Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
11 лангобарды.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
10.08.2019
Размер:
102.91 Кб
Скачать

Положение итальянцев в лангобардском королестве

Восстановление королевской власти у лангобардов было начадом нового порядка в сословном устройстве и правах собственности. Мы уже говорили, что на содержание короля были назначены определенные именья. Кажется, что были теперь определены общими правилами и отношения лангобардов к туземному населению. Павел Диакон говорит, что при переселении лангобардов было убито много знатных римлян, что имущество было отнято у их семейств, что вообще лангобарды поступали с итальянцами очень жестоко, не щадили даже священников и церквей. Итак в первое время владычествовало несмягченное ничем право завоевания. Но кажется, что с воцарением Автариса грубый произвол прекратился. Мы читаем, что этот король принял имя Флавия, напоминавшее итальянцам о Тите; в этом можно видеть намрение его примирить с собою тех итальянцев, какие еще уцелели. Все следующие лангобардские короли также называли себя Флавиями. Павел Диакон говорит также, что покоренные жители были при Автарисе разделены между лангобардами и что все насилия и грабежи прекратились; раньше того он говорит, что итальянцы, разделенные между лангобардами, должны были давать этим своим господам третью долю земледельческих продуктов; сопоставляя эти два известия, Гаупп делает из них вывод, что вся земельная собственность в занятых лангобардами частях Италии перешла к лангобардам, разделившим ее между собою; что прежние римские собственники земли стали живущими на ней подвластными людьми новых землевладельцев, колонами их, и должны были отдавать им третью долю продуктов. Это правило, встречающееся и в других странах римской империи, занятых германцами, было основа­но, вероятно, на том рассчете, что одна треть продукта идет на покрытие издержек возделывания земли, другая треть — на содержание колона и его семейства, а третья остается избытком и потому принадлежит землевладельцу. Итак жители лангобардского коро­левства делились на две главные группы. Одну образовали лангобарды; только они составляли государство в собственном смысле слова, были полноправными гражданами, людьми, имеющими политическую свободу; государственная власть была разделена между королем, аристократиею и собранием лангобардского народа. Другую группу составляли итальянцы; они были люди лично свободные; даже и те из них, которые возделывали чужую землю, как колоны, подвластные землевладельцу, пользовались личной свободою; но они не имели никаких политических прав. Кроме того были люди полусвободные, называвшиеся альдами; ученые полагают, что название «альд» — то самое слово, которое в нынешнем немецком языке имеет форму alt (старый) и что альдами были германцы, поселившиеся в Италии раньше лангобардов, «старые» германцы. Были у лангобардов и рабы, приведенные ими в Италию или найденные в ней.

Законы лангобардов

Германцы и романское население жили сначала, как два разные народа; это длилось до той поры, пока лангобарды оставались apиaнами. Браки между людьми разных племен были редки даже и там, где не были запрещены. Еще при Ротарисе в большей части городов находилось по два епископа, православный и apиaнский. Из всех германских племен, поселившихся в римских странах, лангобарды сохраняли в наибольшей свежести первобытные черты личного характера и общественного устройства; принадлежность к племени и политические права сливались у них в одно понятие, они не могли подняться до более широкой мысли о государстве; это сильно мешало их слиянию с итальянцами. Общности законов у этих двух народов не было: итальянцы судились по законам Юстиниана, лангобарды по своему обычному праву; даже и тогда, когда стали записывать его, не было сделано никакого усилия сблизить его с римскими законами. Теодорих остготский желал подготовить общность законов для своего народа и туземцев, сборники законов франков и бургундов были и по форме и по содержанию составлены под влиянием римского права. Но сборник лангобардских законов в первой своей редакции, составленной при Ротарисе, содержал в себе только старое обычное право лангобардов, которые судились исключительно по этому праву, как итальянцы по римским законам. Только в новой редакции лангобардских законов, сделанной при Гримоальде, проявилось римское влияние; оно становилось все сильнее и сильнее в следующих редакциях, составленных при Луитпранде, Ратхисе и Айстульфе, когда национальные различия уже значительно сгладились влиянием времени и религиозным единством; но особенности германских юридических понятай сохранились и в самой поздней редакщи: уцелело например различие величины виры за убийство по различию общественного положения убитого человека.

ГОРОДА

Сборник лангобардских законов, утвержденный вельможами и народом, представляет собою исключительно народные понятия лангобардов: влияния духовенства тут нет, потому что лангобарды никогда не допускали епископов к участию в совещаниях вельмож. Лангобардские законы относятся почти исключительно к сельскому быту, о делах городской жизни в них нет почти ничего, потому можно думать, что лангобарды первоначально жили в своих имениях, что храбрые фары (бароны), овладевшие богатыми землями, проводили жизнь по старогерманскому обычаю в своих сельских домах среди своих подданных, занимаясь военными упражнениями, охотой, между прочим, соколиной охотой, чужда­ясь мирных занятий промышленностью и торговлей; можно думать, что поэтому города сохраняли под владычеством лангобардов римское устройство, и управление ими было оставлено исключительно в руках муниципальных властей. Лангобардские «гастальды» или графы и судьи (judices), правившие от имени короля, вероятно редко вмешивались во внутренние дела городов, заботясь лишь о том, чтоб они повиновались королю. Эти правители были высшими судьями, заведывали отношениями городов к королю и его советникам, охраняли интересы тех лангобардов, которые жили в городах и долго оставались там людьми, не входящими в состав городского общества.