Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Антропология вся.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
841.73 Кб
Скачать

44.Психологические аспекты конституции. Вклад Кречмера и Шелдона.

Конституция, как обобщенная морфофункциональная характеристика индивидуума, отражает особенности не только телосложения, но также психической деятельности, метаболизма и функционирования вегетативных систем, адаптационных, компенсаторных и патологических реакций человека.

Исследование психологических параметров конституциональных типов концентрируется в основном вокруг топологических показателей нервной системы и признаков темперамента.

Роль нервной системы, прежде всего ЦНС, в регуляции биологической жизнедеятельности организма несомненна: тип высшей нервной деятельности человека и психическая индивидуальность связаны с его биохимической индивидуальностью уже в силу обратного влияния биохимических процессов на состояние ЦНС в норме и патологии. Интенсивность интеллектуальной деятельности, по-видимому, связана с процессами метаболизма; активированность как синтетическая характеристика нервной системы ассоциируется, с одной стороны, с уровнем энергетического обмена организма и с некоторыми личностными и интеллектуальными показателями. Но взаимоотношения свойств нервной системы и особенностей поведения человека очень сложны.

Значительный интерес представляет сфера ассоциаций особенностей эндокринной конституции с индивидуальными чертами психики, изучающихся преимущественно в патологии. В стаде павианов гамадрилов уровень гормонов был связан с иерархическим положением животного: например, уровень надпочечниковых гормонов (кортизола) у доминанта был ниже, чем у подчиненных особей. В отличие от поведения животных поведение здорового человека как социального существа не детерминируется и не регламентируется эндокринными воздействиями; роль последних сводится в основном к влиянию на развитие нервной системы на ранних этапах онтогенеза (половая дифференцировка гипоталамуса, синаптогенез и др.), а также - к временному изменению активности некоторых структур мозга.

Имеются лишь немногие данные о связи свойств темперамента (реактивность, чувствительность, эмоциональность) с индивидуальными различиями эндокринного статуса. Например, сообщается о достоверном повышении тестостерона у женщин “вспыльчивого типа” сравнительно со “спокойным” или у мужчин с агрессивным поведением. Возможно, что и половой диморфизм в некоторых психологических характеристиках человека (большая эмоциональность женщин, большая склонность мужчин к логическому и абстрактному мышлению) частично опосредован половыми гормонами, хотя, разумеется, их влияние несоизмеримо с ролью межличностных отношений и социальных воздействий. Половые стероиды вызывают изменения в основном в таламической и гипоталамической областях мозга и контролируют активность в экстрапирамидной, септальной и лимбической областях, являясь возможным нейрорегулятором. На поведение человека влияют и другие гормоны: катехоламины (особенно соотношение адреналина и норадреналина), кинины, пептиды, биогенные амины, эндорфины и энкефалины.

По Кречмеру и Шелдону см.41

45.Психотипы и соматотипы по Шелдону. Современные исследования.

Почти каждый, кто занимался изучением конституции человека, интересовался также и соотношением между телосложением и поведением. Старые авторы считали подобную взаимосвязь само собой разумеющейся и не видели необходимости в статистических доказательствах.           Сравнительно недавно в центре внимания оказался вопрос о том, какие элементы поведения более или менее стабильны в течение жизни и связаны ли они с физическими различиями, а если такая связь вообще существует, то с какими именно различиями и насколько тесно.           Умственные способности, оцениваемые по баллам коэффициента интеллекта, остаются относительно стабильными и весьма слабо коррелируют с телосложением.           В значительно большей степени выражена корреляция между телосложением и темпераментом или глубочайшими свойствами личности с присущими ей навыками поведения. Кречмер первоначально выделил два типа темперамента - циклотимический и шизотимический, более или менее соответствовавшие экстравертному и интравертному типам Юнга. Кречмер связывал их с типами телосложения: циклотимию - с пикническим телосложением, шизотимию - с лептосомным. Позже он описал и тип темперамента, характерный для атлетического телосложения.

(Работа У. Шелдона)           Шелдон продолжил эту работу, использовав при описании темперамента не тип, а компонент, точно так же как и в классификации телосложения. Выделив пятьдесят признаков для определения постоянных аспектов поведения на основании 50-часового клинического обследования, он начал оценивать их у 30 человек. Все признаки разделились на три категории, и на этой основе Шелдон выделил три компонента темперамента, каждый из которых характеризовался двадцатью признаками.           Каждый признак оценивался по семи балльной шкале, а средний балл по двадцати признакам определял весь компонент.

Характеристики компонентов темперамента и соответствующих соматотипов по У. Шелдону

Висцеротония-эндоморфия

Соматотония-мезоморфия

Церебротония-эктоморфия

Расслабленность в осанке и движениях

Уверенность в осанке и движениях

Заторможенность в движениях, скованность в осанке

Любовь к комфорту

Любовь к приключенииям

Необщительность, социальная заторможенность

Жажда похвалы и одобрения

Эмоциональная черствость

Скрытность, эмоциональная сдержанность

Легкость в общении и выражении чувств, висцеротоническая экстраверсия

Экстраверсия в поступках, но скрытность в чувствах и эмоциях, соматотоническая экстраверсия

Скрытность в поступках и выражении чувств (церебротоническая интроверсия)

