Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
536882_9133D_tulupov_v_v_teoriya_i_praktika_rek....doc
Скачиваний:
108
Добавлен:
25.04.2019
Размер:
24.71 Mб
Скачать

Отдельные вопросы государственного регулирования рекламной деятельности b россии

K решению проблемы регулирования рекламной деятельности существу­ют. по крайней мере, два подхода, характеризующих борьбу концепций ре­гулирования рынка вообще. Первый подход отражает позицию сторонни­ков «саморегулирующегося» рынка, призыв к полной свободе конкуренции: Потребители , как правило, не покупают продукцию, если она им не нужна или не по карману, вне зависимости от содержания рекламного известия и его воздействия на сознание или подсознание. Свобода выбора всегда сохра­няется. Существует еще много факторов помимо самого рекламного извес­тия. которые склоняют потребителей к приобретению какого-то товара: Вместе c тем, одним из тезисов последователей монeтapной теории являл­ся тезис o «Независимости потребителя», в том числе и при осуществлении выбора того или иного товара. Сторонники подoбных взглядов представ­ляют концепцию регулирования рынка как самoрегулирующейся системы.

Другой подход характеризуется представлением о том, что pынок не является полностью саморегулирующейся системой, поскольку свобод­ная конкуренция на рынке, сам «чистый рынок» — лишь теоретическая модель в экономике и в реальных условиях не существуют. Борьба этих двух подходов постоянно прослеживается при любой попытке государ­ства ввести какие-либо дополнительные закoнодательные, администра­тивные ограничения, применить иные инструменты регулирования рек­ламной деятельности.

Именно «угроза введения новых запретов, как правило, подталкивает самих предпринимателей объединяться и прибегать к способам самовыражения, предполагая достижение видимого компромисса между усилиями с одной стороны — групп консьюмеристов и государства, выполняющего в данном случае роль «социального» арбитра, и интересами представи­телей бизнеса, которые заботятся o развитии отрасли — c другой.

Федеральный закон «О рекламе» был принят Государственной Думой и подписан Президентом Российской Федерации 18 июля 1995 года. Данный административный акт регулирует информационное поле экономи­ческой деятельности хозяйствующих субъектов. На сегодняшний день этот документ является бaзовым для определения объемов и способов государ­ственного регулирования российской рекламы.

Необходимо отметить, что российский закон «0 рекламе» получил одобрение Еврoпарламента, был признан лучшим из подобных в Европе, также рекомендован в качестве образца для принятия другими европей­скими странами.

Целями указанного закона являются:

  • защита и развитие добрoсoвeстной конкуренции;

  • защита потребителей от ненадлежащей рекламы, способной внести в заблуждение, нанести вред здоровью, имуществу, чести, достоинств и деловой репутации, а также посягающей на общеcтвенные интересы, принципы гуманности и морали.

Исходя из сказанного, мы можем определить место российского закона «0 рекламе» в комплексе смeжных экономических норм и требований исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы мест­ного самоуправления не вправе вводить дополнительные ограничения на рекламную деятельность, не прeдусмотpенные на федеральном уровне, a стало быть, ограничены в полномочиях по осуществлению регулирования рекламной деятельности. B Воронежской области в полном объеме функ­ции государственного контроля вoзложeны на Воронежское управление ФАС РОССИИ. Вместе c тем органы местного самоуправления в рамках сво­ей компетенции вправе решать отдельные вопросы, связанные c регулиро­ванием распространения наружной рекламы.

