Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
attachment.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
310.78 Кб
Скачать

33. Коллизионное регулирование формы и условий заключения брака в рф.

Семейные отношения с иностранным элементом являются составной частью международных гражданских правоотношений. Они включают в себя:

вопросы заключения и расторжения брака;

признание брака недействительным;

права и обязанности супругов;

определение режима имущества супругов;

правоотношения между родителями и детьми;

вопросы алиментных обязательств;

формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (опеки, попечительства, усыновления).

В семейных отношениях в максимальной степени проявляется взаимосвязь с национальными традициями, религией, бытовыми и этническими обычаями, а потому семейное право разных стран принципиально отличается и практически не поддается унификации. Все это вызывает серьезные коллизии законов в области брачно-семейного права.

Основные коллизионно-правовые проблемы брака и семьи:

форма и условия заключения брака;

расовые и религиозные ограничения;

запреты на браки с иностранцами;

необходимость разрешения для вступления в брак;

личный закон (главенство) мужа;

заключение брака по доверенности и через представителя;

полигамия и моногамия;

однополые браки;

ответственность за отказ вступить в обещанный брак;

«хромающие» браки (т.е. браки, порождающие юридические последствия в одном государстве и считающиеся недействительными, и не порождающими правовых последствий в другом).

Попытки унификации брачно-семейных отношений с иностранным элементом предпринимаются с начала XX в. На универсальном уровне разработан целый комплекс (около 50) Гаагских конвенций по вопросам семейного права:

об урегулировании коллизий законов и юрисдикции в области разводов и судебного разлучения супругов (1902 г.);

о праве, применимом к алиментным обязательствам (1972 г.);

о сотрудничестве в области иностранного усыновления (1993 г.);

об урегулировании коллизий законов в области заключения брака (1995 г.).

Эти конвенции содержат унифицированные коллизионные нормы. Основной недостаток Гаагских конвенций — ограниченный круг их участников. На региональном уровне существует ряд конвенций по семейному праву:

о репатриации несовершеннолетних (1970 г.);

о правовом статусе детей, рожденных вне брака (1975 г.);

Конвенция СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

В Семейном кодексе Российской Федерации произведена кодификация правовых норм, относящихся к брачно-семейным отношениям с участием иностранцев и апатридов (раздел VII). К таким отношениям возможно применение как российского, так и иностранного права, что подчеркивает прогрессивные тенденции в развитии российского права.

В соответствии с Конституцией РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ национальным режимом в семейных отношениях.

34. Имущественные и личные неимущественные отношения супругов в мчп.

Права и обязанности супругов бывают как неимущественные (личные), так и имущественные. В свою очередь имущественные права супругов могут регулироваться как законом, так и договором (брачным контрактом).

Коллизионные нормы об отношениях супругов (в некоторых законах говорится об "общих правовых последствиях брака"), содержащиеся в праве иностранных государств, весьма разнообразны. Во многих странах эти отношения определяются по законодательству государства, гражданами которого являются оба супруга (Австрия, Германия, Италия, Польша, Португалия, Украина, Чехия и т.д.). При разном гражданстве супругов в ряде стран применяется в вопросах их личных отношений отсылка к законодательству последнего общего гражданства, а при его отсутствии - к праву государства, с которым супруги наиболее тесно связаны (Греция), либо к праву места совместного проживания супругов (Италия), либо, наконец, - к национальному закону мужа (§ 21 II Таиландского закона 1938 г. о конфликте законов). В других странах основной коллизионной привязкой служит не гражданство, а место жительства супругов (Великобритания, Франция, Швейцария, Эстония и др.). Так, по ст. 48 Закона Швейцарии о международном частном праве правовые последствия брака определяются по праву государства места жительства супругов (1); если супруги имеют место жительства в разных государствах, правовые последствия брака определяются по праву того из этих государств, с которым рассматриваемое дело имеет наиболее тесную связь (2); судебный или административный орган по месту происхождения супруга, компетенция которого основана на ст. 47 (в этой статье речь идет о компетенции швейцарских органов при отсутствии у супругов, один из которых является гражданином этой страны, места жительства в Швейцарии), применяет швейцарское право.

К имущественным отношениям супругов во многих странах применяются другие отсылки, чем те, которые применяются к личным имущественным отношениям, причем часто предписывается применение законодательства, действовавшего в момент заключения брака. Однако это правило допускает исключения: режим супружеского имущества обычно может быть изменен брачным договором. Из общего принципа единства супружеского имущества в ряде законодательств делается исключение и для недвижимого имущества, которое обычно подчиняется праву места его нахождения. В Польше, Чехии и ряде других стран действует, как правило, общая коллизионная норма для личных и имущественных отношений супругов. В то же время допускается в сфере имущественных прав выбор законодательства супругами. В Польше вопрос о допустимости такого выбора, его изменении и отмене решается по национальному закону супругов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]