Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
кожевников.docx
Скачиваний:
32
Добавлен:
06.08.2019
Размер:
58.12 Кб
Скачать

15. Этническая преступность: ее влияние на безопасность государства.

Это антизаконная деятельность, совершаемая лицами, объединёнными по национальному признаку. В современной России сложился целый ряд национальных группировок, контролирующих определённые сферы жизнедеятельности (торговля, финансы, производство). На территории России эти группировки, в основном, состоят из представителей некоренных наций (азербайджанцы, таджики, китайцы и т. д.). Так же существуют организованные преступные сообщества, состоящие из выходцев некоторых республик в составе России (чеченцы, дагестанцы и т. д.), которые ведут свою деятельность на территории исторического проживания других наций. Наиболее высокая концентрация этнических преступников наблюдается в Москве и других крупных городах России . В наиболее общем смысле слова, под этнической преступностью следует понимать явление повышенного уровня преступности среди лиц составляющих определённую этническую группу. Более узкой (но не непременной) разновидностью этого определения следует считать явление повышенного уровня преступности среди лиц, составляющих определённую этническую группу, этология которого не сводится к экономическому положению этой группы, но существенным образом определяется этнокультурными факторами (характерным для этой группы правовым сознанием, её групповой этикой, в частности этикой по отношению к членам внешних групп в противопоставлении к членам собственной группы — «ограбить русского не преступление, а геройство» и т. д.). Как следует из вышесказанного, русских этнических преступных группировок в России практически нет. Преступность среди Русских существенно ниже, чем среди тех же кавказцев. Другими словами, этническая преступность — это преступность, мотивирующим фактором которой являются этнокультурные установки, поощряющие или оправдывающие совершение преступлений в отношении лиц иной национальности. Ответ на вопрос, наблюдается ли русская этническая преступность, это определение также даёт отрицательный. Под данное определение потенциально могут попасть только преступления «скинхедов», каковых, при ближайшем рассмотрении, за последние годы можно насчитать (из публиковавшихся дел) одно или два. Возможно, если включать непубликовавшиеся дела, их немного больше, но так или иначе речь идёт о чрезвычайно редких, штучных случаях. Действия скинхедов мотивируются не априорным представлением об этическом неравноправии нерусских вообще по сравнению с Русскими, а опытом столкновения с поведением конкретных диаспор в отношении Русских, т. е. являются защитной реакцией вызванной опытом столкновения с массово агрессивно-этноцентричным поведением этих диаспор.

16. Социальный протест: сущность, формы и влияние на безопасность общества (региона).

Активный социальный протест по всей России стал привычным элементом политической жизни. Взяться за эту тему заставило то обстоятельство, что тема социального протеста в России находится далеко на периферии внимания политологов, социологов, политиков, журналистов. Практически никто не рассматривает социальный протест в России как некое явление нашей жизни с самостоятельным происхождением и самостоятельной ролью.

Большая часть материалов по социальному протесту посвящена протестам против монетизации льгот, прошедшим в 2005 году, когда ожидалось, что разъяренные пенсионеры сбросят правительство, а может быть, и самого президента. Тогда тему социального протеста обсуждали весьма бурно и активно. Но потом, когда стало понятно, что протест против монетизации льгот выдохся, да и силы пенсионеров уже не те, что в начале 1990-х годов, когда они были в состоянии серьезно встряхнуть государство, внимание к социальному протесту снова сошло на нет.

Хотя как раз после 2005 года в России появились мощные, активные и долговременные протестные движения: борьба дольщиков в строительство жилья за свои права, борьба против строительства нефтепровода вдоль Байкала, борьба автомобилистов против запрета праворульных автомобилей, борьба против точечной застройки в разных городах и другие, часть из которых достигала успехов. Можно сказать, что с начала 2006 года организованные протестные движения стали частью политической жизни страны.

Теперь, если и делаются попытки анализировать протестные движения, то только в рамках предвыборной кампании и попыток определения электоральных предпочтений. Вот весьма типичный пример — статья Михаила Тульского «Социально-политические настроения перед выборами — 2007». Большая статья, наполненная данными социологических опросов, в которой затрагивается также и потенциал социального протеста. Но в качестве главного тезиса в начале статьи сказано: «Как показал последний опрос Центра социального прогнозирования (ЦСП), лишь два социальных противоречия большинство россиян считают очень острым: 1. пропасть между богатыми и бедными; 2. пропасть между властью и народом».

