Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Модели в сцр хатчинсон 2.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
25.04.2019
Размер:
752.64 Кб
Скачать

Социально-критическая перспектива

Чтобы прояснить смысл теории конфликтов, необходимо рассмот­реть ее в функциональной перспективе. В рамках функционального под­хода принято считать, что общество отличает стабильность и консенсус. Конфликты можно разрешить путем взаимодействия между различными группами, когда акцент делается на достижении наивысшего блага для всего общества. Примером того, как общество работает на благо всех его членов, может служить система законодательства. Как законодатель­ство, так и общество можно описать при помощи понятий, подчеркиваю­щих общность между людьми и отсутствие глубоких социальных проти­воречий: «общественные интересы», «социально продуктивный» и др. Функциональное описание общества представляет проблемы на индиви­дуальном и общесоциальном уровнях как последствие неполноценного интегрирования норм. Большую роль в развитии теории и моделей этого типа сыграло введенное Дюркгеймом понятие аномии'. Постепенно по-

Понятие аномии было введено Дюркгеймом разработано им в известной работе "Самоубийство», 1897. Понятие базируется на теории отношений между индивидом и обществом. Необходимо, чтобы потребности и возможности их удовлетворения нахо­дись в равновесии. Общество регулирует удовлетворение потребностей. Аномию можно перевести как отсутствие норм и отражение неструктурированности обще-ства, которая, в свою очередь, влияет на индивида. В аномичном обществе человек становится также аномичным, то есть в каком-то смысле теряет «форму и основу».

125

лучила развитие общая теория отклонений. Функционалистов не занима-ли вопросы классового характера норм, равноправия между полами или социальными группами, они не задавались вопросами о том, кто устанав-ливает нормы, цели и ограничения. Функциональный подход предпола-гает наличие определенных различий, когда каждый играет свою роль в обществе, так чтобы в целом оно могло функционировать гармонично

Существует и другое понимание функционирования общества, соглас­но которому в обществе преобладает неравноправие, конфликты, наси­лие и оно сильно подвержено изменениям. Конфликты разрешаются через борьбу между социальными классами и заинтересованными группами где одни побеждают, а другие проигрывают. Иногда отношения во влас­ти настолько искажают реальную картину, что невозможно разглядеть идущую борьбу за власть. «Господствующий класс» побеждает почти во всех областях, в то время как подчиненные группы почти всегда терпят поражение. Законодательство не всегда отражает волю общества; и счи­тается, что его формируют те, кто обладает достаточной властью для защиты своих интересов.

В конфликтных моделях отклонение не всегда оценивается как ре­зультат психоинтегрированной системы норм. Гораздо важнее знать, кто обладает достаточной властью, чтобы устанавливать нормы, и какие интересы принимались во внимание.

Конфликтологи рассматривают нормы как установление властной элиты. Марксистская теория устанавливает очень тесную зависимость социального статуса от общественных процессов и структур. «Слабые» группы и индивиды являются таковыми в силу их классовой принадлеж­ности. В конфликтологическом смысле эти группы попали в угнетенное состояние и надолго укрепились в нем. Центральными понятиями такого подхода являются «власть» и «бесправие», «контроль» и «властные сан­кции».

Маркс и Вебер разделяют мнение о более высоком статусе собствен­ников. Они также были едины в том, что надстройка создается с целью укрепления социального статуса (Wallace and Wolf, 1991). Маркс связы­вал классовый статус со средствами производства, а Вебер — с рыноч­ной конкурентоспособностью человека. Он подробно описывает множе­ство ухищрений, на которые пускаются люди ради того, чтобы оградить себя от отношений соперничества и рыночной борьбы — различные при­вилегии, соглашения, объединения, всевозможные ограничения, профес-сиональныесоюзыидр. В отличие от Маркса, полагавшего, что классо­вая борьба неизбежно приведет к смене общественного строя и всеобщему

126

равенству, Вебер не видел возможности прекращения борьбы за власть в человеческом обществе.

Уоллес и Вольф (Wallace and Wolf, 1991) называют три основных положения конфликтологии: первое основывается на допущении того, что людям неотъемлемо присуще стремление обладать вещами, которые они считают важными. Второе положение придает большую значимость власти в использовании идей и ценностей в качестве «орудия управле­ния» различными группами для своих интересов.

К примеру, в Норвегии период после Второй мировой войны был от­мечен экономическим ростом и началом в 1945 году строительства «госу­дарства благоденствия», создавшего стране атмосферу сплоченности всех политических сил. Страну надо было восстанавливать из руин. Наблю­дался рост занятости населения и экономический подъем. Повысился уро­вень образования, и теперь дети рабочих получили возможность полу­чать образование. Все большее число норвежцев стали проявлять интерес к политике и общественным проблемам.

