Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_na_gosy_TV_red_Kuzmin_A_V.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
06.05.2019
Размер:
559.1 Кб
Скачать

11. Истоки экранной публицистики: Дзига Вертов, Эсфирь Шуб и др

В 20-е годы документальное направление, экранная публицистика были ведущими в советской кинематографии. Дзига Вертов (1896-1954) создает исторический прецедент появления на экране публицистических произведений, органически соединявших язык поэтической выразительности, публицистическую остроту и актуальную событийность. До Вертова журналистика существовала на экране только, как фиксация факта, то есть как поток информации, не поднимаясь до обобщений, оценок и художественно-образного осмысления реальности.

Вертов, считая себя журналистом, разработал и внедрил в практику методы документальной съемки (привычная камера, скрытая камера, съемка с отвлечением внимания и пр.), которые назовут вертовской концепцией «киноправды».

« Кино-правда» - документальный киножурнал Д. Вертова ( 1922-25). Разные по содержанию сюжеты объединялись внутренней темой.

Учился в Психоневрологическом институте и Московском университете. После Октябрьской революции начал работать в отделе кинохроники Московского кинокомитета. Руководил работой фронтовых кинооператоров, выезжал с агитпоездами ВЦИКа. Затек стал составителем-монтажёром журнала <Кинонеделя> (1918-19), выпуски которого были посящены современным событиям. Первыми работами В. были ф. по материалам гражданской войны - <Годовщина революции> (1919), <Агитпоезд ВЦИК> (1921). <История гражданской войны> (1922). Вертов открыл новые возможности монтажа как средства истолкования запечатленных на плёнку событий, широко использовал титры для агитационного воздействия па зрителей. В. достиг в лучших выпусках журнала и прежде всего в <Ленинской киноправде> (? 21) взволнованного, эмоционального звучания хроникальных сцен. Каждый номер <Киноправды> имел своё художеств. решение в зависимости от характера событий, о которых он рассказывал. Это было рождение нового вида искуства, где кинодокументы получали художественно-образное истолкование. Одновременно В. выступал в печати с теоретич. обоснованием искуства док. ф. В его статьях <Мы>, <Он и я>, <Киноки. Переворот>, <Кино-глаз> и др. отчетливо сказалось влияние пролеткультовских и лефовских эстетич. теорий. В этих статьях-манифестах В. отрицал право художника на вымысел и домысел, видя задачу искусства в документации действительности. Всегда полагая, что искусство должно служить для пропаганды революц. идей, В. осуществлял это отбором документируемых событий, методами их съёмки, их монтажным истолкованием, объяснением в титрах и т. д. В. и возглавляемая им группа единомышленников, много и успешно экспериментировали в поисках методов документальной съёмки. Увлечение творческими экспериментами норой обусловливало идейную нечёткость замысла и чрезмерную усложнённость киноязыка, которая затрудняла восприятие картин. Так, художественное решение ф. <Кино-глаз> (1924), <Одиннадцатый> (1928) и <Человек с киноаппаратом> (1929) определялось не столько идейным заданием, сколько стремлением продемонстрировать новые методы съёмки и монтажа. Лучшие же фильмы В. <Ленинская киноправда> (1924), <В сердце крестьянина Ленин жив> (1925), <Шагай, Сонет!> (192 (i), <Шестая часть мира> (192 (1), <Симфония Донбасса> (1930), <Три песни о Ленине> (1934) и др. с огромной эмоциональной силой воссоздают на экране пафос социалистического строительства, борьбу партии и советского народа за осуществление ленинских заветов. Своим творчеством и теоретическими поисками Вертов положил начало новому художественно-документальному жанру в киноискустве, он является признанным классиком документального кино, оказавшим огромное влияние на развитие сов. и прогрессивной зарубежной док. кинематографии. В большинстве своих фильмов Вертов выступал и как сценарист.

Эсфирь Шуб – основоположница историко-монтажного (историко-архивного) фильма, метод, обредший совершенное воплощение в творчестве Михаила Ромма.

За работу режиссера документального кино ей отказывались выписывать гонорар и указывать в титрах имя: ведь она делала не творческую, а техническую работу, — монтировала кадры.

Эсфирь Шуб впервые в мире начала использовать в художественных фильмах хроникальные кадры. Теперь документально-историческая кинохроника так привычна, что зрителю и в голову не приходит: в начале ХХ века сочетание хроники и игрового кино стало революционной находкой!

