Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Манифест педагогической революции.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
32.17 Кб
Скачать

Манифест педагогической революции

социальные аспекты обновления

© Константин Сельчёнок

Есть такое хорошо знакомое финансистам понятие — «бронзовый вексель». Оно означает обязательство, не обеспеченное средствами. Все реформы нашего образования мы можем без колебания назвать бронзовыми векселями педагогики, опротестованными нынешним нравственным и профессиональным уровнем общества.

Э.М. Черепахова

В основе теорий, моделей и концепций лежит парадигма — общий стиль мышления. Он опирается на ряд базовых метафор, определяющих принципиальное отношение человека к себе и к миру. В основе технократического, механицистского мышления лежат три метафоры — Гончара, лепящего мир из пассивной материи; Будильника, заводимого извне и функционирующего жестко и абсолютно предсказуемо; и Компьютера, программы механических вычислений которому придаются извне. Им противостоят холистические метафоры Биоценоза, как живого сообщества взаимозависимых автономных существ; Дерева, спонтанно вырастающего из семени согласно собственной программе развития; и Младенца, пластичного, но самоактивного. Анализ функционирования метафор в себе самих неизбежно приводит к необходимости отказа от ложных стереотипов и иллюзорных представлений. Но иного пути нет: не сменив саму основу мышления, сам характер инструмента восприятий и понимания, мы не в состоянии трансформировать природу собственных действий в направлении согласования их с существованием живого и разумного мира.

В основе экологического подхода к педагогике лежит многолетнее изучение результатов современных научных исследований в сфере психологии, физики, синергетики, социологии и семантики. Фактически речь идет о смене не только педагогической, но и общенаучной парадигмы, о которой мало кто из сегодняшних наставников имеет хоть какое-то оформленное представление. Однако особенность текущего момента такова, что образование не может плестись в хвосте разворачивающейся на наших глазах научной революции, как это имело место в прошлом. Сегодня коренные сдвиги в миросозерцании должны происходить в школах прежде, чем в вузах, тем более что сердцем они понятны каждому умному и порядочному человеку, то есть индивидууму, не страшащемуся свободно мыслить и принимать ответственность за воплощение в жизненную практику собственных пониманий. Сегодня революционный процесс в миросозерцании является по преимуществу психологическим, этическим и педагогическим.

Мистерия рождения грядущей цивилизации сегодня разыгрывается именно в сфере образования, в школьных классах, за столами экзаменаторов. Сможем ли мы по-новому осмыслить реальность и внести надлежащие изменения в процесс формирования юных сознаний? Сумеем ли решительно отказаться от устаревших взглядов на действительность самих себя и мира? Позволим ли взглянуть на реальность свежим взором новых поколений? Вопросы эти далеко не праздные, ибо от ответов на них во многом зависит само выживание человечества.

В настоящей работе мы не столько предлагаем и дополняем уже существующее, сколько пытаемся распаковать новые области смыслов посредством сознательной отмены бытующих ограничений и запретов. По характеру организации опыта современная педагогика представляет собой парадоксально противоречивую систему квазидолженствований, формальных регламентаций и скрытых, но оттого вовсе не становящихся менее жесткими, запретов. Поиск же животворной новизны может осуществляться лишь в открытом пространстве разрешенных и предоставленных возможностей. Фактически речь идет о процессе, в чем-то схожем с психоанализом, в котором в качестве пациента выступает педагог и вся система педагогических верований, в большинстве своем являющихся не просто искаженными, но именно патогенными. Дерепрессия, открытие, размораживание — таковы динамические метафоры, распахивающие путь к пониманию настоящей работы.

Предлагаемые новации носят модельный, демонстрационный характер. Естественно, трансформация всей «педагогической машины» — процесс грандиозный даже на уровне разработки новых видений, не говоря уже о колоссальном массиве методик, который необходимо разработать в исторически ограниченные сроки. Однако возглавляемая нами творческая группа трудится над этим денно и нощно, и к настоящему времени мы уже можем предложить целый ряд технологий и методик разработки принципиально новых подходов к обучению. Мы уверены в том, что, опираясь на раскрепощенный интеллект талантливых наставников, можно организовать непрекращающийся «мозговой штурм» в направлении поиска нового в практическом преподавании в общенациональном масштабе. Внедрение даже малой части уже накопленного и разработанного вдохнет новую жизнь в утомленные от пыльной скуки организмы школ.

Патогенная система верований закабаляет человека ложными страхами и иллюзорными ожиданиями негативного, которые реализуются в согласии с принципом самоосуществления «Кто чего боится — с тем то и случится». Многие суеверия и предрассудки обрели в формалистской репрессивной педагогике силу неписанных законов. Педагоги столь активно запрещают и столь беспардонно вмешиваются в жизнь своих подопечных, что не осознают даже вытесняемого ими из их же собственного сознания страха оказаться несостоятельными при попытке раскрепощенных детей сравнить авторитарные декларации наставников с их же собственным поведением. Но «шила в мешке не утаишь» — педагог непрерывно находится под бдительнейшим наблюдением десятков пар глаз и сам оказывается виден как на ладони.