С начала 70-х годов внимание общества было обращено на так назы­ваемых «незнакомых норвежцев»—людей, тем или иным образом «вы­павшим» из общественной жизни. Сюда относились главным образом те, чьим основным источником дохода являлась социальная помощь или выплаты социального страхования, а также люди, содержащиеся в раз­ного рода социальных учреждениях.

Стационарные учреждения работали в соответствии с принципами «особой опеки»2, и, по мнению большинства, содержавшиеся там люди оказались «оторванными от общества». Предание огласке деятельности этих учреждений повлекло за собой отрицательную ее оценку со стороны общественности.

Большинство исследователей отмечает, что эти социальные группы не имели возможности участвовать в улучшении благосостояния страны наравне с остальными учреждениями (Mathisen, 1971; Korpi, 1971; Aubert, 1972;Kolberg, 1974;L0chen, 1976 и др.). Основываясь на матери­алах ряда исследований Лингос в своей работе «Мифы о государстве

" Признаком «особой опеки» являлась ее закрытость для большинства населения направленность на строго определенные социальные группы. Для направления в Учреждения HVPU требовалось медицинское заключение о наличии у клиента откло­ений в психическом развитии. При отсутствии такого диагноза клиенту не была бы оказана такого рода помощь. Другим ее признаком являлось наличие специальных административных органов или особых отделов и штатов сотрудников, ответствен-ных за выполнение этих обязанностей в отношении определенных слоев населения.

127

благосостояния» (Linges, 1970:216-218) выдвинул пять тезисов, касаю щихся социальной политики Норвегии:

Тезис 1. Непризнание обществом значительных групп пациентов и клиентов, например, путем помещения их в закрытые учреждения, выпол­няет вполне определенную социальную и экономическую функцию. Пря­ча и уводя из света общественного внимания «неудобных» или «слабых» людей, мы даем всем остальным возможность действовать более эффек­тивно, продуктивно —так, что они становятся способны отвечать требо­ваниям производственной системы и хозяйственной жизни. В таком слу­чае Норвегия — эффективный производитель — может уверенно развиваться, не беспокоясь о своих более слабых гражданах...

Тезис 2. Сотворение мифов о государстве и обществе благосостояния лишь затруднило их достижение...

а) Увеличение объемов финансирования социального сектора и улуч­ шение методов реализации сделало положение «потерянной Норвегии» бо­ лее благоприятным, по сравнению с другими странами мира. Стоящие перед нами цели настолько высоки и труднодостижимы, что приводят к апатии и пассивности в поиске новых путей развития социальной политики.

б) Основанная на капитализме социальная система Норвегии закры­ вает для нас возможности достижения общества благосостояния. Совре­ менный миф о достижении государства и общества благосостояния в ка­ питалистической Норвегии значительно усложняет задачи изменения старой системы ...

Пока люди считают, что у них все хорошо, но не относят это ко всем общественным классам, они не будут стремиться к слому структур, сто­ящих на пути к обществу благосостояния.

Тезис 3. В широком смысле наша система производства формирует все новые и новые группы клиентов и пациентов. Это происходит вслед­ствие возросшей рационализации структур и возросшим «давлением ра­боты», а также косвенным образом усиливающейся урбанизации.

Тезис 4. Сегодняшняя социальная политика Норвегии является по большому счету тупиковой, а работа в социальном направлении скорее представляет собой сизифов труд. Социально-политические меры направ­лены на поддержку капиталистической системы, а огромные ассигнова­ния на социальный сектор можно считать признаком болезни общества.

128

Тезис 5. Все возражения против сегодняшней социальной политики могут быть сняты только в случае, если социальные реформы будут яв­ляться частью стратегии и борьбы за достижение такой общественной системы, которая не создавала бы ни клиентов, ни пациентов.

Эти тезисы сформулированы исходя их конфликтологической кон­цепции общества, когда индивидуальные проблемы тесно связаны с соци­альными структурами и процессами.

В 60-х годах в социальной работе доминировали психодинамическая традиция и мышление. Социальную работу критиковали за чрезмерное увлечение внутренними процессами отдельных людей, когда связь меж­ду обществом и социальными проблемами затушевывалась. В 70-х го­дах конфликтологический подход начал укрепляться и в социальной ра­боте (Payne, 1991:201). С начала 70-х годов в профессиональных и высших учебных заведениях социального профиля стал преподаваться предмет «работа с обществом». Дисциплина основывалась на конфлик­тологии и политической идеологии и в конечном счете стала частью пред­мета «социальная работа».