Общительность и легкость в состоянии опьянения

Агрессивность и настойчивость в состоянии опьянения

Устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов

Тяга к людям в тяжелую минуту

Тяга к действию в тяжелую минуту

Тяга к одиночеству в тяжелую минуту

Ориентация к детству и семейным взаимоотношениям

Ориентация к юношеской деятельности

Ориентация к поздним периодам жизни

И сопоставив их с данными Компоненты темперамента получили название "висцеротонии", "соматотонии" и "церебротонии". Определив число баллов по компонептам темперамента у 200 испытуемых по компонентам соматотипов, Шелдон установил коэффициент корреляции порядка 0,8 между висцеротонией и эндоморфией, соматотоцией и мезоморфией, церебротонией и эктоморфией.           Это несколько более тесная взаимосвязь, чем полагали, и работа Шелдона подверглась критике не столько из-за наличия каких-либо противоречащих ей данных, сколько из-за недоверчивости оппонентов.           Здесь возникают, по-видимому, две основные проблемы:

  • Во-первых, необходимо проследить, в какой мере оценки отдельных признаков темперамента по Шелдону согласуются друг с другом на протяжении всей жизни и как они изменяются в различные ее периоды. Необходимо изучить и генетическую основу компонентов темперамента. Классификации, построенные на признаках подобного рода, всегда представляют статичным то, что на самом деле изменчиво.

  • Во-вторых, работа нуждается в подтверждении, при этом нужно по возможности стараться избежать "круговой поруки", т.е. надо сделать так, чтобы психолог и специалист по соматотипам работали отдельно, причем психолог должен пользоваться лишь записями беседы с обследуемым и не иметь представления о его телосложении. Одно подобное исследование было осуществлено, и хотя оно касалось лишь части проблемы, а именно соотношений между доминирующей церебротоцией и доминирующей эктоморфией, выводы Шелдона в этой части получили подтверждение.

(Теории связи телосложения и темперамента)           Существуют две теории возможного происхождения связи между телосложением и темпераментом. Одна из них объясняет это действием плейотропных, или тесно сцепленных, генов, другая - влиянием среды на ранних этапах развития.           Согласно первой теории, гены, контролирующие телосложение, контролируют, кроме того, и развитие мозга и эндокринной системы, определяющих темперамент; в другом варианте предполагается существование отдельных генов для каждого признака, которые, однако, тесно сцеплены между собой.           Согласно второй точке зрения, ребенок с выраженной степенью мезоморфии, растущий среди других детей, случайно осознает, что он сильнее остальных и может их победить; впоследствии он привыкает выделяться из среды своих сверстников, потому что это ему нравится и этого ждут от него другие.           Эти две теории, конечно, не исключают одна другую. Вполне возможно, что генетическая тенденция реализуется при наличии соответствующих условий.

Развитие традиции У. Шелдона предложено в конституциональной системе Б. Хит и Л. Картера. Для оценки координат телосложения они предложили использовать открытую шкалу, начинающуюся с нуля и не имеющую верхнего предела (Heath B., Carter L., 1967). Соответственно, суммы баллов, при помощи которых описывается соматотип, может теоретически быть меньше 3 и больше 12. Метод основан на расчете стандартных уравнений множественной регрессии между соматотипом и антропометрическими размерами тела и призван более прямолинейно соотнести компоненты с такими удобными признаками, как длина тела, вес, толщина жировых складок и ширина кости. Используется также и весо-ростовой индекс.      Б. Хит и Л. Картер полагали, что их "универсальный соматотипологический метод" позволяет описывать конституцию "людей всех национальностей и рас, любого возраста и пола". Само по себе это утверждение, видимо, недалеко от истины. Хотя преимущество методики по сравнению с той же схемой У. Шелдона вызывает большие сомнения.

Наиболее часто используемыми в исследованиях отечественных антропологов являются схемы В.В. Бунака и И.Б. Галанта.

Согласно этой схеме, множество антропологических измерений (24 признака для мужчин и 10 для женщин) по специальным таблицам преобразуются в баллы. Отдельно определяются баллы скелетного, мышечного и жирового компонентов, а для женщин - только костного и жирового. Потом по специальной сетке находится соответствующий конституциональный тип. Исходное определение значений баллов основано на уравнениях множественной регрессии (как и в системе Б. Хит и Л Картера).      Для мужчин, в отличие от схемы В.В. Бунака, дополнительно выделены астенический и эурисомный типы. Астенический тип характеризуется минимальным развитием мышечного и жирового компонентов. Эурисомный тип, напротив, отличается максимальным развитием мышечного, костного и жирового компонентов.      Для женщин, в дополнение к схеме И.Б. Галанта, выделены подварианты астенического типа - узко- и ширококостный, а также низкорослый эурипластический.

отечественный антрополог В.Е. Дерябин на основании измерений 6000 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 60 лет выделил три главных вектора соматической изменчивости. Вместе они представляют трехмерное координатное пространство:

  • первая ось описывает изменчивость общих размеров тела (габаритные размеры скелета) по координате макро- и микросомии. На один ее полюс попадают люди с малыми общими размерами (микросомия). С противоположной стороны располагаются индивиды с крупными размерами тела (макросомия);

  • вторая ось разделяет людей по соотношению мышечного и костного компонентов (определяющих форму двигательного аппарата) и имеет вариацию от лептосомии (ослабленное развитие мышечного компонента по сравнению с развитием скелета), до брахисомии (обратное соотношение компонентов).

  • третья ось описывает изменчивость величины подкожного жироотложения разных сегментов тела и имеет два крайних проявления - от гипоадипозности (слабое жироотложение) до гиперадипозности (сильное жироотложение).