Попробуйте на время изучения настоящей работы допустить, что предлагаемая концепция миропонимания и человековидения связна и целостна, системна и едина. В ее рамках все гнетущие современных людей вопросы находят свои естественные ответы, удовлетворяющие и разум, и сердце. Но невозможно в границах пропедевтического материала изложить все тонкости и нюансы обновленного мировосприятия. Оно существенно отличается от уже известного — как плоскостное от линейного, объемное от двумерного, симфоническое от мелодического. Мы постараемся в дальнейшем и показать, и доказать, что методология, организующая излагаемые нами экологические подходы к образованию состоятельна и перспективна. Но поначалу вам все-таки придется довериться и позиции авторов, и голосу сердца, свидетельствующему о приемлемости излагаемого достовернее любых доводов рассудка. Мы искренно надеемся, что предоставим вам именно то, чего вы так давно ожидали и ознакомлению с чем будете по-человечески рады. Ибо нерепрессивная педагогика, прежде всего, способствует освобождению самого учителя!

Все мы — дети своего времени, а потому принять вторгающееся в нашу жизнь мировоззрение грядущего очень нелегко, как по психодинамическим, так и по нравственным причинам. Осознание нового стиля отношений и нового подхода к обучению, да и ко всей жизни в целом, встречает естественное сопротивление не желающего изменяться бессознательного, привыкшего функционировать по старинке. Реально только ощутимое, конкуренция — движитель развития, внешнее лишь отдаленно и косвенно связано с внутренним — вот что навевают нам сны прежних стереотипов, не очень эффективных, зато таких привычных. И все же сердце твердит обратное: сотрудничество есть императив успеха, реальное не замкнуть в рамки физически ощутимого, внешнее слито с внутренним. Довериться голосу сердца — дело личного нравственного выбора.

Главное затруднение заключается в невозможности постепенного перехода, ибо нет моста между механицизмом и организмизмом. Иначе получится, как в старом английском анекдоте. В странах британской империи правительства решили перевести дорожное движение с левостороннего на правостороннее. Для начала, в порядке эксперимента, на правостороннее движение перевели лишь половину всех автомобилей. Перерыв постепенности должен быть продуманным и организованным, но дерзким и стремительным. Пять, от силы десять лет нам отпущено на коренную трансформацию образовательной парадигмы и распространение ее порождений среди одаренных наставников. Проблемы в современном обществе нарастают в соответствии с экспоненциальным законом, в геометрической прогрессии. И если мы не успеем адаптировать детей к жизни в изменившихся условиях грядущего футурошока, мир попросту не выдержит продолжающегося давления технократизма и рухнет, погребая под обломками само человечество.

Автор призывает вас только к одному — разрешите себе думать, позвольте себе чувствовать, допустите к рассмотрению любые вопросы и без боязни загляните в лицо реальности, с которой все вы прекрасно знакомы и каковая вас совершенно не удовлетворяет. Действительность школ, семей и улицы вопиет о царящем вокруг насилии, о сонме не разрешаемых старыми методами проблем и нагромождении затруднений. Безумен тот, кто отвергает реальность, кто не желает с нею считаться и не хочет соответствовать ей, изменяясь параллельно с развивающимся миром. В психиатрии это называется неадекватностью, утратой контакта с действительностью и считается важнейшим признаком любого серьезного психического нарушения. Сегодня очень многих можно смело назвать безумными, так как мало кто стремится всерьез решать вопросы, которые перед нами ставит сама жизнь.

Предстоит особая работа чувствований и разумений. Экологическую педагогику, прежде всего, надо понять, усвоить основания нового стиля мышления, разрешить себе обновленное участие в жизни и допустить отношения совершенно особого характера. Старые видения и прежняя логика изжили себя, необходимо радикально обновить сознание, скрупулезно пересмотреть прежний, уже отвергнутый самой логикой жизни фундамент отношений и, освоив новые принципы симбиотического сотрудничества, отправиться в путешествие к новым смысловым пространствам. Усвоив и постигнув все это, легко будет применить знания в буднях.

Главное — уяснить, что проблема ставится всерьез и на околонаучные прения времени не осталось. Многое известно, немало наработано, — нужно лишь включиться в процесс воплощения методик и идей новой педагогики в жизнь, а результаты вряд ли заставят себя долго ждать. Педагогическое сообщество, родители и сами дети должны востребовать предлагаемые разработки и добросовестно использовать их в процессе обновления жизни. Дано достаточно, но оно не имеет никакой ценности, если не будет услышано, осознано и применено теми, в ком жива осталась способность к новому жизнетворчеству.