Этот тезис проложил рельсы, по которым покатился весь последующий анализ. Опрос Центра социального прогнозирования показал, что основная часть проблем, волнующих населений, имеет социальный характер, из чего авторы анализа сделали вывод, что наибольшей популярностью среди населения пользуются левые (социалистические и коммунистические) идеи.

Главное уязвимое место любого анализа, основанного на социологических опросах, состоит в том, что опрос ориентируется на слова, и ставит знак равенства между тем, что человек говорит, и что человек делает.

Между тем, совершенно очевидно, что от слов до дела есть дистанция огромного размера, и совсем нетрудно найти людей, которые на словах выражают самые радикальные взгляды, но на деле никогда не делали даже робких попыток реализовать их. Потому, с нашей точки зрения, более логичным будет изучение того, что люди в России делают для реализации своих протестных настроений. То есть, основным объектом изучения будут акции протеста, митинги, забастовки, голодовки и так далее.

Открытые источники дают хорошие возможности для изучения акций социального протеста в России. На основании изучения сообщений в СМИ, с начала сентября по начало ноября 2007 года, то есть за 60 дней, можно зафиксировать, что в разных регионах России состоялось 160 акции протеста, которые обладали достаточным значением, чтобы о них было упомянуто в средствах массовой информации.

В среднем, в день проходило 3 акции протеста в том или ином регионе России. Бывали моменты, когда одновременно могло проходить до 10-12 акций, в том числе по несколько акций в одном городе (Москва, Санкт-Петербург, Самара и другие города), а бывали дни затишья. Чаще всего это было связано с тем, что протестные акции удобнее всего проводить в выходные дни, когда к ним присоединяется больше участников. Но в целом, протестная активность была достаточно равномерной, и не было такого, чтобы на неделе народ в России совсем не протестовал.

Акции социального протеста можно разделить на две крупные категории: разовые акции и долговременные акции. Первые представляют собой результат возмущения каким-то событием или решением, и представляют собой, по сути, активную реакцию политических прав граждан России. Вторая категория социального протеста более сложная. Долгосрочные акции протеста — не просто результат возмущения, а цель добиться кардинальных перемен и решения вставшего вопроса. Долговременные акции могут продолжаться месяцами, состоять из десятков различных акций: митингов, пикетов, лагерей, обращений в государственные органы, кампании в СМИ. В последнее время стала резко набирать популярность такая акция долговременного протеста, как установка палаточных городков. За долговременными акциями всегда стоит сплоченная группа граждан, для которой достижение конечного результата протеста жизненно необходимо. Они определяют стратегию и тактику протеста, планируют акции, ведут организационную работу.

По тематике протесты можно классифицировать следующим образом (вместе с количеством протестов за рассматриваемый период):

Классификация акций протеста

Протест против точечной застройки Экологические протесты

Забастовки и другие трудовые конфликты Движение за права обманутых дольщиков в строительстве жилья

Бытовые протесты (повышение цен, транспорт, самоуправство властей) Пенсионные протесты

Национальные и религиозные протесты Протесты против ущемления прав владельцев земли

Политические протесты Протесты предпринимателей Голодовки Протесты в образовательной сфере

Во-первых, подавляющее большинство протестных акций и кампаний не политизировано, не привязано к политическим партиям, и тем более не ориентируется на предвыборную кампанию. Протестная активность практически не изменилась с началом предвыборной агитации, а лозунги и требования не были связаны с политической борьбой. Социальный протест составляет самостоятельное явление, которое существует отдельно от политических партий.

Во-вторых, протестующий гражданин России не ставит себе каких-либо глобальных целей, а выражает свое возмущение по совершенно конкретным вопросам, которые касаются его личных интересов.

В-третьих, формирование протестных организаций и движений связано с совпадением интересов достаточно большого круга протестующих. Из числа протестующих выдвигаются люди, готовые взять на себя руководящие функции, которые и осуществляют руководство протестными акциями.

В-четвертых, протестное движение существует только до тех пор, пока не решен вопрос, приведший к его возникновению. Как только он решен, движение распадается.

Единственный вариант, при котором социальный протест может выйти за рамки решения конкретного вопроса, состоит в том, что если решение вопроса будет полностью блокировано и все возможности будут исчерпаны, то тогда протестное движение может перейти к политическим лозунгам и силовым методам. Акция протеста, в принципе — признак того, что в администрировании допущены грубые ошибки. Если быстро пойти навстречу требованиям граждан и исправить допущенные ошибки, то протесты будут исчезать также легко, как и появлялись.