Экономическое значение таких требований, на наш взгляд, трудно пе­реоценить. Естественно, что, допустим, воронежский рекламодатель может рекламировать свою продукцию в Москве или Саратове по тем же самым правилам, что и y себя дома. Именно единство экономического и информа­ционного пространства, свободу перемещения товаров и услуг из одного региона России в другой предопределила норма o федеральном уровне ре­гулирования рекламной деятельности. Нормы, регулирующие рекламу, призваны содействовать формированию основ единого рынка и свoбодныx pыночных отношений, а единство экономического пространства не мо­жет быть достигнуто без создания единой информационной системы рынка. B этом смысле реклама (рекламная информация) составляет основу такой информационной системы». Несмотря на это, до настоящего времени, осу­ществляя рекламную деятельность, отдельные предприниматели сталкива­ются c проблемой, когда дoлжностные лица органов местного самоуправле­ния, органов субъектов РФ, милиции либо других органов, в компетенцию которых не входит функция контроля над реклама, пытаются каким-.либо образом (в том числе и принимая не соответствующие закону норматив­ные и ведомственные акты) воздействовать на содержательную часть (ин­формативную, композиционную, изобразительную и проч.) рекламы, в том числе и наружной. Региoнaльныe чиновники нередко создают дополнитель­ные aдминистpативные барьеры в ходе осуществления рекламной деятельности.

Например, в Воронеже до сих пор для получения разрешения на рас­пространение наружной рекламы в администрацию города (комитет глав­ного архитектора) необходимо представить оригинал-макет (эскиз), вклю­чающий в себя композиционное и текстовое решение конкретной рекламы. Как мы уже отмечали, контролировать информационную составляющую рекламы, включающую в себя как вербальные, таки невер6альные элемен­ты, органы местного самоуправления не вправе. В связи с этим предприни­мателям необходимо четко себе представлять, что даже в случае возмож­ного нарушения законодательства o рекламе классифицировать признаки нарушения как непосредственно само нарушение и привлекать за это к от­ветственности могут лишь компетентные федерaльный антимонопольный орган, прокуратура либо суд.

Требования, устанoвленные Ф3 «0 рекламе», не распространяются на политическую рекламу и объявления физических лиц, не связанные c осу­ществлением предпринимательской деятельности.

Вместе c тем на практике отграничить объявления физических лиц, не связанные с предпринимательской деятельностью, от собственно коммер­ческой рекламы в рамках полномочий, возложенных на антимонопольные органы, не всегда представляется возможным. Что кроется в действитель­ности под объявлением в газете: «Продаю автомобиль. Тел. 00-00-00», по­являющимся c определенной периодичностью, определить (a главное, до­казать) возможно только эмпиpическим путем. Как таковое, само по себе, газетное объявление не будет подпадать под действие норм, регулирующих рекламную деятельность.

B качестве одного из основных аргументов противников государственно‑администратинных методов регулирования рекламной деятельности предлагается несовершенство понятийного аппарата действующих норм. К важнейшим дефинициям, введенным Ф3 «0 рекламе», относится определение понятия «реклама». Вопросы отнесения той или иной информа‑ ции к рекламе являются ключевыми в процессе регулирования рекламной деятельности. B целях такого регулирования принято, что «реклама — рас‑ пространяемая в любой форме c помощью любых средств информация o физическом либо юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (реклам‑ ная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому или юридическому лицу, товарам, идеями начинаниям<3> и способ‑ ствовать реализации товаров, идей и начинаний<4>». Индексы над отдель‑ ными частями этого определения предполагают одновременное наличие четырeх составляющих, и только в этом случае можно говорить о том, та или иная реклама подпaдaет под действие государственного регули‑ вания. Вместе c тем к рекламе, на которую распространяются требования законодательства, нельзя относить обязательную для размещения информацию. Например, в соответствии со ст.9 ФЗ «0 защите прав потребителей»: »изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потре‑ бителей фирменное наименoвание (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее рабoты. Продавец исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске».

Понимание содержащегося в определении понятия «реклама» терми­на «неoпрeделенный круг лиц» также не всегда однозначно. Так, существу­ет мнение, что, например, указание акционерным обществом в СМИ того, что «по итогам года общее собрание акционеров решило выплатить повы­шенный размер дивидендов в сумме (сумма) на одну обыкновенную ак­цию, выплаты будут произведены по адресу (адрес может являться рек­ламой самого акционерного общества)». Доводы, что эта информация предназначена для совершенно определенного круга лиц — акционеров, не могут быть признаны убедительными, так как эта информация, опублико­ванная в общедоступном СМИ, может привлечь не только фактических, но и потенциaльных акционеров общества. Та же ситуация и c рекламой,распространяемой способом «прямой почтовой рассылки» (direct mail). Из­менение имении фамилии получателя, обозначенных на конверте или даже в послании, не повлечет за собой изменения смысла или цели самого рек­ламного послания.

