Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Щербаков главы 4, 5.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
22.12.2018
Размер:
348.67 Кб
Скачать

5.3. Сократовские школы

Идеи Сократа наследовали его ученики, организовавшие в начале IV в. до н. э. свои собственные школы. Каждая из них разрабатывала какую-либо одну сторону сократовского учения, вследствие чего их представителей иногда называют «односторонними сократиками».

Кроме философии афинского мудреца источником для сократиков послужили также идеи софистов и элеатов (мегарская школа). Поэтому некоторые исследователи, например Лосев, видят в их учениях «диалектический синтез» софистики и сократовской философии. Наиболее известными из сократовских школ являются мегарская, киническая, киренская.

5.3.1. Мегарская школа

Мегарская школа основана уроженцем Мегары Эвклидом, который во время Пелопоннесской войны пробирался ночами из Мегар в Афины, чтобы послушать Сократа. Эвклид присутствовал и при казни учителя. Другие представители этой школы — Евбулид, Диодор, Стильпон.

Мегарцы тяготеют к элейскому учению о Едином. Но в отличие от элеатов, которые оставались натурфилософами, мегарцы не занимались космологическими вопросами. Следуя за Сократом, они считали знанием только понятийное знание. По Эвклиду, чувствами мы воспринимаем изменчивое и преходящее, тогда как в понятиях разума мы познаем пребывающее и истинное, которое есть Единое. Сократ считал истинным знанием знание Блага. Эвклид отождествил Благо Сократа с Единым Парменида: Благо — это Единое; Единое есть истинно сущее; знание истинно сущего и составляет истинное Благо.

Исходя из идеи Единого, мегарики сосредоточились на эристике — спорах со своими противниками. Отыскивая противоречия в их положениях, они таким способом доказывали истинность своего учения. Излюбленным их оружием были аргументы Зенона против бесконечной делимости, которыми они, по словам Платона, растирали вещи в порошок. Бесконечно делимая вещь, доказывали мегарики, состоит из бесконечно малых частей, каждая из которых равна нулю. Следовательно, вещь в действительности не существует. Это значит, что нет ничего единичного, множественного, а есть только Единое. Ту же цель преследовали и софизмы Евбулида. Так, в софизме «Покрытый» Евбулид доказывает, что Электра знает и не знает своего брата Ореста; она не знает его, когда он покрыт покрывалом. Следовательно, наше чувственное восприятие не есть знание. Чувствами не узнаешь также, когда несколько предметов превращаются в новый единичный предмет (софизм «Куча») и т. д.

Стильпон ту же самую идею мегарцев доказывал на материале понятий. По Стильпону, невозможно чувственный единичный предмет подвести под общее понятие. Поэтому он отрицает, что его собеседник «человек». Слово «человек», поясняет Стильпон, обозначает общее, в нем мыслится «человечество», а не отдельное лицо. По Стильпону, наше понятие относится не к единичной чувственной вещи (отдельному человеку или предмету), а к бестелесным, умопостигаемым родам или видам вещей.

Подобно элейцам мегарики отрицали также изменение и движение, возникновение и исчезновение. Они не признавали существование возможности, находя противоречивым ее понятие. Возможным, доказывали они, следует считать только действительное. Что возможно, но не действительно, то одновременно есть и не есть. Возможное невозможно потому, что невозможно движение. Ведь последнее мыслится как переход от небытия к бытию или от бытия к небытию. Но как доказано было еще элейцами, этот переход невозможен, ибо немыслим. Мегарик Дион Крон аргументами Зенона Элейского доказывал невозможность движения. Движущееся тело, говорил этот представитель мегарской школы, движется либо в том месте, которое занимает, либо в том, в котором оно отсутствует. В обоих случаях движение невозможно: тело не может двигаться ни там, где его нет, ни там, где оно находится.