Норвежские обществоведы-конфликтологи пытались придать сво­им исследованиям практическую направленность. Термин «деятель­ные исследования» в 60-е годы уже использовался в сфере рыночных отношений, а с 70-х годов такие исследования проводились и в соци­альной сфере. Вдохновителем этого направления являлся Ауберт, а наиболее известным исследовательским проектом этого типа в социо­логии явился проект Норд — Одал под руководством Лёкхена. Клю­чевой фигурой социологической традиции деятельных исследований был Матисен, представивший предложения по реформе системы ис­правительных учреждений (Kalleberg, 1992). Цель деятельных иссле­дований — ускорить процессы изменения на локальном уровне и в пла­не подготовки. Заинтересованные стороны сами избирают цели изменения и активно участвуют в нем. В ходе работы накапливается практическое знание локального характера, которое стороны могут использовать, а также формируется общетеоретическое понимание (Engelstad, 1987).

Деятельные исследования сделали работу с обществом более пригод­ной для образовательных целей, позволили отделить действия от полити-ки, поскольку исследования могут дать объективную оценку проводи­мой работе.

129

Центральные понятия марксизма

Марксизм является философией, политической идеологией и науч-ным знанием и известен во всем мире. Работы Карла Маркса (1818-1883) посвящены философии, истории, политике, экономике.

Сам Маркс называет красной нитью своих исследований следующее (Marx, 1859:13-14): «В ходе своей жизни люди вступают в производствен­ные отношения — строго определенные, необходимые и независимые от их воли, соответствующие ступени развития материального производ. ства. Эти отношения образуют экономическую структуру общества, тот реальный базис, над которым надстраивается право и политика и кото­рый соответствует определенной форме общественного сознания.

Способ производства материальных благ определяет все остальные социальные, политические и духовные процессы. Не человеческое созна­ние определяет среду своего существования, а, наоборот, общественная ситуация определяет сознание людей».

Эта идея является ядром марксистской теории. Движущей силой об­щества Маркс признавал базис, то есть экономические отношения (субъек­ты собственности на средства производства, способы использования пос­ледних и продукты производства). Политические институты, право, религия, искусство, наука являются, по Марксу, «надстройкой».

Маркс утверждал, что общество развивается через противоречия материального характера, приводящие к смене общественных систем.

В рабовладельческом обществе противостоящими классами являлись свободные граждане и рабы, в средневековом феодальном обществе — феодалы и зависимые крестьяне, впоследствии—дворяне и буржуазия, в капиталистическом обществе — между рабочими, предлагающими свою рабочую силу на рынке труда, и капиталистами, владеющими средства­ми производства и покупающими рабочую силу.

Маркс полагал, что человек и природа также находятся в отноше­ниях диалектической взаимосвязи, и то, как мы работаем, определяет наше сознание; наше сознание и понимание вещей определяют характер наших действий. Индивид находится в диалектическом взаимоотно­шении с обществом. Человек делает историю, и в то же время история создает его.

В своих работах Маркс использует понятие «отчуждение» — бесче­ловечное последствие капитализма, вынуждающее человека восприни­мать мир как нечто совершенно чуждое для себя, считать самого себя чужим в своей жизни. Система производства отчуждает всех участников производственных отношений от продуктов производства: рабочих — от

130

ого, что они произвели, и владельца продукта, «присваивающего» его себе. Рабочий не может решать, что, как и зачем производить, он лишь обменивает свою работу на деньги, а сам процесс производства ему без­различен. Капиталист лишь хранит у себя продукт какое-то время, и пос­ледний ему также безразличен.

Маркс сформулировал четыре тезиса, касающихся отчуждающего труда (Marx, 1844:24):

  1. Отчуждающий труд отделяет человека от природы.

  2. Отчуждающий труд делает жизнь других людей средством к суще­ствованию отдельного человека. Человек продает свой труд, чтобы вы­жить физически, хотя сущность человека заключается в свободном осоз­нанном действии.

  3. Это приводит к тому, что тело человека, окружающая природа, ее духовность, другие люди становятся чуждыми ему.

  4. Непосредственным следствием отчуждения человека от его труда, человеческого рода является отчуждение от других людей.

Точно так же и другие люди отчуждаются от самих себя и от челове­ческого рода (там же).

Все это, по мнению Маркса, — признаки экономического уклада ка­питализма. Разделение труда также оказывает на человека отчуждаю­щее воздействие, на макро— и микроуровнях. На макро уровне это об­щественное разделение труда—на различные отрасли, с одной стороны, и на «умы» и «руки» — с другой, что отражает и одновременно подкреп­ляет властно-классовые отношения.

