Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философский энциклопедический словарь.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
07.08.2019
Размер:
5.49 Mб
Скачать

280 Корнфорт

ного естеств. путём. Гипотеза Канта—Лапласа (2-я пол. 18 в.) возродила на новом уровне знания очень древнюю догадку о возникновении небесных объектов (планет, Солнца) из разрежённого вещества (частиц, движущихся в пустоте) и дала импульс всем последую­щим космогонич. гипотезам и теориям. В совр. науке наиболее принятым является представление о том, что планеты. Солнце и др. звёзды возникли в результате конденсации разрежённых газа и пыли под действием сил тяготения. Успехи К. зависят от накопления науч. данных и развития теоретич. представлений о свойст­вах исходной среды, от достижений физики процес­сов конденсации и др.

КОСМОЛОГИЯ (от греч. κόσμος — мир, Вселенная и λόγος — учение), область науки, в к-рой изучаются Вселенная как целое и космич. системы как её части. Древнейшие космологич. представления нашли отра­жение в мифах, становление же науч. К. было подго­товлено победой гелиоцентризма над геоцентризмом и открытием закона всемирного тяготения. Совр. К. основана на общей теории относительности (теории тя­готения) А. Эйнштейна, принципы релятивистской К. (теории расширяющейся Вселенной) сформулированы в 20-х гг. 20 в. сов. математиком А. А. Фридманом и др., важнейшими наблюдат. подтверждениями явля­ются закон красного смещения, открытый амер. астро­номом Э. Хабблом в 1929, и реликтовое излучение, открытое в 1965. К нач. 80-х гг. 20 в. происходит всё более тесное смыкание К. с физикой элементарных частиц на основе единой теории существующих в при­роде сил (электромагнитных, сильных, слабых и гра­витационных).

К. стремится объяснить совр. состояние Вселенной (Метагалактики) как результат необходимого и зако­номерного развития, последовавшего за произошед­шим 10—20 млрд. лет назад изначальным взрывом. В ходе расширения, продолжающегося и в наст. время, менялись физич. условия (температура, плотность ве­щества и др.), сформировались элементарные частицы, атомы, звёзды, планеты, галактики и их системы. Эти процессы в принципе описываются известными зако­нами физики, за исключением первых малых долей секунды от начала расширения, за к-рые, с т. зр. совр. науки, Вселенная прошла богатую событиями много­этапную эволюцию. Для её описания совр. физика, вероятно, должна быть обобщена, в частности в нап­равлении объединения квантовой теории и общей те­ории относительности. К. нащупывает подходы и к пониманию природы изначального взрыва. Вопрос о том, будет ли расширение продолжаться беспредельно или сменится сжатием, остаётся пока открытым. Его решение зависит от знания соотношения вели­чин средней плотности вещества и скорости расшире­ния, к-рые пока известны недостаточно точно. Вслед­ствие этого неясно также, является ли безграничное пространство Вселенной замкнутым (конечным) или открытым (метрически бесконечным). Развитие К. ока­зывает существ. влияние на эволюцию совр. картины мира.

КОСМОПОЛИТИЗМ (от греч. κοσμοπολίτης — космопо­лит, гражданин мира), идеология т. н. мирового граж­данства, реакц. бурж. идеология, отрицающая гос. и нац. суверенитет, проповедующая отказ от нац. тра­диций, нац. культуры, патриотизма. По свидетельст­ву Диогена Лаэртия, слово «космополит» было впер­вые употреблено киником Диогеном Синопским (VI 63). Плутарх приписывал приоритет Зенону из Кити-она (Plutarchi Мог. 329 А—В). По Эпиктету, Сократ был космополитом, и он же создатель этого термина: «Если верно то, что утверждают философы о родстве между богом и людьми, тогда на вопрос о родине чело­век должен отвечать словами Сократа: я не афинянин или коринфянин, а я космополит...» (Disc. I 9, 1). По­добное свидетельство содержится и в соч. Цицерона. По мнению нек-рых исследователей, идея К. встреча-

ется уже у софистов Антифонта и Гиппия и частично у Теофраста (см. Das Weltbürgertum in der Antike, «Die Antike», B.—Lpz., 1926, Bd 2, H. 3, S. 178).

