Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
seminar1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.12.2018
Размер:
112.13 Кб
Скачать

2. Классификация стадий развития человеческого общества по критериям ф. Листа, б. Гильдебранда, к. Бюхера, к. Маркса

Ф. Лист:

  • дикость

  • пастушеский

  • земледельческо-пастушеский

  • земледельческо-промышленно-пастушеский

Меновая концепция (обмен).

Гильдебрант:

  • натуральное хозяйство

  • денежное хозяйство

  • кредитное хозяйство.

Бюхер:

  • домашнее хозяйство

  • городское хозяйство

  • народное хозяйство

Формационный подход (К. Маркс). От низших к высшим:

  1. Первобытнообщинная формация

  2. Рабовладение

  3. Феодальная формация

  4. Капиталистическая формация

  5. Коммунистическая формация

3. Причины разложения первобытнообщинного строя и особенности перехода различных народов к рабовладельческому строю

Первое крупное общественное разделение труда, вызвавшее регулярный обмен, обусловило возникновение новых экономических отношений людей. Этот новый тип отношений исключил в конечном счете отношения коллективной общинной собственности. Появление более совершенных орудий труда, использование новых приемов работы позволили отказаться в ряде случаев от коллективного общинного труда. Например, в земледелии после появления плуга отпала необходимость в коллективном возделывании почвы. Для добывания мясной пищи раньше требовался труд большой группы охотников, в условиях развитого скотоводства такой труд уже стал ненужным. Общее жилище утратило свое экономическое значение и стало заменяться домами отдельных семей. Вместе с этим родовая община постепенно стала превращаться в первобытную соседскую (территориальную) общину.

Первобытную соседскую (территориальную) общину К.Маркс называл земледельческой. В отличие от родовых она состояла не только из родственных, но и неродственных семей, ведущих самостоятельное хозяйство на выделенных им земельных участках. «В земледельческой общине,— писал К. Маркс,— дом и его придаток — двор были частным владением земледельца». Пахотная же земля оставалась в собственности общины. Она периодически перераспределялась между ее членами. В общей собственности сохранялись также выгоны (луга), пустоши, леса. Но обработка пахотных земель проводилась уже самостоятельно семьей, и урожай присваивался ею же. Тем самым в соседской общине в условиях существования коллективной собственности возникла и частная собственность.

Такое переплетение двух начал (дуализм соседской общины) заключало в себе глубокие противоречия. Частная собственность являлась отрицанием коллективной собственности. Поэтому община носила «в своих собственных недрах элементы своей гибели».

Главным в процессе разложения соседской общины, как отмечал К. Маркс, было возникновение парцеллярного труда. Он являлся источником частного присвоения, накопления имущества в натуральной форме и в виде сокровищ. Это имущество семьи уже не поддавалось контролю общины, оно становилось объектом индивидуального товарного обмена и обогащения частных собственников.

Раздробление труда по обособившимся отдельным семьям подрывало общую собственность на пахотную землю, а затем на луга, пастбища, леса и пр. Со временем частная собственность утвердилась и на них.

Усложнение организации производства в соседской общине, а также других сторон ее общественной жизни усложнило и функции управления. Постепенно старейшины стали освобождаться от непосредственного участия в общих производственных процессах как лица, выполняющие нужные общине общественные функции. Пользуясь своим привилегированным положением, они стали присваивать часть прибавочного продукта, созданного в общине, а также часть продуктов, полученных путем обмена. Частному накоплению способствовали войны между общинами. Военачальники, родовые старейшины обогащались путем захвата для себя лично наибольшей доли военной добычи, в том числе и военнопленных, становящихся рабами.

Становление частной собственности происходило в обстановке острой борьбы с традициями коллективной собственности и уравнительным распределением продуктов. Но производственные отношения первобытного общества уже стали препятствием на пути дальнейшего роста производительных сил.

Возникновение частной собственности нельзя представлять как некое «грехопадение» первобытных людей, как это понимали, например, социалисты-утописты. В действительности частная собственность и имущественное неравенство выступали закономерным результатом развития первобытнообщинного производства. «Частная собственность образуется повсюду,— писал Ф. Энгельс,— в результате изменившихся отношений производства и обмена, в интересах повышения производства и развития обмена,—следовательно, по экономическим причинам».

Родовая община в период ее разложения включала в себя наряду со свободными также и несвободных людей — военнопленных, труд которых использовался в хозяйствах общин. Использование в общинах несвободных людей (рабов) в качестве рабочей силы характерно для эпохи патриархального рабства. Эта длительная эпоха отмечалась в истории многих народов, в том числе и тех, у которых впоследствии рабовладельческий способ производства не сложился.

Объективным условием перехода общества к рабовладельческому способу производства было достижение повой ступени развития производительных сил в результате второго крупного общественного разделения труда — отделения ремесла от земледелия, которое принесло с собой значительное по тому времени увеличение материального богатства. Решающее влияние на развитие общественных отношений в данном направлении оказало распространение и упрочение частной собственности, увеличение имущественного неравенства и присвоение части прибавочного продукта, создаваемого общиной, лицами, занимающими в ней привилегированное положение.

Следствием отделения ремесла от земледелия было увеличение производства орудий труда из металла. Накопление богатств в руках немногих семей явилось необходимым материальным условием систематического массового применения рабского труда. Он становился господствующим видом труда, вытесняющим труд свободных людей.

В распространении частной собственности, имущественной дифференциации и упрочении рабства большую роль сыграл обмен. Развитие обмена, совершавшегося уже на оенбве частной собственности, имело своим прямым результатом превращение подневольных тружеников — рабов в товар. «Едва люди начали менять, как уже они сами стали предметами обмена»,— писал Ф. Энгельс. Господствовавшее в обществе имущественное неравенство, с одной стороны, развивавшаяся торговля, и в особенности торговля рабами-военнопленными, с другой, создали широкие возможности для долгового рабства. В рабов стали обращать не только военнопленных, но и обедневших, попадавших в материальную зависимость членов рода.

Рабовладельческий способ производства начал свою историю с того времени, когда эксплуатация рабов стала господствующей формой производства и само общество разделилось на антагонистические классы — рабовладельцев и рабов. Помимо этих классов в рабовладельческом обществе существовали свободные граждане: городские ремесленники и мелкие крестьяне, торговцы и ростовщики. С утверждением в обществе рабовладельческой эксплуатации возникло классовое государство, установилось политическое господство класса рабовладельцев над классом рабов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]