Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Voprosy_k_zachyotu_po_istorii_literatury_Drevne....docx
Скачиваний:
23
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
320.51 Кб
Скачать

13) Идейная проблематика и художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»

«Слово» представляет собой поэтический отклик на события рокового похода. Его безымянный создатель искусно рисует политическую ситуацию конца XII века, переносясь мысленным взором в разные концы Руси, обращаясь к далёкому прошлому. Автор страстно призывает русских князей к единению (в «Слове» упомянуто более 40 князей и княгинь XI-XII веков). Их распри ослабляют Русь, дают автору основания для тревожных раздумий о судьбах родины.

Поражение Игоря вызывает глубокое раздумье поэта-гражданина, патриота о судьбах Русской земли, и основная идея «Слова» - это страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает чёткое воплощение во всей художественной структуре произведения, и прежде всего в его сюжете и композиции.

Идейным центром повествования становится «золотое слово» киевского князя Святослава Всеволодовича и последующее обращение к князьям. Великий князь призывает их отомстить за раны Игоря, сетует на недальновидность его поступков: «Что же сотворили вы моей серебряной седине». Патриотические идеи неразрывно связаны в «Слове» с образом Русской земли, играющим важную роль в повествовании.

События и люди изображаются в древнерусской литературе с резко определенных позиций, а потому окрашены ярким лирическим чувством. И если уже доводить эту мысль до конца, то следует сказать, что в смысле средств изображения лирическая стихия является ведущей в древнерусской литературе.

Автор постоянно вмешивается в ход событий, о которых рассказывает. Он прерывает самого себя восклицаниями тоски и горя, как бы хочет остановить тревожный ход событий, сравнивает прошлое с настоящим, призывает князей современников к активным действиям против врагов родины.

Совершенно прав И. П. Еремин, когда пишет, что автор «Слова» «действительно заполняет собою все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде: в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе. Именно он, „автор“, вносит в „Слово“ и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос, которые так характерны для этого произведения».

И. П. Еремин справедливо отмечает в «Слове о полку Игореве» многие приемы ораторского искусства. Это еще не служит, как мне кажется, доказательством принадлежности «Слова» к жанру ораторских произведений, но это ярко свидетельствует о пронизывающей «Слово» стихии устной речи. Эта стихия устной речи вообще характерна для древнерусской литературы, как бы еще не освободившейся от традиций устных художественных произведений, от традиций речевых выступлений и церковной проповеди, но вместе с тем теснейшим образом связана с той лирической стихией, о которой говорилось выше. Через ораторские обращения и ораторские восклицания передавалось авторское отношение к событиям, изображаемым в рассказе. Перед нами в «Слове», как и во многих других произведениях древней Руси, — рассказ, в котором автор чаще ощущает себя говорящим, чем пишущим, своих читателей слушателями, а не читателями, свою тему — темой поучения, а не рассказа. Лирический призыв, широкая эпическая тема, разрешаемая лирически. Образ автора-наставника, образ читателей-слушателей, тема произведения, средства убеждения — все это как нельзя более характерно для древней русской литературы в целом. «Слово о полку Игореве» глубоко оригинально. Оно выделяется среди них силой своего художественного воздействия. Оно шире по кругу охватываемых событий. В еще большей мере, чем остальные произведения, сочетает в своей стилистической системе книжные элементы с народными. во всех четырех отрывках описываются явления природы в их динамике, а не статике, описываются действия природы, а не рисуются ее неподвижные картины; в них выражено авторское отношение в виде очень сильной лирической их окрашенности; явления природы в них имеют прямое отношение к людям. Типично и раскрытие символического значения того или иного явления природы. Природа в «Слове» описывается только в ее изменениях, в ее отношениях к человеку, она включена в самый ход событий, в «Слове» нет статистического литературного пейзажа, типичного для литературы нового времени. Природа участвует в событиях, то замедляя, то ускоряя ход событий. Она активно воздействует на людей, и описания ее явлений окрашены сильным лирическим чувством.

