помощи по пути на место работы и с места работы согласно заключению федерального бюро МСЭ.

Большой проблемой для многих инвалидов стала привязка размера государственных социальных выплат к такому, во многом субъективному, критерию как степень ограничения способности к трудовой деятельности. Основной объем федеральных выплат – размер денежной компенсации утраченных льгот в результате так называемой «монетизации», а также базовый размер трудовой пенсии по инвалидности – теперь зависит от нового критерия: степени ограничения способности к трудовой деятельности. Всего существует семь критериев жизнедеятельности – по способности к обучению, по возможности самостоятельного передвижения, возможности самообслуживания и т.д. Но только степень ограничения способности к трудовой деятельности напрямую влияет на финансовые выплаты человеку с инвалидностью со стороны государства. Обозначается степень в обратном порядке по сравнению с группами инвалидности. То есть, третья степень ограничения способности к трудовой деятельности самая тяжелая и означает «неспособность или противопоказанность трудовой деятельности», вторая степень означает «возможность работать в специально созданных условиях», а первая – «возможность работать при небольших изменениях условий и характера труда». Введение такого критерия лишило многих людей с инвалидностью стимула к труду. Например, человек, передвигающийся на инвалидной коляске, может оказаться перед непростым выбором. Или ему добиваться третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности и иметь максимальные выплаты со стороны государства, но при этом потерять право на возможность работать. Или постараться получить вторую степень, дающую право на работу в специально созданных условиях труда, но при этом сразу значительно потерять в размере пенсии и резко снизить размер компенсационных выплат. Разница между выплатами для инвалидов с третьей степенью ограничения способности к трудовой деятельности и второй степенью составляет около полутора тысяч рублей и для многих является весьма существенной.

Группы инвалидности остались, но теперь они имеют больше формальный характер, так как фактически они теперь ни на что не влияют. Исключение составляют некоторые региональные льготы. Например, в Москве это бесплатный проезд на общественном транспорте и сохранение надбавки к пенсии от городских властей, а также самой пенсии по инвалидности в случае трудоустройства. Эти льготы распространяются только на инвалидов первой и второй группы.

Практика применения данного критерия (ОСТД) показала не только полный субъективизм чиновников в их назначении, но и то, что завершился переход от социальной модели инвалидности к медицинско-трудовой в ее худшем варианте. Применяя степени ОСТД можно оставить инвалида без средств к существованию и обречь его на голодную смерть. На практике такие крайние случаи редки, но зато довольно часто фиксируются случаи понижения ОСТД, что, в конечном счете, влечет снижение размера пенсионных и компенсационных выплат. При этом инвалиды находятся под постоянным психологическим давлением со стороны властных структур: чем активнее себя ведут инвалиды, тем, больше вероятность, что при переосвидетельствовании будешь наказан рублем. Необходимо отметить, что трудовая активность инвалида зависит от большого количества социально- экономических и психологических факторов, но в данном случае основное внимание уделяется тем факторам, которые, после принятия Закона о монетизации льгот оказывают существенное влияние на жизнь инвалидов. Рассмотрим главные из них.

В своей практической деятельности органы МСЭ должны пользоваться классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 года № 535 (далее – Классификации).

Заметим, что данный документ в известном смысле является незаконным, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях» подобный документ должен приниматься Правительством Российской Федерации. Кроме того, при разработке данного документа была нарушена процедура предписанная Постановлением Государственной Думы, согласно которой при разработке подобного документа должны были быть привлечены представители общественных организаций инвалидов. Рабочие группы были созданы, но так и не приступили к работе.

Рассмотрение этих Классификаций по существу вызывает и вопросы и недоумение. Во-первых, согласно пункту 4 Классификаций при комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

1 степень – незначительные нарушения,

2 степень – умеренные нарушения,

3 степень – выраженные нарушения,

4 степень – значительно выраженные нарушения.

Все четыре степени нарушений имеют в документе только общее определение выраженности нарушений, отсутствуют методики их определения и численная оценка нормы, с которой совершенно очевидно должны соотносится те или иные нарушения функций организма. Становится непонятным, как при этом должны оценивать различные комиссии МСЭ эти нарушения. Вероятно только в силу осведомленности и опытности специалиста МСЭ. При чем различные специалисты самостоятельно в меру своего понимания могут оценивать одни и те же нарушения. Следовательно, уже общие положения данного документа закладывают субъективизм в проведении экспертизы как нормы в принятии решений.

Так, пункт 5 Классификаций определяет семь основных категорий жизнедеятельности человека через его способности. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

- способность к самообслуживанию;

- способность к самостоятельному передвижению;

- способность к ориентации;

- способность к общению;

- способность контролировать свое поведение;

- способность к обучению;

- способность к трудовой деятельности.

Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» понятие «ограничение жизнедеятельности» имеет несколько другое содержание, а именно: «Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью». Это, казалось бы, на первый взгляд несущественное искажение правового понятия на практике приводит к весьма существенным негативным последствиям. Определяя лишь «на глазок» способности человека МСЭ и другие государственные органы не берут на себя функции создания реальных возможностей для инвалидов к реализации своих способностей. В частности, оценивая способности к трудовой деятельности ни органы МСЭ, ни другие госорганы лишая инвалида тех или иных выплат не берут на себя обязанности и не гарантируют инвалиду создание таких условий, при которых его совокупный доход был бы не ниже прежнего, что является в свою очередь грубым нарушением международных документов. Например, в соответствии с пунктом 6 правила 8 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов «материальную помощь инвалидам следует оказывать до тех пор, пока сохраняется состояние инвалидности, причем таким образом, чтобы инвалиды стремились найти работу. Такую помощь следует сокращать или прекращать только после того, как инвалид начинает получать адекватный и гарантированный доход».

Еще большее недоумение и вопросы вызывают критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности, которые в отличие от других критериев выделены в особый раздел.

Так, по мнению авторов этого документа, способность к трудовой деятельности включает в себя:

- способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;

- способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;

- способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;

- способность к мотивации труда;

- способность соблюдать рабочий график;

- способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

Даже беглое ознакомление с перечнем способностей человека к трудовой деятельности наталкивает на мысль, что эксперты МСЭ при определении различных способностей проводят «серьезное» тестирование больного на возможность его взаимодействия с другими людьми в неких социально-трудовых отношениях и т.п. Однако дальнейшее ознакомление с документом показывает, что подавляющее большинство перечисленных способностей носит философско-декларативный характер, так как нет никаких указаний, чем и как оценивать эти способности при медико-социальной экспертизе, в том числе отсутствует даже отсылочная норма на существующие методические материалы для экспертов и для публичного ознакомления. Создается впечатление, что подобные документы отсутствуют в органах МСЭ и в своей практической деятельности специалисты и эксперты МСЭ руководствуются исключительно собственным пониманием проведения освидетельствования на предмет назначения ОСТД.

Согласно пункту 11 Классификаций критерием для установления второй степени ОСТД является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц. Сущностной момент данного определения состоит в том, что экспертиза устанавливает потребность (нужны или не нужны) в специально созданных условиях труда, вспомогательных технических средствах и (или) помощи других лиц для осуществления им некой абстрактной трудовой деятельности. При этом уже совершенно не важно не только то, что инвалид может не трудоустроиться на эту работу, но и то, что существует ли такая работа в реальности. Более того, становится не важно то, насколько способен ли инвалид к этой работе. Например, можно любому грамотному инвалиду посоветовать писать книги, стихи и осуществлять иные виды деятельности, не связанные с созданием специальных условий, привлечением технических средств или помощи людей. На этом основании человек может быть признан абсолютно трудоспособным, и соответственно, лишенным права на получение пенсии и иных денежных выплат. Естественно, в реальной действительности это происходит редко и эксперты в силу моральных качеств, а не по инструкции не действуют столь цинично. Однако такая опасность существует. На наш взгляд, действия специалистов МСЭ должны быть регламентированы простыми ясными однозначными документами, понятными не только им, но и тем, кому проводится экспертиза, т.е. гражданам России.

Очевидно, что органы МСЭ должны сегодня определять не степени ОСТД, а те реальные противопоказания к условиям труда, которые обусловлены состоянием здоровья и нарушением жизненных функций организма человека с инвалидностью. Причем перечень этих противопоказаний достаточно широко разработан и применяется при приеме на ту или иную работу. При этом бюро МСЭ должны не только определять противопоказания, но и определять конкретные формы и процессы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. И не ограничиваясь исключительно функциями по формальному назначению технических средств реабилитации, санаторно-курортного лечения и т.д. Не последнюю роль должны были бы играть в процессах профессиональной реабилитации местные центры занятости населения, однако подавляющее большинство из них архитектурно недоступно для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в них отсутствуют материалы на азбуке Брайля для невидящих, нет специалистов, владеющих жестовым языком для помощи инвалидам с нарушением слуха. Все это значительно ограничивает использование услуг службы занятости людьми с инвалидностью.

Практически во всех странах профессиональная реабилитация назначается лицам, которые смогут по ее окончании улучшить свое положение на рынке труда, обычно заключающиеся в том, что человек сможет работать по другой специальности. Под другой работой понимается работа близкая к той, которую выполнял человек, (Испания, Австрия), работа более низкого качества (Дания, Швеция).

В Российской Федерации просматриваются обратные тенденции. При этом отмечаем то рвение, с которым государственные органы начинают охотиться за работающими инвалидами, имеющими третью степень ОСТД. Если даже такой инвалид вопреки мнению МСЭ трудоустроился, то трудовая инспекция предпринимает меры по их увольнению с работы. Таким образом, создалась невероятная ситуация, в которой государственные органы карают рублем инвалидов за то, что они при наличии тяжелых заболеваний находят силы работать и приносить пользу себе и обществу.