Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
контент.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
173.37 Кб
Скачать

Глава 3. Особенности детерминации, предупреждения и борьбы с Интернет-преступностьюсодержит четыре параграфа.

Параграф первый третьей главы «Криминологическое исследование общественного мнения о современном состоянии Интернет-преступности». В рамках исследования по специально разработанной анкете диссертантом были опрошены две группы пользователей Интернет и одна группа, не знакомая с Интернет. Первая группа – профессиональные компьютерщики (программисты, системные администраторы, студенты компьютерных специальностей – всего 127 чел.) выделены, как группа «Профессионалы»; вторая – использующие Интернет часто, но не имеющие специального компьютерного образования (группа «Гуманитарии» – 149 чел.); третья – группа людей, которые не пользуются Интернет и не умеют с ним работать (87 чел.).

Выяснено, что и «Профессионалы», и «Гуманитарии» часто сталкиваются в Интернет с информацией, которой, по мнению подавляющего большинства, не должно быть в свободном доступе (сведения о наркотиках, порнографическая продукция и т.п.). Первая группа в 93,94% случаев и вторая – в 89,65%. По мнению специалистов, распространение средств для совершения преступлений (29,92%) более опасно, чем распространение информации о том, как совершать компьютерные преступления (18,11%). Участники опроса из группы «Профессионалы» чаще всего склонны считать хакера искусным программистом (90,55%). Это, как считает диссертант, возможно по двум причинам. Во-первых, благосклонное отношение к компьютерной преступности, во-вторых, термин хакер действительно в среде компьютерных профессионалов очень часто используется по отношению к искусным программистам.

Группа «Гуманитарии», в большинстве своем, также считает хакера искусным программистом (51,68%), но все же значительное число опрошенных из этой группы (38,25%) относят его к опасным преступникам. В группе «Не пользующиеся Интернет» большинство считает хакера искусным программистом (75,86%), но что характерно, часть этой группы идеализирует образ хакера и считает его борцом за свободу Интернет (13,79%). «Гуманитарии» и «Не использующие Интернет» последовательно выступают за введение государственно-правового контроля и за ужесточение мер юридической ответственности. «Профессионалы» считают, что основной контроль должен быть личным.

По результатам исследования диссертант делает ряд обобщающих выводов. В частности, что отношение компьютерных профессионалов к Интернет-преступности и к вопросу о регулировании сети действительно отличается от мнения людей, не являющихся профессионалами в компьютерных технологиях и не пользующихся Интернет.

В параграфе втором Главы 3 «Понятие и формирование субкультуры Интернет-преступников»субкультурный подход позволяет объединить и выделить общее для всех компьютерных и Интернет-преступников, несмотря на явные различия в социальных позициях, ролях, видах деятельности, потребностно-мотивационной сфере и ценностно-нормативных характерис-тиках. Хотя духовная часть субкультуры в некоторой мере охватывается понятием культура личности, однако ее материальная и духовно-материальная составляющие остаются за рамками такого казалось бы емкого и универсаль-ного понятия, как личность преступника. Переход к категории субкультур позволяет проследить направления развития идеологии и духовно-нравственной сферы хакеров, выявить общие моменты и проследить связи с остальным криминальным миром, отследить механизмы воспроизводства и распространения Интернет-преступности.

В основе идейной базы хакеров лежит несколько тезисов: либерализация доступа к информации; неприятие потребительской культуры; вера в то, что компьютерные технологии изменят мир; неприятие авторитетов; отрицание расовых, религиозных, социальных различий. Хакеры в поддержке своих лозунгов не голословны, зачастую подкрепляя их серьезными и продуманными аргументами, культурно, философски и логически обоснованными; они гордо провозглашают себя не преступниками, а «борцами против рабства».

В работе сравниваются общекриминальная субкультура и культура Интернет-преступников, хотя они имеют малозначительное сходство, но все-таки достаточно далеки друг от друга.

Диссертант определяет преступную субкультуру в Интернет, как совокупность идей, ценностей, обычаев, традиции и, норм поведения, направленную на организацию образа жизни, целью которого является совершение Интернет-преступлений, их сокрытие и уклонение от ответственности.

Субкультура хакеров выполняет множество функций, наиболее значимыми для Интернет-преступности, как считает автор, являются следующие.

