Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
gribanov.rtf
Скачиваний:
13
Добавлен:
21.07.2019
Размер:
3.99 Mб
Скачать

Какова же правовая природа этого годичного срока?

Этот годичный срок, который начинает течь со дня возникновения права собственности на второй дом (дома), закон называет сроком <для добровольного отчуждения собственником дома (домов)>. Из этого следует, что закон предоставляет собственнику право в течение этого срока произвести отчуждение дома по своему усмотрению как гражданину, так и организации и любым дозволенным законом способом. Это, следовательно, есть прежде всего срок осуществления собственником права распоряжения своим имуществом и уже по этой причине не может быть признан сроком исковой давности.

Вместе с тем, предоставляя собственнику годичный срок для осуществления этого права, закон обязывает собственника осуществить его под угрозой лишения этого права. Если собственник не произведет в течение года отчуждения дома в той или иной форме, этот дом по решению исполкома местного Совета подлежит принудительной продаже в установленном законом порядке. Вырученные от продажи суммы за исключением расходов, связанных с принудительной продажей, возвращаются собственнику. Если же ввиду отсутствия покупателей строение не будет продано в принудительном порядке, то по решению исполкома местного Совета оно переходит безвозмездно в собственность государства.

Таким образом, неосуществление собственником права распоряжения вторым строением в течение установленного законом годичного срока влечет за собой не только утрату права его <добровольного отчуждения> в течение этого срока, но в последующем приводит также и к утрате права собственности на этот дом. Поскольку право собственности в СССР носит бессрочный характер, то с истечением указанного годичного срока это право может быть досрочно прекращено, постольку срок этот также является сроком пресекательным.

К пресекательным следует отнести также предусмотренные ст. 145 ГК сроки возврата найденных вещей потерявшему их лицу, а также предусмотренные ст. 147 сроки возврата собственнику безнадзорного или пригульного скота.

Лица, нашедшие потерянную вещь, либо организация, которой эта вещь передана, обязаны возвратить вещь потерявшему ее лицу, а если это лицо не будет обнаружено, то передать ее на хранение в милицию либо исполкому сельского Совета депутатов трудящихся. Милиция и исполнительный комитет сельского Совета депутатов трудящихся обязаны хранить эту вещь в течение шести месяцев. Если в течение этого срока потерявший вещь будет обнаружен, то вещь ему возвращается. Если же потерявший вещь в течение шести месяцев не будет обнаружен, то вещь безвозмездно переходит в собственность государства.

Обнаруженный и задержанный кем-либо безнадзорный и пригульный скот должен быть возвращен собственнику. Если же собственник его неизвестен, то задержавший его обязан в трехдневный срок сообщить об этом милиции либо исполкому сельского Совета депутатов трудящихся.

Органы милиции или исполком сельского Совета принимают меры к розыску собственника скота, а на это время передают скот на содержание близлежащему совхозу или колхозу. В случае обнаружения собственника скота в течение шести месяцев (в отношении рабочего и крупного рогатого скота и их молодняка) или в течение двух месяцев (в отношении мелкого скота и его молодняка) со дня передачи скота на содержание колхозу или совхозу скот возвращается собственнику. При этом собственник обязан возместить совхозу или колхозу стоимость содержания скота с зачетом выгод, которые были ими получены от его использования.

Если в течение указанных сроков собственник скота не будет обнаружен, то он утрачивает право собственности на этот скот, который безвозмездно переходит либо в собственность колхоза, которому он был передан на содержание, либо также безвозмездно переходит в собственность государства и передается в оперативное управление совхозу, где он содержался.

Срок хранения находки и сроки содержания безнадзорного и пригульного скота однотипны по своему характеру. Их особенности определяются спецификой возникающих в данном случае отношений.

Особенность рассматриваемых отношений состоит в том, что законодатель, определяя порядок передачи на хранение найденных вещей и передачу на содержание колхозам и совхозам безнадзорного и пригульного скота, конструирует отношения между хранителем (содержателем) и собственником имущества, как обязательственные отношения по хранению (содержание следует рассматривать как квалифицированное хранение) со строго определенным сроком хранения и востребования собственником своего имущества.

Из этого следует, что сроки, установленные ст. ст. 145, 147 ГК, это не сроки исковой давности, а лишь сроки хранения и возврата собственнику утраченного имущества. О сроках исковой давности применительно к данным случаям можно было бы говорить лишь тогда, когда собственник в установленные сроки обратился бы с требованием возврата находки или безнадзорного или пригульного скота, но организации, у которых это имущество находится на хранении, отказали бы ему в возврате имущества. В этих случаях установленные ст. ст. 145, 147 сроки вообще перестают действовать ввиду обнаружения собственника и начинает течь обычный срок исковой давности.

