Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
21.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
17.07.2019
Размер:
2.09 Mб
Скачать

Жители дома, оказавшегося вмурованным в Берлинскую стену, совершают побег на Запад. Сентябрь 1961 г.

ческим — за одну „западную марку" требовали семь „восточных". Побриться стоило одну марку в обеих частях города. Экономные бюргеры западных секторов брились в восточных — у них оста­валось после этого шесть марок. В Западном Берлине безработ­ным давали пособие — 100 марок в месяц, и безработные гово­рили своим родственникам или друзьям, проживавшим в Восточ­ном Берлине: „Мы ничего не делаем и получаем 700 ваших ма­рок". Громкоговорители двух Берлинов с утра до ночи обличали друг друга. Это, как и многое другое, напоминало фронт».

Многие восточные немцы, пользуясь открытой границей, навсегда уезжали на Запад. Ежегодно так переселялись тысячи людей, что весьма беспокоило восточногерманские власти. Да и

ПЕРЕБЕЖЧИКИ

ЧЕРЕЗ БЕРЛИНСКУЮ СТЕНУ

Как выглядела Берлинская стена? Пи­сатель Виктор Некрасов в 1978 г. так описывал её: «Невысокая, метра два-три, на ней колючка, за ней в четыре ряда „ежи". Потом опять Стена, колюч­ка. И на всём 65-километровом протя­жении этого сооружения — кресты, кресты, кресты... Под ними те, кого настигла пуля восточного погранични­ка или автоматической самострельной установки».

Вдоль стены располагалось более двух­сот вышек для стрельбы по нарушите­лям границы. Тем не менее попытки пересечь её в западном направлении не прекращались всё время, пока су­ществовала стена. Чаше всего люди просто перелезали через стену, наде­ясь на удачу. Из этих перебежчиков по­гибло около двухсот человек.

Но нередко побеги совершали «с фан­тазией». Стену перелетали на планё­рах, под неё рыли подкопы. Известен случай, когда перебежчики переоде­лись в советские военные мундиры (причём один из них — в генеральский), после чего они спокойно проехали че­рез контрольно-пропускной пункт на автомашине. В. Некрасов приводил такой случай: «Тридцать шесть ребят, в основном студенты, и одна девушка в течение шести месяцев рыли туннель. И прорыли 145 метров на глубине 12 метров. 3 октября 1964 года двад­цать восемь человек спаслись по это­му туннелю, включая старика сердеч­ника, вылезшего из-под земли с сини­ми губами, и пятилетнего пацана, ко­торого удивило только то, что в тунне­ле не оказалось никаких чудовищ».

651

Ю. Ганф. «Американская посылка...

с двойным дном». Карикатура,

осуждающая продовольственную помощь

США Восточной Германии

(«Крокодил». 1953 г.).

в целом открытое настежь окно в «железном занавесе» совершен­но не отвечало общему духу эпохи.

В августе 1961 г. советские и восточногерманские власти при­няли решение закрыть границу между двумя частями Берлина.

Проснувшись утром 13 августа, берлинцы неожиданно об­наружили, что привычная дорога в другую часть города перекры­та. Её перегородила колючая проволока и взяли под охрану во­оружённые пограничники. Кроме того, за одну ночь на всём про­тяжении городской границы выросла знаменитая Берлинская стена. Её соорудили из бетонных плит.

Писатель Виктор Некрасов описывал фотографии в запад­ноберлинском музее Стены: «Сняты не только факты, мгновения: люди кидаются из окон, выбрасывают детей (внизу, правда, по­жарники), спускают вниз каких-то старух — нет, удалось схватить самое важное — психологию этих событий, лица... Особенно ГДРовских пограничников. Вот один, совсем молоденький, по­жалел малыша, которого разлучили с родителями, и растянул ко­лючую проволоку, чтобы тот мог проскочить. Но застукало на­чальство, и... Вот этот момент и заснят. Другой парень. Постар­ше. Пытался перебраться через Стену. Подстрелили. Целый час

пролежал, обливаясь кровью, пока его вытащили уже мёрт­вым. А в окнах люди, смотрят, молчат, боятся. Скоро эти окна замуруют».

