Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
12250~1.DOC
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.12.2018
Размер:
71.68 Кб
Скачать

Глава XII Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности.

Преподноси чувствам, разуму, воле, способностям многое и многообразно, вперемежку со множест­вом увлекательного.

Ян Амос Коменский. «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»

§ 1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности.

Первой задачей экологического образования является формирование у личности системы адекватных экологичес­ких представлений.

Важнейшей характеристикой экологичной личности яв­ляется психологическая включенность в мир природы, ко­торая, с позиций экологической психопедагогики, в наиболь­шей степени обусловлена существующей у нее системой экологических представлений.

В соответствии с этим, главным ориентиром при реше­нии данной задачи экологического образования является формирование у личности понимания единства человека и природы, которое базируется на следующих основных поло­жениях.

Представление о сложности системы внутренних взаимосвязей в природе.

Природа не просто совокуп­ность различных природных объектов, а сложная систе­ма, каждый элемент кото­рой взаимосвязан с другими: любое воздействие на один из элементов этой системы неизбежно оказывает влияние на множество других.

Представление о природе как о едином целом, облада­ющим сложной системой внутренних взаимосвязей (ины­ми словами, представление об экосистемном холизме), является ключевым естественнонаучным положением, глу­бокое понимание которого оказывает сильнейшее влияние на формирование психологической включенности личнос­ти в мир природы.

Следует отметить, что широко используемое в эколо­гическом образовании для обозначения характера экологи­ческих взаимосвязей понятие «равновесие в природе» являет­ся не совсем удачным как с собственно экологической, так и с педагогической точки зрения. Во-первых, порождаемая им ассоциация с некими уравновешивающимися весами представляет экологические связи как линейные, горизон­тальные, хотя эти связи в реальности носят скорее характер пирамиды, что и фиксируется принятым в экологии поняти­ем «биотическая пирамида». Во-вторых, формирующийся под его влиянием мыслеобраз предполагает, что сдвину­тые с точки равновесия весы никогда не поздно взять и урав­новесить опять. В то время, как через понятие биотической пирамиды можно формировать мыслеобраз своеобразного «карточного домика», который полностью разрушается, если вынуть хотя бы одну – причём, любую! – карту.

Рассмотрим кратко сущность биотической пирамиды, представление о которой необходимо сформировать у личности.

Растения, поглощающие солнечную энергию, опираются на самую сложную ступень пирамиды — почву. Сту­пень, на которой располагаются насекомые, опирается на растения; ступень птиц и мелких хищников — на насеко­мых и т. д. На вершине пирамиды находятся крупные хищ­ники.

Виды, составляющие одну ступень, объединены типом питания. Представители каждой последующей ступени за­висят от нижележащих, снабжающих их не только пищей, но и убежищами и т. д. Количество ступеней уменьшается снизу вверх. Так, на каждого хищника приходятся сотни особей его потенциальной добычи, миллионы насекомых, неисчислимое количество растений. Человек экологически находится на одной из промежуточных ступеней: на одном уровне с животными, поедающими растительную пищу, — медведями, енотами, белками и т. д.

Связи передачи энергии от получающих ее растений к следующим ступеням пирамиды называются цепями пита­ния. Например, такой цепью питания является последова­тельность: почва — осина — лось — первобытный охотник, которая в настоящее время преобразилась в цепь: почва — клевер — корова — крестьянин.

Важнейшим, с точки зрения экологического образова­ния, является представление о том, что каждый вид, вклю­чая и человека, — это звено многих цепей питания. И лось и корова являются звеньями по меньшей мере сотен таких цепей: лося кормят не только осина, но и другие растения, а корову — не только клевер. Смерть организмов и их разло­жение возвращают энергию в почву, откуда начинается но­вый цикл.

Если в начале развития биосферы пирамида была ни­зкой и очень широкой, а цепи питания короткими и про­стыми, то затем, в процессе эволюции, добавлялись сту­пень за ступенью, звено за звеном. Человек — это лишь одно из тысяч дополнений, усложняющих биотическую пи­рамиду .делающих ее более дробной и разнообразной.

Изменение одной части системы неизбежно приводит к изменениям других ее частей и цепей, вынуждает входящие в них организмы приспосабливаться к новым услови­ям. После каких-либо разрушительных воздействий систе­ма экологических связей впоследствии так или иначе вос­станавливается, но, как правило, на более низком уровне организации. Благодаря своей технологической мощи, че­ловек способен оказывать такое воздействие на биотичес­кую пирамиду, которое не оказывал на нее многие тысяче­летия ни один другой биологический вид: она не имеет «опы­та» приспособления к изменениям такого масштаба.

При этом, как оказалось, наука на сегодняшний день неспособна дать полный системный прогноз последствий таких изменений, вследствие чего они становятся не только неожиданными, но зачастую трагическими.

Простейший пример. Садовод обрабатывает ядохимикатами овощную рассаду, избавляясь, таким образом, от своего прямого пищевого конкурента — гусениц. При этом он своими действия­ми пытается трансформировать существующую в его представ­лении пищевую цепь: овощи — гусеницы + садовод, в более про­стую, которая энергетически для него выгоднее: овощи — садо­вод. Однако он вскоре замечает, что певчие птицы, которые ра­довали его своими трелями погожими летними вечерами (назва­ния их он не знал и даже не задумывался об этом), вдруг исчез­ли. Садовод может так никогда и не догадаться, что на самом деле его действия затронули значительно более сложную, чем ему представлялось, пищевую цепь: например, овощи — гусени­цы — певчие птицы —мелкие хищники — крупные хищники. Отравленными оказались не только гусеницы, но и певчие пти­цы (а также их потомство!), для которых умирающие гусеницы были особенно легкой, но в то же время смертоносной добычей. Если бы садовод имел представление о целостности мира природы, о пирамидальной модели его энергетических связей, возможно, он бы даже из чисто эгоистических соображений предпочел бы поделиться урожаем овощей с гусеницами, что­бы иметь удовольствие слушать на своем участке птичье пение.

Множество примеров анализа непредвиденных послед­ствий вторжения человека в биотические связи в природе приводится в экологической литературе (ввоз кроликов в Австралию, тотальное истребление волков и хищных птиц к Европе и т. д.).

Таким образом, представление о сложности системы внутренних взаимосвязей в природе позволяет личности понять единство людей и природы на общем экосистемном уровне.