Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политические отношения и конституционное регули....rtf
Скачиваний:
16
Добавлен:
09.07.2019
Размер:
155.36 Кб
Скачать

2. Конституция и общество

Извечным является вопрос о роли конституции в общественном развитии. Думается, в этом плане особенно интересен тезис о конституции как базе гражданского общества. В отличие от многих других актов источники конституционного права в меньшей степени должны рассматриваться как средства воздействия государства на общество. В большей мере это акты, которым государство дает свою обязательную силу. И не более того. По целевому же назначению как конституции, так и иные акты конституционно-правового регулирования есть инструменты общественно-правового регулирования.

Надо сказать, что к этой задаче конституций и конституционного права у многих исследователей отношение настороженное по ряду соображений: во-первых, из-за широты самой категории общества и его "неподверженности" воздействию права; во-вторых, из-за боязни того, что нормы права как нормы, исходящие от государства, опутают общество и сделают его придатком государства, подчинят государству; в-третьих, из-за опасности безбрежного расширения границ конституционно-правового регулирования.

Безусловно, о такой опасности, как и о ее предотвращении, надо думать всегда. Но все-таки факт очевиден: само существование общества, возникающих в нем политических отношений требует конституционно-правового фундамента. Задача конституционного права - создать основы для всех политических отношений (а если требуется - то и для недопущения нежелательных политических отношений). Иначе говоря, определенные условия политического бытия оформляются в нормах конституционного права.

Установление конституционно-правовых основ общества - это как раз та особенность, которая характеризует современное российское конституционное право, и прежде всего Конституцию Российской Федерации. Причем общество рассматривается не как "придаток" государства, а как самостоятельное явление, хотя, естественно, и связанное с государством. И примечательно то, что основы общества устанавливает отрасль права, исходящая от государства. Иначе говоря, государство своими нормами способствует развитию общества не только как своему фундаменту, своей среде существования, но и как субстанции, живущей собственной жизнью. Основой этой жизни могут быть многие иные социальные нормы, однако если их недостаточно, тогда используется и такой вид социальных норм, как правовые (в данном случае - конституционно-правовые) нормы. В этом, кстати, предпосылка формирования такого состояния общества, когда будет возможно его называть уже "гражданским обществом", констатируя тем самым более высокий качественный уровень.

В частности, именно в нормах конституционного права можно (и нужно) записать, что вся общественно-политическая жизнь в стране основывается на принципах народного суверенитета (принадлежности народу всей полноты власти в обществе и государстве), демократии, уважения к личности, политического плюрализма (то есть идеологического многообразия и возможности создания различных политических объединений). Если надо провозгласить общий запрет посягательств насильственным путем на существующий социальный строй, разжигания розни между людьми - это тоже будет сделано посредством норм прежде всего Конституции и далее иных актов конституционно-правового регулирования.

Конституционное право применительно к обществу выполняет функции, типичные для права в целом: оно отражает существование одних политических отношений, признает нежелательными, не допускает другие. Конституционное право в определенной степени может прогнозировать и моделировать возникновение соответствующих общественных отношений, становясь их базой.

Например, в обществе должны быть различные формы выражения своего мнения меньшинством. Если конституции не фиксируют на этот счет каких-то гарантий, реальные политические отношения все равно могут возникать - в частности, в форме политического протеста, подпольных течений и движений, преследуемых властями, а то и вооруженных выступлений (гражданской войны). Если же конституции содержат гарантии, определенные политические отношения приобретают легальность и упорядоченность в случае своего появления - например, возможность создания различных, в том числе и не поддерживающих данный строй, политических партий.

Но в этом случае конституционное право идет уже несколько далее, закрепляя приемлемые правила "политического сосуществования", то есть политического состязания. А что-то конституционное право все равно объявляет невозможным и запрещенным (например, запрет общественных объединений, преследующих экстремистские цели - насильственное свержение конституционного строя, возбуждение национальной и религиозной розни, и т.п.).

Как раз современная действительность и подтверждает, что применительно к общественно-политической жизни конституции и конституционное право в целом не ограничиваются установлением основ и более подробно регулируют определенные политические отношения. Необходимость в такой миссии может быть обусловлена рядом обстоятельств:

а) если такое регулирование выгодно самим участникам подобных политических отношений и выглядит как установление гарантий их существования и деятельности.

Например, в принятии Федерального закона 2001 г. "О политических партиях"*(3) и регулировании в нем их общественно-политического и государственно-правового статуса были заинтересованы прежде всего сами партии, поскольку это помогает им бороться за ведущие позиции в политической жизни общества, в том числе в сопоставлении с иными общественными объединениями, добиваться избрания своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления;

б) если такое регулирование необходимо в интересах стабильного развития, а также безопасности граждан, общества, государства, чтобы определить рамки функционирования соответствующих общественно-политических институтов.

Например, может появиться акт государственного органа о запрещении какой-то идеологии, о необходимости борьбы с нею, о запрете создания и деятельности общественных объединений, проповедующих эту идеологию, если в их деятельности появляются признаки опасности, о которой сказано выше. А перед конституцией может стоять более глобальная задача - провозглашение отказа от закрепления господствующего положения какой-то идеологии в качестве государственной или обязательной, а также исключения из конституции соответствующих норм, если они ранее в нее были включены;

в) если такое регулирование необходимо, поскольку участники (субъекты) политических отношений не в состоянии обеспечить учет взаимных интересов без норм права либо посредством норм права, такой учет обеспечивается лучше, в более полной мере.

Можно говорить о том, что конституционно-правовые нормы - это своего рода правила игры, политического сосуществования. В отличие от иных социальных норм, нарушение которых может быть "ползучим" и ненаказуемым, конституционно-правовые нормы обычно сопровождаются такой формальной определенностью, что неследование им дает оппонентам основу для адекватных действий и обращения к общественному мнению;

г) если общественно-политические институты имеют выход на государство, властные механизмы, тогда тем более используется их конституционно-правовое регулирование.

Естественно, что названные выше условия (позиции "а"-"г") конституционно-правового регулирования негосударственных политических отношений могут существовать и по отдельности, и переплетаться.

Важно лишь то, что подобное расширение предмета конституций, а вслед за ними и в целом конституционно-правового регулирования - это закономерность нашего времени.

Кстати, нечто подобное происходит и в сфере частного права. Расширение гражданско-правового регулирования общественных отношений ни в коей мере нельзя считать усилением государственного вмешательства в частные имущественные и неимущественные обязательственные отношения. Речь идет о другом - о создании условий для развития этих отношений и правовых гарантий обеспечения интересов сторон.