80 лет назад она сняла первый в мире документальный исторический фильм. Стала основателем кинематографической исторической публицистики, открыв информационные и творческие возможности документальных кадров.

Эсфирь Ильинична Шуб (16.03.1894 — 21.09.1959) родилась на Черниговщине. Училась в Москве, изучала русскую литературу. Ее образование не позволяло найти работу в 1918 году, и девушка была рада месту секретарши в Театральном отделе Наркомпроса (ТЕО). А в 1922 она предложила перевести ее на совершенно непрестижную и незаметную должность заведующей перемонтажом и редактором надписей фильмов в фотокиноотделе.

Несколько лет (иногда в компании своего друга Сергея Эйзенштейна) она перемонтировала старые киноленты. Кино снимали мало, а зритель требовал зрелищ. "Настригая" иностранные ленты, она создавала новые сюжеты. Например, отыскав ролики с Чарли Чаплином (еще мало известным в СССР), смонтировала пародию на оперу "Кармен", сама придумала подписи. Успех ленты был ошеломляющий! Всего Э.Шуб создала более двухсот так называемых "перемонтажных лент".

Но постепенно от левацких позиций в искусстве она отошла и признала необходимость сценариев и драматургии при создании документальных фильмов. Она уже не монтирует старые ленты, а работает с пленкой, на которую отсняты дубли. Она учится в мастерской признанного уже мастера Кулешова. С.Эйзенштейн предлагает ей работать над режиссерским сценарием его первого фильма "Стачка".

В 1927 году Эсфирь Шуб представила фильм "Падение династии Романовых". Практически весь царский архив вывезли из страны, но оставались еще 60 тысяч метров пленки, требующей тщательной реставрации. Эсфирь Шуб отобрала полторы тысячи, из которых и смонтировала фильм.

Впервые в мире появилось кино, составленное только из документальных кадров. Фильм имел огромный успех и за пределами страны. Идея Шуб оказалась плодотворной. Она признана основоположником монтажного кино, успешно развивающегося с тех пор.

Вскоре режиссер сняла фильмы "Россия Николая П и Лев Толстой" и " Великий путь", которые вместе с "Падением династии Романовых" составили историческую трилогию жизни России с 1897 года по 1927 год. Кроме 150 метров досъемок по последней картине вся трилогия смонтирована из найденного материала.

Любой обладатель цифровой камеры получит сегодня профессиональную картинку и звук. Но в 1932 году Эсфирь Шуб сняла первый звуковой документальный фильм с использованием эффекта "прямого кино"(фильм "К.Ш.Э.") "Я снимала не только синхронные кадры, но и просто звуковые документальные шумы, звуки машин на заводах, шум строек, воды, толпы, эхо, пение птиц, звуки патефона, сливающиеся с шумом воды во время купания американских специалистов на берегу Днепра и многое другое. Когда фильм был готов, я эти звуки и синхронную запись смонтировала вместе с изобразительным материалом". Многие открытия тех лет сегодня — общее место, но стоит помнить, что все однажды случилось впервые.

Киновед М. Михайлов считает, что в фильме Эсфири Шуб "Москва строит метро" (1934г.) впервые в качестве персонажа появляется Вася Пупкин: личность ныне сверхпопулярная, фолклорная. Маленький человек с необеспеченными амбициями. Комичный, но опасный. Она угадала характер, получивший развитие спустя несколько десятилетий.

В 1939 г. на основе кадров, снятых во время гражданской войны в Испании (1935-37) операторами Р. Карменом и Б. Макасеевым, Шуб создала фильм "Испания".

"Волшебницей монтажного стола" назвал Э. Шуб режиссер Сергей Юткевич. Она вписала свое имя в историю мирового кино.

Талантливый и, вероятно, искренний пропагандист советского образа жизни, она не могла предполагать что в 90-е годы появится фильм о закате ее советской империи "Прощай СССР". Культовая фигура отечественного кинематографа и телевидения Александр Роднянский — дальний родственник создателя документального кино Эсфирь Шуб.

Окончилась эпоха. Но фильмы и открытия зачинателей нового вида искусства стали частью нашей культуры. Жаль, что нелегко увидеть эти фильмы. Документальное кино все более популярное в Европе и Америке едва ли не забыто у нас. Возможно, грядут перемены?конецформыначалоформы

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]