Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛОГИКА уч.пособие МФЮА - Шнитман Г.В..doc
Скачиваний:
462
Добавлен:
17.04.2014
Размер:
2.2 Mб
Скачать
    1. Простой категорический силлогизм (Умозаключение из двух посылок)

Рассмотрим двухпосылочные умозаключения вида:

A1, А2 В.

Простой категорический силлогизм – это умозаключение, в котором от наличия некоторых отношений между терминами S и М и терминами Р и М, фиксируемых в посылках, приходят к заключению о наличии определенного отношения между терминами S и Р.

Общий термин, содержащийся в A1 и А2, связывает посылки и опосредует следование из них заключения В. Поэтому умозаключения такого вида часто называются опосредованными.

Примером силлогизма является умозаключение:

Слово «бег» обозначает действие.

Слово «бег» –- существительное.

Некоторые существительные обозначают действия.

В нем содержатся три высказывания: первые два являются посылками, а последнее – заключением. Средним термином является словосочетание «слово “бег”», связывающее термины посылок – «существительное» и «обозначает действие».

Термин

Сокращение

Определение

Меньший термин

S

термин, который является

субъектом заключения.

Больший термин

P

термин, который является

предикатом заключения.

Средний термин

M

термин, который является

общим для обеих посылок.

Будем далее называть посылку, содержащую меньший термин, меньшей посылкой, а посылку, содержащую больший термин, большей посылкой. Условимся также всегда помещать большую посылку на первое место, а под ней записывать меньшую посылку.

Приняв эти условия, можно все простые категорические силлогизмы разделить по так называемым фигурам. Каждая фигура – это множество простых категорических силлогизмов, имеющих одну и ту же структуру, определяемую расположением среднего термина в посылках:

Здесь цифрой 1 обозначается большая посылка, цифрой 2 – меньшая посылка, а цифрой 3 – заключение. Буква S обозначает меньший термин, буква Р – больший, а буква М – средний термин. Очевидно, что средний термин можно расположить только указанными четырьмя способами, поэтому существуют только четыре различные фигуры.

Если в фигуре указать тип высказываний, стоящих на местах посылок и заключения, то получим разновидность данной фигуры. Так, если взять I фигуру и предположить, что большая посылка, меньшая посылка и заключение – это высказывания типа а, то получим силлогизм (разновидность) I фигуры:

1. Всякий М есть Р

2. Всякий S есть М

3. Всякий S есть Р

Такого рода разновидности фигур называются их модусами.

В каждой фигуре имеется 64 модуса (разновидностей фигур), а по всем четырем фигурам – 256. Однако не во всех из них заключение логически следует из посылок. Те модусы, для которых следование имеет место, называются правильными. Всего существует (24) правильных модуса. Все они в средневековье получили специальные названия. Так, приведенный выше модус I фигуры называется Barbara (иногда пишут ааа, указывая последовательно слева направо тип высказывания большей, меньшей посылок и заключения).

Для Проверки правильности конкретных рассуждений, строящихся в форме простого категорического силлогизма, вовсе нет необходимости запоминать правильные модусы, знать их названия. Для этого можно воспользоваться семантическими условиями истинности категорических высказываний, задаваемых пунктами (1)-(4). Проверим, например, правильность рассуждения:

1. Ни одно ластоногое животное не есть рыба.

2. Все тюлени – ластоногие животные.

3. Ни один тюлень не является рыбой.

Это рассуждение осуществляется по модусу Celarent I фигуры, имеющему вид:

1. Ни один М не есть Р

2. Всякий S есть М

3. Ни один S не есть Р

Чтобы проверить его правильность, достаточно рассмотреть лишь такие модельные схемы, на которых посылки одновременно принимают значение «истина». Множество таких схем по трем переменным S, Р и М состоит в точности из следующих четырех модельных схем:

На каждой из этих схем термины М и Р, а также S и М находятся в таких отношениях друг к другу, что посылки «Ни один М не есть Р» и «Всякий S есть М» оказываются одновременно истинными. Проверяя теперь, в каком отношении на этих схемах находятся термины S и Р, обнаруживаем, что в каждой из них будет справедливо утверждать «Ни один S не есть Р», что и обосновывает наличие указанного следования.

Обоснование модуса Celarent означает, что умозаключение данной формы правильно для любых непустых и не универсальных терминов S, Р и М. Так, взяв в качестве S термин «правильный модус по I фигуре», в качестве Р – «физический закон» и в качестве М – «силлогизм», можем утверждать, что так как предложения «Ни один силлогизм не является физическим законом» и «Любой правильный модус по I фигуре – это силлогизм» истинны, то по модусу Celarent обязательно должно быть истинным и предложение «Любой правильный модус по I фигуре не есть физический закон».

Модельные схемы позволяют не только устанавливать, но и опровергать наличие логического следования. Для этого необходимо сначала выявить логическую форму рассуждения, а затем указать хотя бы одну модельную схему, на которой посылки будут истинными, а заключение – ложным. Пусть проверяется рассуждение:

1. Некоторые вещества, ускоряющие химические реакции, не участвуют в реакции.

2. Все катализаторы являются веществами, ускоряющими химические реакции.

3. Все катализаторы не участвуют в реакции.

Положив, что S – это «катализаторы», М – «вещества, ускоряющие химические реакции» и Р – «вещества, участвующие в химических реакциях», находим, что рассуждение имеет форму модуса оае I фигуры, то есть

1. Некоторый М не есть Р (о)

2. Всякий S есть М (а)

3. Ни один S не есть Р (е)

Приведенная сразу же под рассматриваемым силлогизмом модельная схема, как говорят в логике опровергает данный модус, так как на этой схеме обе посылки силлогизма будут истинными, а заключение – ложным. На основе этой схемы можно построить интуитивно более наглядный контрпример данному рассуждению. Для этого необходимо так подобрать термины S, P и М, чтобы посылки оказались истинными, а заключение – заведомо ложным. В нашем случае в качестве таких терминов можно взять, например, «треугольник» (М), «равносторонний треугольник» (Р) и «равноугольный треугольник» (S). Осуществляя теперь подстановку этих терминов в рассматриваемый модус оае I фигуры, получим умозаключение с истинными посылками:

1. Некоторый треугольник не является равносторонним.

2. Всякий равноугольный треугольник – треугольник.

и ложным заключением:

3. Всякий равноугольный треугольник не есть равносторонний треугольник.

Данное рассуждение показывает, что умозаключение вида

1. Некоторый М не есть Р (о)

2. Всякий S есть М (а)

3. Ни один S не есть Р (е)

не удовлетворяет отношению логического следования, так как имеются истинные посылки данного типа, при которых заключение оказывается ложным.

Семантический метод решения вопроса о правильности модусов сталкивается с той трудностью, что число возможных модельных схем отношений между терминами быстро растет с увеличением числа терминов. Если для случая одного термина существует ровно одна модельная схема, для двух различных терминов существует ровно семь различных модельных схем, то уже в случае трех различных терминов число всех отличных друг от друга модельных схем увеличивается почти до 200. Это делает необходимым нахождение более простых и не столь громоздких способов проверки правильности модусов простого категорического силлогизма.

Такой способ имеется. Он носит синтаксический характер и содержит перечень правил. Выполнение каждого правила является необходимым, а всех вместе – достаточным условием, чтобы считать некоторый модус правильным. Эти правила называются общими правилами силлогизма и подразделяются на правила терминов и посылок.

Модус простого категорического силлогизма является правильным, если и только если он удовлетворяет правилам терминов и посылок.