Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Внешнеполитическая доктрина вильсонизма и полит...doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
12.08.2019
Размер:
455.17 Кб
Скачать

4 Для дефиниции этих моделей она использует термины «polity» и «community». См.: Herman s. Eleven against War: Studies in American Internationalist Thought, 1898-1921. Stanford, 1969. P. 1, 220-224.

Нок назвал Г.К. Лоджа, Э. Рута, Р. Лансинга, деятелей Лиги по принуждению к миру. А вот прогрессивные интернационалисты, по мнению Нока, желали проведения в рамках всего мирового сообщества как политических, так и социально-экономических реформ. Поэтому в их ряду присутствовали многие либеральные интеллектуалы, социалисты, пацифисты, феминистки и т.д. Да и сам Вильсон, по словам Нока, по сути, придерживался «прогрессивно-интернационалистической» позиции5. Видимо, с суждениями Херман и Нока в целом можно согласиться. Но, на наш взгляд, типология интернационализма как ведущей внешнеполитической парадигмы в исследуемый период была все же более сложной и многоплановой. В ее основу следует, вероятно, положить ключевые представления отдельных политических и общественных деятелей относительно конструируемого тогда миропорядка6. Первую группу интернационалистов условно можно назвать сторонниками правового подхода к миропорядку, поскольку их главные надежды были связаны с формированием какого-либо правового каркаса международного сообщества. Это могло найти свое выражение в работе по совершенствованию международного права, в создании какой-либо арбитражной или судебной системы. К их числу отнесем Э. Рута, Н. Батлера, Р. Лансинга. Особой группой интернационалистов следует считать сторонников англо-американского союза, которые, в некоторой степени, предугадали появление концепции атлантического единства. Наиболее отчетливо такая точка зрения была высказана Т. Рузвельтом и У. Пейджем. Совершенно очевидно, что отдельные положения внешнеполитических концепций, отстаиваемых интернационалистами двух указанных групп, во многом разделяли Г.К. Лодж и его сторонники, остававшиеся приверженцами принципа «свободы рук» в борьбе США за мировое лидерство7. Третью группу интернационалистов можно условно назвать «ин-ституционалистами» в силу Того, что они выступали, прежде всего, за орга

5 Knock T.J. To End All Wars: Woodrow Wilson and the Quest for a New World Order. N.Y.-Oxford, 1992. P. 5057, 273-275.

6 В некоторой степени такой подход представлен в биографическом словаре, изданном под редакцией американского историка У. Кьюхла. См.: Biographical Dictionary of Internationalists / Ed. by W.F. Kuehl. Westport, 1983.

7 См.: Егорова Н.И. Изоляционизм и европейская политика США. 1933-1941. М., 1995. С. 22-23.

481 низационное оформление нового миропорядка путем учреждения универсальной Лиги Наций. Среди них назовем, например, В. Вильсона, Э. Хауза, Ф. Тернера, У. Тафта, Б. Колби. Четвертая модель международного сообщества оказалась более радикальной по своему содержанию, поскольку она предполагала осуществление в послевоенном мире разносторонних социально-экономических преобразований, которые позволили бы сблизить уровень развития отдельных народов. Об этом, в частности, говорили Т. Веблен, П. Рейнш, Дж. Шотуэлл. Ну а последний тип интернационалистов можно назвать «пацифистско-идеалистическим». Его ярким олицетворением был У. Брайан.

Таким образом, внешнеполитическая мысль США продемонстрировала не только высокий уровень теоретического анализа международных проблем 1913-1921 гг., но и выдвинула ряд перспективных идей, связанных с организацией послевоенного миропорядка. Идейное наследие тех лет и опыт практической работы по реализации американских предложений, без сомнения, сохраняет свое значение и в наши дни. Это определено тем, что в начале XXI столетия перед международным сообществом стоит все та же проблема, которую пытались в свое время разрешить Вильсон и его современники: нужно ли заниматься построением универсального демократического миропорядка или, может быть, более целесообразно сконцентрировать усилия политиков всего лишь на обновлении традиционной доктрины многополюсности и баланса сил.