Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
колесников. обработка.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
04.05.2019
Размер:
1.02 Mб
Скачать

III. Небо войны.

В своей лётной части Н.Колесникова знали как опытного и чрезвычайно решительного летчика. Его бомбы всегда точно поражали цель. Отважный летчик охотно передавал свой опыт другим. Чтобы подобрать для себя подходящего штурмана, он устроил для молодых летчиков экзамен. Недалеко от аэродрома на земле был установлен знак диаметром в 10 метров. Штурманы должны были из 3 бомб по крайне мере двумя поразить эту цель. Большинство летчиков отлично справлялись с этой задачей. Штурманом

Н. Колесникова стал Михаил Суханов, радистом в экипаже был Иван Алейников. (Приложение №2). Они летали вместе до конца Великой Отечественной войны на пикирующем бомбардировщике ПЕ-2i. (Приложения №3,4). 12-ый Гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиаполк располагался на аэродроме "Гражданка"ii. (Приложение№5). А так же там базировались и вели боевые действия разведчики 26-й отдельной авиаэскадрильи и 15-го авиаполка, летчики 21-го Краснознаменного истребительного авиаполков, 2-й эскадрильи 1-го гвардейского минно-торпедного полка и других частей ВВС Балтийского флота.  Районом боевой деятельности звена Колесникова были губа Кунда, Харасская Бухта, Район Азери, острова Большой Тютарсаар. Вылетали бомбить и военно-морские базы противника Хамина, а так же Котка, где экипаж самолёта Колесникова Н. Д. принимал участие в потоплении крейсера «Ниобе»iii. (Приложение №6).

IV. Операция «ниобе».

Учитывая все возрастающую угрозу от советской авиации, с помощью «Ниобе» решили усилить ПВО Хельсинки и Котки, но служба корабля на новом поприще оказалась очень недолгой.

12 июля корабль перешел в порт Котка – главную маневренную базу легких сил ВМС Финляндии и Германии в Финском заливе. Командование КБФ сделало вывод, что противник готовится применить крейсер в боях за Выборгский залив. Командование флота поставило задачу уничтожить опасный крейсер любой ценой. Атаковать противника можно было только с воздуха. Хотя на подготовку налета было отпущено всего четыре дня, он стал одним из самых тщательно спланированных и организованных в истории советской военно-морской авиации. Непосредственно по цели решили нанести комбинированный удар двумя группами пикирующих бомбардировщиков и одной группой топмачтовиков. Их должны были прикрывать и обеспечивать более 100 самолетов (!), которые вошли в состав следующих групп:

Блокирование аэродромов и вытеснение истребителей: 16 Ла-5(4 ГИАП) Подавление зенитного огня:  24 Ил-2 (47 ШАП) Сопровождение штурмовиков: 24ЛаГГ-3 (9 и 11 ИАП) 1-я ударная (пикировщики): 11 Пе-2 (12 ГБАП) 2-я ударная (пикировщики): 11 Пе-2 (12 ГБАП) Демонстративные действия и наведение топмачтовиков:  6 Пе-2 (12 ГБАП) 3-я ударная (топмачтовики): A-20G (51 МТАП) Сопровождение бомбардировщиков: 30 Як-9 (21 ИАП) Разведка и фотоконтроль: 6 Як-9 (15 ОРАП)

В день проведения операции самолеты поднялись со своих аэродромов. Полет по маршруту проходил без противодействия противника тремя основными группами. В результате четыре береговые батареи были полностью подавлены, а огонь остальных значительно ослаблен. Экипажи наблюдали 4 прямых попадания и 12 близких к цели разрывов. По докладам истребителей прикрытия, две бомбы угодили в корму и среднюю часть цели, над которой поднялся высокий столб черного дыма, после чего крейсер накренился и затонул. Ведущий второй пары топмачтовиков доложил, что потопил транспорт водоизмещением в 6000 т. Из 132 самолетов, принимавших участие в операции, был сбит лишь один А-20. Авиация противника в воздухе вообще не появилась, и советским истребителям в бой вступать не пришлось.