Объединяющие. Тот факт, что хакеры по всему миру имеют схожие идеологические установки, взгляды на жизнь, способы заработка, используют одну и ту же литературу, термины и сленг, является мощнейшим объединяющим фактором.

Легитимационные. Оправдание в глазах окружающих в соответствии со своими морально-этическими установками преступлений в Интернет дает дополнительный стимул для выбора пути при достижении цели в обход требований закона.

Информационные. Именно в рамках субкультуры распространяется идеологическая и инструментальная информация.

Криминогенная. Накопление, сохранение и передача традиций преступной Интернет-среды, которая способна противостоять социальным институтам. То есть обеспечение воспроизводства и распространения Интернет-преступности.

В параграфе третьем «Детерминанты Интернет-преступности» подчеркивается, что компьютерная и Интернет-преступность подвержена влиянию причин и условий, свойственных для всей преступности в РФ, однако детерминанты компьютерной преступности и Интернет-преступности имеют все же существенные отличия, более того и детерминанты общие для всей преступности воздействуют на Интернет-преступность особым образом из-за свойств Глобальной сети и под влиянием субкультуры хакеров. Многие условия и причины компьютерной преступности связаны с отсутствием достаточно развитой сферы информационных технологий. В свою очередь, одним из факторов, препятствующих развитию «компьютерной» экономики, является сама компьютерная преступность. Это одна из форм самодетерминации, которую автор обозначил как «социально-экономическую самодетерминацию».

Важной детерминантой являются особенности самой Глобальной сети, такие как трансграничная природа, анонимность, широкий охват, распределение основных узлов сети.

Хотя на Интернет-преступность сильно влияют социально-экономические и социально-политические детерминанты, ключевым фактором, определяющим облик современной Интернет-преступности, является субкультура хакеров. Есть также и детерминанты уголовно-правового характера, связанные с тем, что развитие уголовного в России законодательства отстает от темпов развития Интернет-преступности. Трудности в привлечении к уголовной ответственности являются серьезным стимулом как для совершения конкретных преступлений, так и для роста всей Интернет-преступности в целом. Низкий уровень раскрываемости Интернет-преступлений формирует у будущих преступников ощущение безнаказанности.

В параграфе четвертом третьей главы «Меры предупреждения и борьбы с Интернет-преступностью» автор раскрывает организационные, технические, экономические и идеологические меры и отдельно – правовые меры предупреждения и борьбы с Интернет-преступностью. Среди организационных мер диссертант обосновывает необходимость создания органа, контролирующего распространение информации и деятельность в Интернет, который курировал бы также развитие законодательства, связанного с функционированием Интернет.

Подробно описаны кримнологотехнические меры противодействия Интернет-преступности. В работе предложены также экономические меры профилактики Интернет-преступлений. Диссертант выделяет идеологические меры, направленные на устранение в определенных группах и у отдельных индивидов антиобщественных установок, а также на выработку негативного общественного отношения к Интернет-преступникам и деяниям, совершаемым хакерами.

Отмечено, что методы и способы идеологической борьбы в 21 веке сильно отличаются от ранее принятых. Если на широкую общественность еще можно воздействовать через традиционные СМИ (телевидение, газеты, радио), то согласно опросу, проведенному автором, для большинства компьютерных специалистов основной информационной средой является Интернет. Следовательно с компьютерными специалистами необходимо вести профилактическую работу посредством сети.

Диссертант считает, что необходимо выработать единую идеологически и научно обоснованную линию в противовес идеологии, выработанной в ходе развития социокультурной среды хакеров. Пропаганда не должна ограничиваться констатацией, что так делать нельзя и это запрещено законом, а обосновываться в рамках логических доказательств выгодности непреступного пути достижения целей. Правовые меры заключаются в принятии норм, в т.ч уголовных, минимизирующих влияние условий, способствующих совершению отдельных Интернет-преступлений; побуждающих к действиям, препятству-ющим либо пресекающим совершение преступления. Большинство уголовно-правовых мер по предупреждению и борьбе с Интернет-преступностью описаны в ходе работы.

В заключении диссертационного исследования в обобщенном виде излагаются основные положения и выводы, которые автор сформулировал в ходе работы. Наиболее значимые из них отражены в тексте данного автореферата при описании соответствующих разделов диссертации.