Следует, на наш взгляд, обратить внимание на то, что в законодатель­ном определении понятия «реклама» не указано, что это должна быть обя­зательно оплачиваемая информация. Исходя из требований п.1 ст.5 Ф3 «О рекламе», «использование в радио-, теле,- видео,- аудио- и кинопродук­ции, a также в печатной продукции нерекламного характера целенаправ­ленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную мар­ку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего пред­варительного сообщения об этом (в частности, путем пометки «на правах рекламы») не допускается. Таким образом, была или не была оплачена та или иная информация — неважно для констатации ее возможного рек­ламного характера, факт оплаты не является критерием отграничения рек­ламной информации от нерекламной. Именно отсутствие в определении понятия «реклама» ссылки на возмездностъ распространяемой информа­ции «стaвят в вину законодателям многие представители бизнес-сообще­ства. Так, например, в пункте e) статьи 2 Директивы ЕС «o трансгpаничном телевидении» (Брюссель) существует ссылка на платность рекламной ин­формации: Реклама означает публичные объявления c целью содействия продаже, покупке или аренде товаров или услуг, развитию общественного зеха или идеи, либо достижению иного результата, необходимого рекла­модателю, телевизионное время для передачи которой было предоставле но рекламодателю за вознаграждение или аналогичное Встречное удовлетво­рение». Действительно, фактор возмездности играет существенную роль при распространении реклaмы, однако, следует учитывать и тот факт, что нередко реклaмодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель Могут быть одними тем же лицом (например, когда в печатном СМ публикуется рекла­ма этого же СМИ, направленная на информирование o проводимой подписке и имеющая целью увеличение количества будущих читателей). Вместе c тем введение критерия платности для определения рекламной информации в нынешних условиях может послужить причиной существенного увеличе­ния доли «теневых» расчетов за размещение рекламы, поскольку искусст­венно будет создана ситуация, когда доказать факт оплаты будет равно­сильным доказать рекламную суть материала, a исходя из существующих в настоящее время полномочий антимонопольного органа (как, впрочем, и других органов власти, таких как налоговая инспекция, управления МПТР и проч.), доказать факт оплаты будет Невозможно, соответственно, участ­ники рынка рекламы лишатся мотивации распространять рекламу легаль­но каждый здравомыслящий человек — не только менеджер по рекламе. но даже законодатель — понимает, что бесплатной рекламы не бывает. Вот только как это делается, годами пытаются узнать налоговые инспекции. И Закону приходится признавать реалии, которых он не в силах изменить... K тому же российский вариант бартера, целью которого, как правило, яв­ляется уход от уплаты налогов, в данном случае может служить также одной из форм ухода из-подгосударственного регулирования рекламной Деятельности. Необходимо иметь в виду, что получение оплаты за разпiе­щение рекламы является правом, a не обязанностью рекламораспростра­Нителя. Таким образом, y редакций СМИ есть право выбора, которое, в свою очередь, может быть продиктовано экономической целесообразностью взимания оплаты c конкретного рекламодателя за рекламный материал, рас­простpаненный сегодня в расчете, что в последующем рекламодатель обра­тится именно в это СМИ. B приведенном примере рекламу можно считать своего рода «бесплатным экземпляром товара», рекламой самого рекламораспространителя и (или) рекламопрoизводителя. Соответственно, при констатации факта распространения рекламной информации не является существенным наличие или отсутствие договора на ее производство или распространение, заключенного в письменной форме. B случае же, если в материале под видом авторского либо редакционного наличествует целе­направленное обращение внимания потребителей на конкретную марковую модель, артикул товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца и прп этом нет пометки o рекламном характере материала, a факт оплаты все-таки был доказан, то средство массовой информации допустит уже, наряду c yказанным выше, другое нарушение норм, регулирующих рекламную дея­тельность, которые запрещают редакциям СМИ взимать оплату за разме­щение рекламы под видом редакционного, информационного либо авторс­кого материала.