Марксистский подход в социально-политическом анализе в Норве­гии начал использоваться лишь в 1970-х годах. В социальной работе также отмечались попытки использования марксистской теории. В бро­шюре Союза Социалистического Просвещения 1979 года под заголов­ком «Какая социальная работа нам нужна?» был поставлен вопрос: «Ка­кой должна быть социалистическая практика социальной работы, и как мы должны способствовать профессионализации и организации с социа­листических позиций?». Стьёрне, один из авторов брошюры, сформули­ровал 11 положений, касающихся марксистской практики социальной Работы (Stjerno, 1979:61-63).

Социальная работа должна быть:

1 • Ориентированной на коллектив и не допускающей обособления. Необходимо разрабатывать коллективные формы социальной работы, необходимо познакомить клиента с общественным опытом и проблемами в обществе, объяснив при этом, что социальные проблемы людей не явля-

131

ются их личными проблемами, касаются многих людей и вызваны обще-ственными отношениями.

2. Классово ориентированной.

Социальная работа должна формировать у социального работника клиента представление о классах и классовых интересах, о сходствах и различиях классов. Это часто означает тесное сотрудничество с профсо-юзом. При работе с клиентами предлагается собирать информацию о ра-бочем классе и других угнетенных и оценивать социально-политические реформы по тем последствиям, которые они будут иметь для различных классов и групп.

3. Антирепрессивной и отрицающей насильственные меры. Взгляды радикальных социальных работников на сущность и роль

государства заставляют их сомневаться в эффективности использования аппарата принуждения в отношении общества, так как это для них озна­чает насилие в отношении клиентов.

4. Оперирующей небуржуазным понятием прав человека..

В буржуазной идеологии права человека связываются, прежде все­го, со свободой слова, свободой объединения и законностью. Эти права несомненно важны, неотъемлемы, и их легко защитить. Социалисты счи­тают, что не менее важно иметь право на труд, достойное жилище, свобо­ду от материальной нужды и возможность совместно решать проблемы отдельных людей. Какой смысл иметь свободу прессы в стране, где боль­шая часть населения неграмотна? Насколько эти люди счастливы от сво­боды слова, не имея ни работы, ни жилья?

5. Гуманистической.

Ценности этого ряда присутствуют и в буржуазных, и в социал-де­мократических программах (буржуазный гуманизм устанавливает зап­реты лишь на непосредственное угнетение индивида, но не на косвенное или структурное—через коллектив).

Стьёрне отмечает, что этот взгляд разделяют не все направления мар­ксизма-ленинизма. Кроме того, достаточно размытыми являются грани­цы воздействия государства на социально или политически «отклоняю­щихся» индивидов и группы (например, гомосексуалистов, политических оппозиционеров и др.).

6. Социальной и действенной.

Взаимодействие с клиентами должно быть направлено на повышение сознательности восприятия клиентом своей ситуации и общества. Социа­листические социальные работники не должны манипулировать людьми и использовать соответствующие методы работы.

132

7 Трезво оценивающей практику. *

Действия социалистов должны быть не спонтанными и не продуман­ями, но стратегически спланированными с учетом противостоящих сил. Однако компромиссы и тактические ходы не должны становиться моде­лью работы.

8. Обобщающей.

Социальные работники должны делать выводы из теоретического осмысления проблем практики, делать индивидуальный опыт коллектив­ным достоянием, переносить коллективный опыт на индивидуальные си­туации, корректировать их.

9. Использующей социально-политические стратегии.

Мерам общего характера отдается предпочтение перед мерами осо­бенными, индивидуальными, например, повышение минимальной зара­ботной платы вместо выплат, снижение рабочего времени для всех, а не для отдельных групп.

10. Не допускающей изоляции социальных работников от общества. Социальные работники должны разрушить изоляцию своей профес­ сиональной группы.

11. Использующей решительные действия.

Изменение возможно даже и в том случае, когда противоборствую­щие силы сильны, мы можем сделать больше, чем думаем. Чтобы добить­ся чего-то, нужно отважиться и действовать решительно.

Нам представляется очевидным, что положения Стьёрне, касающие­ся социальной работы по-социалистически, основываются не только на определенной теоретической базе, но и на идеологии, что и послужило основой для резкой критики в адрес соответствующих моделей социаль­ной работы. Возражение к этому замечанию формулируется достаточно просто: все прочие теории также основываются на идеологиях и опреде­ленной системе ценностей, хотя эта связь может быть выражена не столь явно, как здесь.