Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
госы для бухгалтеров в коммерч.организациях.doc
Скачиваний:
153
Добавлен:
17.04.2014
Размер:
1 Мб
Скачать
☆

13.Учет текущих обзательств и расчетов в составе деб. И кредиторской задолженности

В расчетах с покупателями может применяться как наличная, так и безналичная форма расчетов.

Расчеты наличными производятся в пределах 100000 руб. по одной сделке, а расчеты с участием граждан могут производится без ограничения суммы.

Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации продукции. Если за момент реализации Принимается момент оплаты ранее отгруженной продукции, то дебиторская задолженность учитывается по производственной себестоимости по Дт 45 с Кт 43. По мере оплаты отгруженной продукции Дт 51,52 и др. счетов Кт 90 ее списывают с Кт 45 в Дт 90. Одновременно начисляется НДС по реализованной продукции Дт 90 Кт 76.

Если за момент релиз. продукции принимается момент ее отгрузки, то дебиторская задолженность, отраж-ся по цене реализации прод-ии на сч. 62. К этому счету могут быть открыты субсчета 62-1 «Расчеты в порядке инкассо», 62-2 «Расчеты плановыми платежами», 62-3 «Векселя полученные» и другие.

На суммы оплаты за отгруженную продукцию , выполненные работы и оказанные услуги предприятие предъявляет расчетные док-ты покупателю или заказчику и делаются записи: Дт 62 Кт 90.

Дт 90 Кт 68 – начислен НДС;

При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности она списывается с Кт 62 в дебет счетов денежных средств.

Если по полученному векселю предусмотрено взимание процента от суммы векселя, то на величину процента кредитуют счет 91.

Для учета полученных авансов (предварительной оплаты) используется субсчет счета 62 «Расчеты по авансам полученным». Суммы полученные предприятием авансом отражаются на сч. 62 обособлено в виде кредиторской задолженности в корреспонденции со счетами денежных ср-в.

Одновременно производится начисление НДС Дт 62 «Авансы полученные» Кт 68

При последующей отгрузке прод-ии, выполнении работ (услуг) сумма начисленного НДС по авансу сторнируется (Дт 62 Кт 68 – сторно), а затем отражаются все операции, связанные с реализацией прод-ии в общеустановленном порядке с использ-ем счета 90 «Продажи».

Зачет полученных авансов производится внутренней записью по субсчетам 62 : Дт 62 «Авансы полученные» Кт 62.

Предприятия, выполняющие работы долгосрочного характера используются для учета выполненных этапов, имеющих самостоятельное значение, сч. 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

Аналитический учет по сч. 62 по каждому предъявленному покупателем и заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей – по каждому покупателю или заказчику.

Для обобщения информации о расчетах с дебиторами и кредиторами, не отраженных на счетах 60-75 предназначен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

К счету 76 могут открываться следующие субсчета:

76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» на нем отражаются расчеты по страх-ю имущ-ва и персонала (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию) орг-ии, в котором орг-я выступает страхователем.

На субсчете 76-2 « Расчеты по претензиям» отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам. Взаимные претензии возникают в основном из-за несоблюдения условий договоров и обязательств по расчетам.

Субсчет 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» использ-ся для расчетов по причитающимся орг-ям дивидендам и другим доходам. Подлежащие получению (распределению) доходы отражаются по Дт 76 и кредиту 91. Активы, полученные орг-ей в счет доходов, приходуются по дебету счетов учета активов и кредиту сч. 76.

Субсчет 76-4 « Расчеты по депонированным суммам» предназначен для учета расчетов с работниками предприятия по депонированным суммам. Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателя), суммы оплаты труда, дохода от участия орг-ии отражаются по кт 76 и Дт 70.

Кредиторскую задолженность, как и дебиторскую, можно разбить на две группы:

задолженность, возникающая в результате основной деятельности организации,

задолженность по другим операциям

К первой группе относится задолженность перед поставщиками. Кредиторская задолженность первой группы учитывается на счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”

К кредиторской задолженности второй группы относятся:

задолженность по различным платежам в бюджет - счет 68 “Расчеты по налогам и сборам”;

задолженность по платежам в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования - счет 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”;

задолженность страховым компаниям по заключенным договорам имущественного и личного страхования - счет 76, субсчет 1 “Расчеты по имущественному и личному страхованию”;

обязательства по выплате дивидендов - счет 75, субсчет 2 “Расчеты по выплате доходов”;

задолженность по операциям некоммерческого характера - счет 76.

К поставщикам и подрядчикам относят орг-ии, поставляющие сырье и другие ТМЦ, а также выполняющие и оказывающие различные виды услуг.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осущ-ся после отгрузки ими ТМЦ, выполнения работ, оказ-я услуг либо одновременно с ними.

Для обобщения инф-ии о расчетах с поставщиками и подряд. предназначен счет 60.

Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед пост-ми явл-ся расчетные док-ты (счета, счета – фактуры) и док-ты, свидетельствующие о факте соверш-я сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выплнении работ и услуг).

Дт 07,08,10,15,20,23,25,26,29,44 Кт 60 – акцептованы сч.- фактуры поставщиков

Дт 19 Кт 60 начислен НДС

Дт 60 Кт 50,51,55 Оплачены счета поставщиков или подрядчиков

Дт 60 Кт 62 – отражены суммы, зачтенные при взаимных расчетах

На 60 зад-ть отраж-ся в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим ТМЦ, несоответствия цен, обусловленных договором счет 60 кредитуют на соответ. сумму в корресп. со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

Без согласия орг-ии в безакцепном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, э/энергию, за канализацию, польз-е телефоном, почтово- телеграфные услуги.

Учет выданных авансов осущ-ся обособленно в отд. регистрах ан. учета . эти операции оформл-ся бух. записью:

Дт 60 Кт 50,51,52,55

Перечисл. Авансы учит-ся по дт этого счета до тех пор, пока не будут полностью выполнены ии док-но оформлены поставка мат.- произв-ых запасов или объемов предусмотренных договором работ и услуг.

При невып-ии договора поставки неисполь-ые ср-ва авансов возвращаются поставщиком на р/с покупателя. Возврат поставщиком неиспольз-ой суммы авансов оформляется: Дт 50,51,52,55 Кт 60

Ан. учет ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику.

При журнально – ордерной форме учета расчетов с поставщиками ведут в ж.о. № 6. В этом журнале синт. учет сочетается с аналитическим.