Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Dokument_Microsoft_Office_Word_Avtosohranennyy.....docx
Скачиваний:
29
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
299.31 Кб
Скачать

Критерии определения этноса.

В области научного анализа этнос стоит в ряду самых сложных и неоднозначных социальных категорий. Попытка ученых вычленить и объяснить с ее помощью суть такой общности людей, за которой закрепилось многозначное понятие “народ”, обернулась многолетними дискуссиями по поводу самой природы этничности и ее места в социуме.

В отечественных теориях этноса, как, впрочем, и в зарубежных концепциях этничности, действительно существует ряд противоречивых постулатов, позволяющих усомниться в прочности фундамента всей системы наших знаний о феномене, существующем в жизни людей в качестве обыденной реальности. В современных социологических и этнографических исследованиях такие понятия как этнос, нация, национальность получают новое звучание и новое понимание (например, в работах В. А. Тишкова). Это обусловлено не только развитием науки и усилением междисплинарных связей (социологии и лингвистики, психологии и этнографии), но и изменениями в мире, в частности распадом СССР, объединением Европы, возникновением новых войн и этнических конфликтов и многими другими.

Как показал анализ определений термина “этнос” в толковых и специальных словарях, самое распространенное понимание термина “этнос” – это народ [Даль, 1978; Ожегов, 1973; Арутюнов, 1996; LDCE, 1995; WNWD, 1988]. Ю. В. Бромлей отмечает, что “в русском языке наряду с такими значениями, как “все население страны, государства”, “трудящиеся массы”, “толпа”, “просто множество людей”, в это слово вкладывается еще одно значение, которое особенно отчетливо проступает и словосочетании “народы мира”. Для выделения этого специфического смысла слова “народ” и предлагается использовать термин “этнос” [Бромлей, 1983, с. 45].

Ю. В. Бромлей указывает на одну очень важную особенность всех этнических общностей, будь то народ, нация или племя, – каждое из этих образований имеет самоназвание (автоэтноним). Таким образом, наличие автоэтнонима является достаточным для обозначения какой-либо этнической группы этносом. Кроме того, здесь нужно учитывать такой фактор как устойчивость самоназвания. Многие племена, народы, нации существуют уже очень много лет и сохраняют одно и то же самоназвание [Бромлей, 1983, с. 45].

Среди объективных характеристик этноса принято выделять общность территории и происхождения, общность языка и хозяйства, психологический склад, этническое сознание [Тишков, 1998, с.5]. Как отмечают этнографы, ни одна из этих характеристик не может служить достаточным основанием для выделения какой-либо группы людей в качестве этноса. Однако, было бы опрометчиво полностью отвергать приведенные выше критерии. Если считать их относительными, то каждый из них, и по всей видимости, один доминантный в совокупности с другими, “работает”. Относительность приведенных выше критериев подкрепляется произвольностью определения людьми своей принадлежности к тому или иному этносу. Как пишет Ю. В. Бромлей, “поводом для возникновения подобного представления может послужить тот факт, что подчас один и тот же человек относит себя то к одному, то к другому этносу, например, то к украинцам, то к русским. Однако эта “произвольность” легко объясняется тем, что такой человек и той или иной море обладает объективными свойствами обоих этносов, к которым он себя относит, т. е. применительно к рассматриваемому примеру свойствами и украинского и русского этносов. Весьма показательно, что ни к какому третьему этносу (скажем, к турецкому, французскому, японскому и т. п.) данный человек себя никогда не причислит” [Бромлей, 1983, с. 48].

Существует еще один, не менее важный фактор, который включают в определение этноса, – это политический. Роль государства в формировании этносов и этнического сознания очевидна: государства создают нации и этнические общества, но самое главное “именно власть и государственная бюрократия превращают культурные различия в основу для политической дифференциации между народами [Тишков, 1997, с.17]. В этой связи уместно привести слова В.Н.Телия, которая замечает, что “для культуры, как и для языка, характерны антиномии, связанные с индивидуальными или общественными формами их бытия: субъект культуры или языка – это всегда индивид vs. социум, личность vs. общество. Свободе субъекта поэтому всегда противостоит необходимость следовать социальным канонам, выбору – общественное предписание, творчеству, креативности – нормативность” [Телия, 1996, с. 225].

Чтобы избежать терминологической путаницы, считаем целесообразным использовать в работе термины “этнос” или “народ” для наименования любых этнических образований. На наш взгляд, для лингвистического исследования различия между терминами “народ”, “нация”, “национальность”, “этнос” не являются релевантными, а в большей мере относятся к этнографии и социологии.

Этническая общность (этнос) - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией, группой народов (славянская этническая общность и др.). Этногенетическая общность или, короче, этнос- это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание - сознание своей генегической связи с др.представителями этой группы. Этническое самосознание индивида строится на его представлениях о своём происхождении. Он сознаёт себя принадлежащим к определённому этносу потому, что полагает себя потомком ряда предшествующих поколений предков, принадлежавших к этому этносу. Из поколения в поколение передается память о предках. В результате образуется историческая наследственность, которая и определяет целостность этноса. Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действительная генетическая связь, сколько представление о ней.

"Гены" (кровное родство) сами по себе ещё не формируют этническое самосознание. Оно определяется не биологическим фактом происхождения от родителей, относящихся к данному этносу, а социально-психологическим фактом - тем, что индивид думает о своём происхождении. Иначе говоря, для этнического самосознания важно, чьим потомком считает себя человек, а не чьим потомком он является на самом деле. Разумеется, люди обычно знают своих родителей и их представление о своем происхождении основано на этом. Но даже у потомственной аристократии генеалогия рода редко прослеживается с достаточной достоверностью более двух-трёх столетий, а большинству людей известно всего лишь несколько поколений своих предков. И практически почти во всякой родословной, уходящей достаточно далеко в прошлое, обнаруживаются "иноземцы" - выходцы из иных народов. Поскольку любой этнос объединяет в себе генетически разнородные семьи, роды, племена (иногда даже из разных рас) и постоянно пополняется за счёт межэтнических браков и ассимиляции пришельцев из др.этносов, постольку расистские попытки делить людей по "чистоте крови", различать "чистых" и "нечистых" представителей этноса, "настоящих арийцев" и "неполноценных бастардов" и т.п. совершенно бессмысленны. Этническая общность основана не на "крови", а на самосознании людей, а потому есть понятие не биологическое, а социальное (или, можно сказать, биосоциалыюе).

Этносы имеют названия - этнонимы. Изучением этнонимов занимается наука этнонимика - раздел ономастики. Задача этнографа объяснить их происхождение. Напр., этноним "дреговичи" произведён от "дрегва" (белорусск. - трясина в болоте; смоленское диалектное - болото, зыбун, трясина; украинск. - "дряговина" - болото; литовское - "dregnas"- сырой, влажный). Этносы имеют возраст. Так, пришедшие в н.XIII в. вместе с Батыем монгольские племена ассимилировались с местным тюркским населением. В результате получился новый единый этнос - татары. Этносы имеют тенденцию к политическому объединению. В Восточной Европе в н.IХ в. сформировались два долгосрочных этнополитических объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим - объединение словен, кривичей и финно-язычных племён в районе о.Ильмень с центром в Новгороде.