Напряжение в городе рос­ло. Если с восточной стороны стену охраняли, то с запад­ной — её несколько раз пыта­лись разрушить. Погранични­ки тут же тщательно восстанав­ливали стену. Западные страны выразили протест по поводу разделения города.

Наконец в октябре проти­востояние достигло высшей точки. У Бранденбургских ворот и на Фридрихштрассе, возле главных пропускных пунктов, выстроились американские тан­ки. Им навстречу вышли совет­ские боевые машины. Более су­ток танки СССР и США просто­яли с нацеленными друг на дру­га орудиями. Периодически тан­кисты включали моторы, как будто готовясь к атаке.

Как вспоминал журналист Алексей Аджубей, 20 или 21 октября маршал Иван Конев попросил срочной встречи с

652

Никитой Хрущёвым. «Иван Степанович доложил, — писал А. Аджубей, — что моторы аме­риканских танков вот уже пол­часа работают на повышенных оборотах. Маршал Конев, чело­век, знающий, что такое война, нервничал. Хрущёв задумался». Затем он решительно сказал: «Отведите наши танки на со­седнюю улицу, но пусть там их моторы работают на таких же повышенных оборотах. При­бавьте шуму и грохоту от тан­ков через радиоусилители».

«Никита Сергеевич, они могут рвануться вперёд!» — не выдержал маршал.

«Не думаю», — отвечал ему Хрущёв.

Советские танки отошли на другую улицу, а вслед за ни­ми ушли и американские. На­пряжение несколько разряди­лось... Однако окончательно за­падные страны признали раздел города лишь десять лет спустя. Его оформило соглашение че­тырёх держав (СССР, США, Ан-

Родственники, разделённые пограничной проволокой. 13 августа 1961 г.

Пограничное оцепление у Бранденбургских ворот. 13 августа 1961 г.

653

глии и Франции), подписанное в 1971 г.

Во всём мире возведение Берлинской стены восприняли как символическое завершение послевоенного раздела Европы.

КУБИНСКИЙ РАКЕТНЫЙ КРИЗИС

1 января 1959 г. на Кубе побе­дила революция, во главе кото­рой стоял 32-летний партизан­ский вождь Фидель Кастро. Но­вое правительство начало ре­шительную борьбу с американ­ским влиянием на острове. За этот вызов Вашингтону Кубу окрестили тогда островом Сво­боды. Советский Союз полно­стью поддержал Кубинскую ре­волюцию. Однако власти Гава­ны серьёзно опасались воен­ного вторжения США.

В мае 1962 г. Никита Хру­щёв выдвинул неожиданную идею — разместить на острове советские ядерные ракеты. По­сол СССР на Кубе Александр Алексеев так передавал его ар­гументы: «Надо дать понять, что, напав на Кубу, американ­цы будут иметь дело не только с одной непокорной страной, но и с ядерной мощью Совет­ского Союза». Никита Сергее­вич шутливо добавлял, что им­периалистам «надо запустить ежа в штаны».

После некоторых раз­мышлений Куба ответила со­гласием на советское предло­жение. Летом 1962 г. на остров было отправлено грозное ору­жие — 42 ракеты с ядерными боеголовками и бомбардиров­щики, способные нести атом­ные бомбы. «Всё завертелось, — писал позднее Хрущёв. — Мы поставили ракеты. Этой силы было достаточно, чтобы разру-

Пограничники охраняют восточногерманскую границу в Берлине. 13 августа 1961 г.

После того как стена из-за многочисленных повреждений автомобилями частично разрушилась, была сооружена новая — из бетона. Фото 1963 г.