Кризис антич. полиса и создание разноплеменно­го гос-ва Александра Македонского явились причи­ной появления разных по содержанию космополитич. воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатация (Александр Македонский, Марк Аврелий). К. киников Антисфена и Диогена Синопс-кого выражал отрицат. отношение к полису. Стоики, гл. обр. Зенон из Кптиона, в космополитич. идеале иска­ли обществ. форму, к-рая сделала бы возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. Космополитич. идеи киренаиков выражались в сло­вах: «ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и отечест­во»).

В эпоху феодализма осн. носителем реакц. космо­политич. тенденций выступала католич. церковь. В период Возрождения идеи мирового гражданства бы­ли направлены против феод. раздробленности (Дан­те, Кампанелла). Абстрактно-гуманистич. идеал ми­рового гражданства в эпоху Просвещения выражал идеи освобождения индивида от феод. оков (Данте, Петрарка, Пико делла Мирандола, Вивес, Рабле, Мон-тень, Эразм Роттердамский).

Идеологи революц. буржуазии во Франции в эпоху Просвещения в борьбе против феодализма выдвигали гуманистич. идеал человечества. В Германии, в противо­положность феодально-партикуляристскому «патрио­тизму» и княжескому деспотизму и религиозности, идеи мирового гражданства развивали Лессинг, Гёте, Шил­лер, Кант, Фихте в своеобразном единстве с патриоти­ческими идеями, отражая стремление к национальному единству.

Позднее бурж. К. приобретает реакц. характер, он отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль. «Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производст­во и потребление всех стран космополитическим» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 427). К. не исключает бурж. национализма и шовинизма угнетающих наций, а возникает на его почве.

Космополитич. идеи получили особое распространение в эпоху империализма. В борьбе против нац.-освободит.

движения идеологи империалистич. буржуазии усиливают проповедь «устарелости» нац. суверенитета. Объективная тенденция капитализма к «интернациона­лизации», действующая наряду с тенденцией к обра­зованию национальных гос-в, вызывает попытки «обо­сновать» необходимость создания наднациональных сообществ.

К. не образует отд. направления в совр. бурж. фи­лософии или социологии, он представляет собой неотъем­лемую часть идеологии империализма: бурж. политич. науки (проповедь мировой политич. интеграции, над-нац. блоков и межгос. монополистич. орг-ций); эконо-мич. теории (реакционно-утопич. проекты создания планируемой мировой капиталистич. экономики); пра­ва (теории междунар. правосубъектности личности и т. н. мирового права, основанные на отрицании нац. и гос. суверенитета). Космополитич. идеи создания мирового гос-ва или мировой федерации выдвигаются в совр. условиях также представителями гуманистич. пацифизма (напр., предложение о превращении ООН в мировое гос-во). Подобные теории носят явно утопич. характер, т. к. не учитывают существования гос-в с различным социальным строем, а также борьбы наро­дов за сохранение нац. суверенитета, за нац. освобож­дение.

Пролет. интернационализм противоположен бурж. К., призывающему к слиянию наций путём насильств. ассимиляции и закабаления народов мира империа­лизмом. Марксисты рассматривают перспективу сбли­жения, а затем и слияния наций ст. зр. объективного хода обществ. развития, свидетельствующего о том,

что слияние наций — это длит. процесс, наступаю­щий в результате освобождения и расцвета наций и происходящий совершенно добровольно (см. В. И. Ле­нин, ПСС, т. 22, с. 136).

• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; их же, Святое семейство..., там же, т. 2; их же, Нем. идеология, там же, т. 3; Л е н и н В. И., О праве наций на самоопределение, ПСС, т. 25; е г о ж е, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, О ка­рикатуре на марксизм и об «империалистич. экономизме», там же, т. 30; Модржинская Е. Д., К.— империалистич. идеология порабощения наций, М., 1958; Кузьмин Э. Л., Мировое гос-во: иллюзии или реальность?, М., 1969;Социоло-гич. проблемы междунар. отношений, М., 1970.

