Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
30.36.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
21.12.2018
Размер:
57.94 Кб
Скачать

31. Освещение вооруженных конфликтов и гуманитарных проблем в российской и западной традиции (сравнительный анализ).

Про Осетию не забываем, ибо здесь можно только на примерах рассказать. Пример из войн. 2 мировая, грузинско-осетинский конфликт.

32. Особая роль телевидения в освещении вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера. Привлечение внимания общественности к гуманитарным проблемам.

Конфликт во все времена является постоянным спутником человечества и проявляется в разных формах - от дебатов, споров, дискуссий до таких крайних форм, как: революция, бунт, война, терроризм. Всегда затруднительно определить момент, когда противоборство и насилие перерастает в экстремальную.форму, в частности, в вооруженный конфликт, в результате которого гибнут сотни и тысячи людей. И это - жесточайшая реальность современности. И если не удается военные конфликты предупредить, то, по меньшей мере, есть необходимость защитить людей перед лицом реальности войны, попытаться уменьшить ее разрушительные последствия.

Отражение вооруженных конфликтов в СМИ относится к числу сложных социально-политических вопросов, которые привлекают в последние годы повышенное внимание политиков, историков, философов, социологов. Интерес к этой проблеме обусловлен тем, что средства массовой информации являются одним из способов инициирования или, напротив, предотвращения и урегулирования конфликтов. Правда, эта регуляция носит весьма противоречивый характер: СМИ могут обострять или сглаживать ход развития конфликтов1, способствовать эскалацию напряженности или участвовать в процессе умиротворения и социального восстановления после завершения конфликта. Иными словами, средства массовой информации стали важнейшим оружием в управлении вооруженными конфликтами.

Каждый журналист при всей претензии на объективность, действует в определенном поле власти и заангажированности (политической, этнической или редакционно-бюрократической)5. Главным же критерием оценки работы журналистов в освещении подобных конфликтов является, критерий достоверности и полноты предоставляемой информации. Роль, которую СМИ играют в урегулировании конфликта, зависит от того, насколько журналисты свободны в своей профессиональной деятельности и насколько открыт для них доступ к важной для общественности информации.

Особенно остро приверженность средств массовой информации каким-либо течениям, партиям, лидерам, финансовым группам проявляется во время экстремальных событий и вооруженных конфликтов. Начинается массированная атака на общественное мнение, включаются сложнейшие механизмы воздействия — от простых контраргументов до многоуровневого опровержения, которое строится на анализе фактов и статистике, оценке событий через мнения личностей, авторитетных экспертов. СМИ задействуют агентов воздействия и контрвоздействия, проводят «работу по блокировке и нейтрализации информации, проходящей по альтернативным каналам»6 с целью лоббирования интересов группы, которой принадлежат или которой сочувствуют.

В зонах локальных противоречий возникает сложная мозаика конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются не только местные власти и местные оппозиционные группировки, но также и бизнес-структуры (локальные и транснациональные), агенты влияния самых различных сил (нередко более влиятельные, чем; соответствующие официальные власти). В этих условиях работа журналистов, призванных освещать все аспекты военного противостояния, крайне затруднительна.

Различают международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в международном вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.

Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.

Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они:

имеют свою организацию;

имеют во главе ответственные за их поведение органы;

установили свою власть на части территории;

соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны».

Признание повстанцев «воюющей стороной» исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен рас­пространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты. Таким образом, признание повстанцев «воюющей стороной», как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества международного и является первым шагом к признанию нового государства.

Вооруженные конфликты немеждународного характера — это все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства «между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II».

Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками:

применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;

коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;

определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;

продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного ха­рактера;

осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти кон­фликты отличаются от международных вооруженных конфликтов прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство.

Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако на практике осуществляются определенные вооруженные мероприятия, получившие назва­ние «гуманитарной интервенции». Именно так, например, были охарактеризованы вооруженные акции в Сомали и Руанде, предпринятые с целью приостановления происходивших там внутренних кон­фликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.