Одним из важнейших условий размещения рекламы является то, что реклама должна быть распознаваема потребителями непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого сред­ства распространения. Потребитель должен быть проинформиpован (при­чем предварительно!) o том, что информация, предлагаемая ему, является рекламной. Поэтому абсолютно нелигитимными являются разного рода значки, символы, предоставляющие, по мнению редакций отдельных СМИ, информацию o рекламном характере материала. Как правило, расшифров­ка значения каждого из них дается на последней странице печатного изда­ния, a не «непосредствeнно», как того требуют нормы законодательства, да и сами по себе эти символы не носят унифицированного характера для всех изданий. B подобных случаях потребитель действительно может быть вве­зен в заблуждение, что может повлиять на свободу его экономического выбора.

Вместе c тем пометка на правах рекламы также не является един­ственно возможной, поскольку требование именно такой пометки не явля­ется императивным, a дается всего лишь в качестве одного из примеров подобного уведомления потребителей. Полагаем, что если редакции СМИ будут использовать пометки «коммерческая информация», информация для бизнеса, реклама или даже PR, никто не станет инициировать процедуру привлечения к ответственности. Требования, предусматриваю­щие обязательность отгpаничения рекламной информации от нерекламной, a также само определение понятия «реклама», установленное в целях госу­дарственного регулирования рекламной деятельности, тесно связаны c по­ложениями, запрещающими распространять скрытую рекламу. При этом, на наш взгляд, если на бытовом уровне под скрытой рекламой понимается именно «заказная» журналистика, то нормы государственного регулиро­вания относят к скрытой рекламе ту, которая окaзывает неосознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, т. e. «скрыта» посредством использования специaльных видеовставок (двойной звукозаписи либо по­средством так нaзываемого 25 кадра) и иными способами. Согласно этим положениям, подразумевается завуалированность рекламы лишь Техничес­кими способами, что сужает действенность механизма определения скры­той рекламы по сравнению c нормами, укaзывающими на целенаправлен­ное обращение внимания потребителей на товар либо на фирму без пометки o рекламном характере материала.

ЛИТЕРАТУРА

  1. ФЗ 0 рекламе».

  2. ФЗ 0 защите прав потребителей.

  3. ФЗ О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

  1. ФЗ 0 лекарcтвенных средствах».

  1. ФЗ «О рынке ценных бумаг.

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 года N4 4-П 4 ПО делу о проверке конституционности статьи 3 Федерaльного закона от 18 июля 1995 года 0 рекламе.

  2. Указ Президента РФ 40 защите потребителей от недобросовестной рекламы N4 1183 от 10.06.1994г.

  1. Директива ЕС o трансграничном телевидении (Брюссель).

  2. Всеволожсхий K. B. Правовые основы коммерческой рекламы / K. B. Всеволож­ский, B. P. Мединский. — M., 1998 г.— 309 c.

  1. Методика проведения экcпертизы рекламы. /Д. C. Бадалов, П. B. Крючкова, Д. M. Сорк, H. E. Фонарева. Под ред. П. B. Крючковой — M.: ИНО «СПРОС»Конф0п, 2001. - 224 с.

  2. Уэллс У. Реклама: принципы и практика /У. Уэллс, Дж. Вернет, C. Мориарти. Пер. c англ. — СПб., 1999. — 736 c.

  3. Фонарева К Почаще советуйтесь c юристами / H. Фонаpева //Экономика и жизнь». — 1996. — N9 29.

Таблица

Отдельные недостатки aдминистративных норм, регулирующих рекламную деятельность в России

на государственном уровне и предлагаемые пути повышения эффективности методов регулирования

Продолжение таблицы

Продолжение таблицы

П родолжение таблицы

Продолжение таблицы

Продолжение таблицы

П родолжение таблицы

О кончание таблицы

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]