Однако это обязательство хранения имущества необычное. Его особенность в том, что оно возникает не на основании договора, а предусмотрено самим законом на случай небрежного или бесхозяйственного отношения собственника к своему имуществу. Именно поэтому закон устанавливает, что с истечением сроков хранения этого имущества прекращается не только право на востребование этого имущества, но также и право собственности или иное основанное на законе или договоре право лица, утратившего имущество. В данном случае сроки существования права собственности не совпадают с указанными сроками. Утрата права собственности или иного права лицом, потерявшим имущество, в известном смысле может рассматриваться как санкция за неосуществление им права в надлежащем порядке. Поэтому эти сроки также следует считать сроками пресекательными.

В связи с признанием пресекательным срока возврата безнадзорного или пригульного скота возникает вопрос о том, может ли быть продлен этот срок в том случае, когда скот, принадлежащий совхозу и, следовательно, являющийся государственной социалистической собственностью, оказался ввиду необнаружения собственника в собственности колхоза. Как известно, ст. 17 Основ установила, что правила исковой давности не распространяются на требования о возврате государственного имущества из незаконного владения колхозов и иных кооперативных и общественных организаций или граждан. Однако эти правила к рассматриваемому случаю применены быть не могут, так как, во-первых, сроки востребования безнадзорного или пригульного скота не являются давностными, а являются пресекательными сроками, продление которых возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, и, во-вторых, скот, перешедший к колхозу после истечения указанных сроков, оказался у колхоза на законном основании, и потому правила о виндикации в данном случае не применимы.

Своеобразный пресекательный срок установлен ст. 510 ГК РСФСР для осуществления организацией права использовать произведение, переданное ей автором на основании авторского договора, в соответствии с его назначением.

По издательскому, постановочному или по иному другому авторскому договору организация, с которой автор заключил этот договор, приобретает право на использование переданного ей автором произведения. Содержание этого права состоит в использовании произведения установленным в договоре способом и в том, что никакая другая организация не вправе воспользоваться этим произведением без ее разрешения (кроме случаев, прямо предусмотренных законом). Соответственно и сам автор не вправе передать без согласия этой организации свое произведение для использования какому-либо другому лицу. Как предусматривает ст. 509 ГК, срок, в течение которого автор не вправе передать свое произведение другому лицу для использования, определяется типовыми договорами, но во всех случаях не может превышать трех лет со дня одобрения произведения организацией.

Из этого следует, что право организации на использование произведения также существует максимально лишь в течение трех лет.

Своевременное использование (опубликование, постановка и т. п.) произведения имеет большое научное, культурное или иное общественное значение. Поэтому новое гражданское законодательство не только предоставляет организации право использовать это произведение, но и обязывает ее к этому. Статья 510 ГК РСФСР предусматривает, что организация обязана <осуществить или начать использование произведения> обусловленным по договору способом и в установленный договором срок, который, однако, не может превышать двух лет со дня одобрения ею произведения.

Устанавливая такую обязанность осуществить право на использование произведения в течение максимального двухгодичного срока, закон вместе с тем предусматривает на этот счет и соответствующие санкции. Если организация не осуществит или не начнет использования одобренного ею произведения в указанный срок, то она обязывается выплатить автору обусловленное договором вознаграждение полностью. Вместе с тем автору предоставляется право отказаться от договора и потребовать возврата переданных по договору экземпляров произведения.

Несмотря на то, что в данном случае закон ставит расторжение авторского договора, а следовательно, и прекращение права организации на использование произведения в зависимость от усмотрения самого автора, указанный максимальный двухгодичный срок (или срок, предусмотренный договором) следует рассматривать как срок пресекательный по крайней мере в тех случаях, когда автор воспользовался правом на расторжение договора, которое является санкцией за неосуществление организацией своего права (обязанности) в установленный срок.

Таковы основные виды пресекательных сроков в советском гражданском праве. Рассмотрение их показывает, что для всякого пресекательного срока характерны три основные особенности.

  1. Пресекательный срок не тождествен со сроком существования субъективного гражданского права, действие которого прекращается с истечением пресекательного срока, хотя в некоторых случаях и может совпадать с ним по размеру.

  2. С истечением пресекательного срока субъективное гражданское право прекращается досрочно, то есть до истечения установленного законом или договором нормального срока его существования.

  3. Досрочное прекращение субъективного гражданского права с истечением пресекательного срока является правовой санкцией, применяемой к управомоченному лицу за неосуществление либо ненадлежащее осуществление принадлежащего ему права.

Примечания:

[417] <Советская юстиция>, 1964 г., N 10, стр. 27.

[418] См., например: В. А. Рясенцев. Применение судами сроков исковой давности (<Социалистическая законность>, 1950 г., N 4, стр. 28; <Социалистическая законность>, 1950 г., N 9, стр. 93).

[419] Г. Н. Амфитеатров. Права на жилые строения и пользование жилыми помещениями. М., Юриздат, 1948, стр. 54.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]