654

шить Нью-Йорк, Чикаго и другие промышленные города, а о Ва­шингтоне и говорить нечего. Маленькая деревня».

Переброска ракет проводилась в строжайшей тайне. Но уже в сентябре руководство США заподозрило неладное. 4 сентября президент Джон Кеннеди заявил, что США ни в коем случае не потерпят советских ракет в 150 км от своего берега. В ответ Хру­щёв заверил Кеннеди, что никаких советских ракет или ядерных зарядов на Кубе нет и не будет. Видимо, он рассчитывал пока со­хранить размещение ракет в тайне.

Однако 14 октября американский самолёт-разведчик сфо­тографировал с воздуха стартовые площадки для ракет. Стало ясно, что по меньшей мере одна ракета уже установлена. В об­становке строгой секретности руководство США начало обсуж­дать ответные меры.

Генералы предлагали немедленно разбомбить советские ра­кеты с воздуха и начать вторжение на остров силами морской пехоты. Но это привело бы к войне с Советским Союзом. Поэто­му Джон Кеннеди решил начать с более мягких средств.

22 октября президент обратился по радио и телевидению к американскому народу. Он сообщил, что на Кубе обнаружены со­ветские ракеты, и потребовал от СССР немедленно удалить их. Джон Кеннеди объявил, что США начинают военно-морскую бло­каду Кубы (он назвал её «карантином»). «Это лишь первый шаг», — угрожающе добавил президент.

24 октября по просьбе СССР срочно собрался Совет Без­опасности ООН. Советский Союз продолжал упорно отрицать наличие на Кубе ядерных ракет. Московские газеты так излагали речь советского представителя в ООН: «В. А. Зорин разоблачил извлечённые из кучи всякого хлама сотрудниками государствен­ного департамента США утверждения о так называемом „установ­лении советских ракетных баз" на Кубе».

Н. Хрущёв и Д. Кеннеди. Вена. 1961 г.

ПОЛЁТ ПАУЭРСА

Журналист Алексей Аджубей вспоми­нал: «1 мая 1960 г. во время парада Хрущёв нервничал. То и дело к нему на трибуне Мавзолея подходил воен­ный, отзывал в сторону. После очеред­ного доклада Хрущёв сдёрнул с головы шляпу и, широко улыбаясь, взмахнул ею над головой. Настроение у него исправилось».

Что же произошло? Советскому руко­водителю сообщили, что возле Сверд­ловска (ныне Екатеринбург) сбит аме­риканский самолёт-разведчик. Само­лёт летел на предельной высоте — око­ло 20 км — и фотографировал секрет­ные военные объекты. Он должен был пересечь всю страну с юга на север по линии Урала. Такие полёты соверша­лись и раньше, но высота в 20 км оста­валась недостижимой для советских зе­нитных ракет. Чтобы не обнаруживать свою слабость, советские власти ниче­го не сообщали о подобных наруше­ниях границы.

И вот наконец у Советского Союза появились новые высотные зенитные ракеты. Утром 1 мая самолёт-наруши­тель удалось сбить. Пилот Фрэнсис Гарри Пауэрс успел выпрыгнуть с па­рашютом. Его арестовали на месте при­земления.

Полёт Пауэрса стал причиной очеред­ного обострения «холодной войны». В середине мая в Париже намечалась встреча глав четырёх держав: СССР, США, Англии и Франции. Никита Хрущёв прибыл на встречу и немедленно потребовал от американского прези­дента Дуайта Эйзенхауэра извинений за полёт Пауэрса. Тот отказался изви­няться, и встреча сорвалась... В отно­шениях между Востоком и Западом на несколько лет наступили «заморозки».

Что же касается самого Пауэрса, то советский суд приговорил его к тюрем­ному заключению. Однако уже в фев­рале 1962 г. американского лётчика об­меняли на советского разведчика Ру­дольфа Абеля.

655

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]