Е. Д. Модржинская.

КОСМОС (греч. κόσμος, лат. mundus), термин др.-греч. философии для обозначения мира как структурно орга­низованного и упорядоченного целого. В дофилос. употреблении значение слова К. варьирует от внешне зримого, тектонически организованного «строения», «украшения», «наряда» до понятия внутр. структуры, особенно социальной — политической (гос. строй, «по­рядок» — Геродот) я военной (воинский строй или ряд как противоположность беспорядочной рассеянности элементов-воинов — начиная с Гомера, а также «дис­циплина» и «чинность» в поведении индивида; ср. рус. «ряд» и особенно «чин» в др.-рус. смысле). Пути про­никновения термина «К.» в филос. лексикон остаются неясными. Свидетельство «Мнений философов» (Plac. II 1,1) о том, что «Пифагор первым назвал универсум „космосом", исходя из порядка (τάξις), к-рый в нем наличен», не согласуется с тем, что термин «К.» упот­ребляется в космологич. контексте уже у милетских философов [несомненно, у Анаксимандра 12 А 9 DK о концентрич. сферах «элементов» (κόσμοι) внутри сфе-рич. мира-небосвода (ουρανός)]. Впервые К. как «ми-рострой», «мир» бесспорно засвидетельствован ок. 500 до н. э. во фрагментах Гераклита (В 30, В 124-51, 107 Marcovich), зависимость к-рого от Пифагора весьма сомнительна, и затем прочно входит в натурфилос. лексикон досократиков (Парменид, Эмпедокл, Анак­сагор, Филолай, Демокрит, Диоген Аполлонийский и др.). В системах, допускающих множество «миров» (особенно в атомистич. традиции), К. всегда обозна­чает «упорядоченную часть» Вселенной и противопо­лагается понятию το πάν — «универсум» (т. е. пример­но соответствует понятию солнечной системы). У Пла­тона и Аристотеля (особенно трактат «О небе») с тер­мином К. конкурирует термин ουρανός — «небо», окон­чательно уступающий место К. начиная с эпохи элли­низма.

Идея К. как разумной и прекрасной упорядочен­ности была изначально чревата, с одной стороны, те-леологизмом и возможностью осмысления К. как резуль­тата целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (частично эти возможности были реализова­ны уже Анаксагором, полностью — Платоном в «Ти-мее»), с другой — обожествлением самого К.: панте­измом или космотеязмом. Др.-греч. восприятие К. (осо­бенно у Платона, Аристотеля и стоиков) как предель­ной полноты бытия, как эстетически прекрасного, со­вершенного, «всеобъемлющего» и невинного сущест­ва составляет историч. антитезу иудео-христ. концеп­ции «ущербности» природы как результата грехопа­дения, равно как и неприятию мира как творения зло­го демиурга в гностицизме.

• Аверин ц ев С. С., Порядок К. и порядок истории в ми­ровоззрении раннего средневековья, в кн.: Античность и Ви­зантия, М.,1975, с. 266—85; его же, Поэтика ранневизант. лит-ры, М., 1977,с. 84—108; Ρ о ;к а н с к и и И. Д., Развитие естествознания в эпоху античности, ч. 2 — Эволюция идеи Κ.,Μ., 1979; Kranz W..Kosmos, Bonn, 1958 (Archiv für Begriffsgeschichte, Bd 2, Tl 1—2); Kerscliensteiner J., Kosmos. Quellenkritische Untersuchungen zu den Vorsokratikern, Münch., 1962 (библ.); P u h v с l J., The origins of Greek kosmos and Latin mundus, «American Journal of Philology», 1976, v. 97, Λβ 2, p. 154—67 (этимология).

КОСМОС 281

КОТАРБИНЬСКИЙ (Kotarbinski) Тадеуш (31.3.1886, Варшава,— 3.10.1981, там же), польск. философ и ло­гик. В 1957—62 президент Польск. АН. Иностр. чл. АН СССР (1958).