Художественные средства автор «Слова» черпает во-первых, из устного народного творчества (фольклорные образы символы постоянные эпитеты прием отрицательного параллелизма и т. п.), видоизменяя и обогащая традиционную топику устного народного творчества. В «Слове» широко используется также символика образность и фразеология, связанные с феодальными отношениями и дружинным бытом.

Отличительной чертой поэтики «Слова» является использование в нем символики и образности, основанной на языческом мировосприятии. Автор использует в качестве поэтических символов имена языческих божеств (Даждьбога, Стрибога, Хорса, Велеса) и мифологических персонажей (Дива, Карны и Жли, Девы-Обиды и др.). То, что имена языческих божеств играют в «Слове» именно поэтическую роль и вовсе не отражают языческого мировоззрения автора доказывается настойчивым противопоставлением в поэме христиан и "поганых", т. е. язычников, призывами автора к князьям встать на защиту христиан от "поганых", не возможные в устах человека хотя бы отчасти оставшегося язычником. Таким образом говорить о "двоеверии" в «Слове» вряд ли есть основания. Возможность использования автором-христианином языческих представлений и образности как поэтических средств доказывается аналогичной ситуацией в скальдической поэзии: скальды, принявшие христианство, долго использовали художественные приемы старой, дохристианской поэтики, в том числе и мифологическую образность. Связью поэтики «Слова» с языческим мировоззрением объясняется и особая роль природы в произведении. Следуя поэтически анимистическим представлениям язычников, автор «Слова» одушевляет природу, целиком втягивает ее в события. Не только животные и птицы наделены способностью к чувствам, предсказаниям, действиям, но и реки, травы, деревья, которые то враждебны к человеку, то сочувствуют и помогают ему. Природа в «Слове» - эмоциональный, музыкальный фон произведения, влияющий на наше отношение к происходящему, делающий повествование лиричным и взволнованным.

Характерной особенностью «Слова» является его ритмичность. Не раз делались попытки разложить текст на стихи, найти в нем тот или иной стихотворный размер. Однако все эти попытки были неудачны. Его ритм особый, постоянно меняющийся, в зависимости от того, о чем идет речь. Как пишет Д.С. Лихачев, в «Слове» мы находим то тревожный ритм, превосходно передающий волнение Игоря перед бегством, то ритм большого свободного дыхания народного плача в обращениях Ярославны к солнцу, ветру, Днепру, то бодрый и энергичный ритм мчащегося войска в описании кметей Всеволода буй-тура. Ритмичность создается особым синтаксическим построением фраз, а также различного рода повторами, единоначатиями, приемом синтаксического параллелизма и т.д.

Основные образы и изобразительные средства. В «Слове» применены следующие приемы:

- развернутая метафора (битва-буря, битва-пир, половцы-сваты),

- оксюморон (война и молотьба),

- сравнения и эпитеты.

Игорь описан слабо и противоречиво, произносит неубедительные напутственные речи перед битвой. Эпитеты, которыми одарил Игоря автор, не выходят за рамки общих характеристик. В отличие от Всеволода «Яр Тур» Курского. На войне он реализует себя полностью, заменяет собой практически полное войско, а Игорь же за ним не виден совсем.

Природа пронизывает «Слово» от начала и до конца. Используется сравнение птиц с героями произведения. Автор определенно хорошо знаком с походной жизнью в придонских степях (« серебряные» берега Донца). Образы «Слова» имеют свои, строго определенные параллели из животного мира: так, русские князья – почти всегда «соколы», а половцы – неизменно «вороны», «сороки» и «галки». То есть природа как живое существо, полноправное действующее лицо, постоянный фон, далеко не безучастный. Это доказывает, например, сцена солнечного затмения, далее, чтобы усилить впечатление автор поместит в свое повествование целый список недобрых примет - гомон необычно проснувшихся среди ночи птиц, звериный свист, непонятное существо Див, своим криком явно предупреждающий врагов Руси – язычников. В дальнейшем природа неизменно оплакивает неудачи русских князей – пленение Игоря, гибель Ростислава Всеволодовича. Ярким солнечным лучом отмечено возвращение Игоря на Русскую землю.