Будучи одним из осн. представителей львовско-вар-шавской школы, К. занимал позицию, близкую к ма­териализму, рассматривая психическое как отраже­ние объективной реальности, принципиально доступ­ной чувств. восприятию. Эти взгляды сочетались со стремлением к макс, рационализации процесса поз­нания, средством к-рой К. считал логич. реконструкцию языка науки как условие освобождения его от смут­ных и неоднозначных понятий. В 20-х гг. К. сформу­лировал направленную против субъективно-идеалис-тич. и неореалистич. интерпретаций науки программу «реизма», или «конкретизма» (от лат. res — вещь, соn-cretio — материя, вещество). Её осн. постулаты: ре­ально существуют только вещи (тела), свойства и от­ношения не существуют помимо вещей; каждому име­ни (термину) соответствует реальная вещь; общие име­на, а также названия свойств и отношений должны рассматриваться как метафоры или сокращения, к-рые в языке науки должны быть элиминированы. Номи-налистич. программа «реизма» встретилась с серьёзны­ми трудностями. В более поздних работах К. признал объективность свойств и отношений, настаивая, од­нако, на вторичном, производном характере их суще­ствования. К. принадлежат оригинальные работы по теории вывода, логич. семантике, истории логики.

Идею рациональной реконструкции К. перенёс в сферу этики и практич. деятельности. Он сформули­ровал программу праксеологии как общей теории ра­циональной деятельности. Осн. принцип этич. кон­цепции К., к-рую он противопоставлял бурж. утили­таризму, а также религ. морали, гласит: человек дол­жен стремиться к уменьшению зла в жизни всех существ,

на судьбы к-рых он может оказать влияние. Демократизм и гуманизм этики К. ослабляются абст­рактностью её осн. категорий («голос совести», одина­ковый для всех людей, в любых обществ.-историч. ус­ловиях и др.).

• Utylitaryzm w etyce Milla i Spencera, Krakow, 1915; Wybor pism, t. l — 2,Warsz., 1957—58; Elementy teorji poznania, logiki formalnej i metodologii nauk, Wroclaw, 19612; рус. пер.— Избр. произв., M., 1963; Трактат о хорошей работе, М., 1975.

• Нарский И. С., Берников M. Н., Номиналистич. материализм Т. К. и С. Лесневского, «ФН», 1972, M 4; В е р-ников M. H., Методологии, анализ кризиса филос. идеа­лизма. На материалах польск. философии кон. 19 — 1-й трети 20 вв., К., 1978; ,Т я w o r s k i M., T. Kotarbinski, Warsz.,1971; Philosophy of T. Kotarbinski, «Dialectics and humanism», 1977, v. 4, M 1.

КРАСОТА, см. Прекрасное.

КРАТИЛ (Κρατύλος) из Афин (2-я пол. 5 в.—нач. 4 в. до н. э.), др.-греч. философ. По преданию, после­дователь Гераклита и учитель Платона; гл. персонаж платоновского диалога «Кратил» (осн. источника о его жизни наряду с «Метафизикой» Аристотеля). Согласно Платону и Аристотелю, К. признавал всеобщую из­менчивость вещей и высказывался о природе имени, но если, по Платону, он заявлял, что всякое имя обладает правильностью, обусловленной природой именуемой им вещи, то, по Аристотелю, К., ссылаясь на измен­чивость («В одну и ту же реку нельзя вступить и еди­ножды»,— говорил он, возражая Гераклиту), вооб­ще отрицал к.-л. возможность правильно назвать вещь и предпочитал указывать на неё пальцем. Это проти­воречие, вероятно, отражает эволюцию во взглядах К. под влиянием (сократовской или платоновской) критики чувств. познания: иных вещей, кроме чувст­венных, К. не признавал. По Платону, К. также ут­верждал, что все законы правильны и что всякое выс­казывание истинно. Близкие этому идеи встречаются у Антисфена и нек-рых софистов.