Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВТО экзамен.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
16.12.2018
Размер:
215.37 Кб
Скачать

34. Россия и вто: история присоединения; проблемы и ожидаемые последствия присоединения

1. 1986г. - СССР обратился с заявкой о получении статуса наблю-ля в Уругвайском раунде пере-ов с целью последующего присоед-ния к ГАТТ. США отклонили заявку, т.к. СССР яв-ся страной с плановой эк-кой. Только в 1990г. СССР получил статус наблюдателя.

2. 1993 - Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ.

3. 1995 - начались переговоры по вступлению России в ВТО.Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Переговоры с США, кот. велись в течение шести лет. Основн. разногласия касались вопросов фин. рынков, поставок в РФ с/х продукции и защиты прав интеллектуальной собственности.

4.Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года.

5. 2008 г. - Грузия – единств. страна, выступающая против вступления Р. в ВТО. Однако Грузия не входит в раб. группу по присоединению России к орг-ции и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО.

6. сентябрь 2008 - группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к Р. с советом «побыстрее вступить в орг-цию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года.

7.Осложнил вступление ВТО начавшийся в мире фин.кризис

8.В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета Путин В.В. сделал офиц.заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с января 2010 года Россия будет участвовать в рамках единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

9.5 октября 2010 -позиция Грузии по вопросу вступления России во Всемирную торговую орг-цию остается «неизменной» и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, кот.е существуют между Грузией и Россией».

10.7 декабря 2010 года в Брюсселе подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. Стороны сняли все проблемные вопросы. В т. ч. по урегулированию рос.экспортных пошлин на лес. Россия отказалась от планов их повышения со следующего года, а после вступления в ВТО пообещала и вовсе снизить

11.19.09.2011 Эльвира Набиуллина (министр эк. развития России) сообщила, что проблемы с ЕС остаются и "вероятность того, что мы закончим до конца года переговоры, как планировали, очень маленькая"

36. Дайте оценку социально-экономических последствий присоединения России к вто для аграрного сектора экономики России.

Какие обязательства по открытию доступа на свой рынок должно взять на себя государство-претендент?

Схема расчета обязательств одновременно и проста, и коварна. В Соглашении по сельскому хозяйству говорится, что базовые таможенные тарифы устанавливаются на уровне среднего показателя за три года, предшествующие началу переговоров (для России это 1992–1994 годы). Зафиксировав эти тарифы, развитые страны обязываются снизить их на 36 процентов в течение шести лет, а развивающиеся — на 24 процента в течение десяти лет. В результате определяются так называемые связанные импортные тарифы, которые государство — член ВТО не должно превышать при импорте агропродовольственной продукции. Россия в результате почти двукратного снижения собственного сельскохозяйственного производства была вынуждена в девяностые годы открыть свой рынок для импорта продовольствия. Фактически в ней сложился один из самых либеральных торговых режимов. Средневзвешенный таможенный тариф для сельскохозяйственной и продовольственной продукции составил 12–14 процентов.

Когда придется в соответствии с обязательствами снизить его на треть, то связанный тариф составит менее 10 процентов. Это равносильно полному открытию национального рынка для экспорта продукции крупнейших международных фирм и отдельных государств. Следует учесть, что многие страны-экспортеры сохраняют экспортное субсидирование и значительные уровни внутренней поддержки сельского хозяйства. Благодаря этому импортная продукция в условиях низких таможенных пошлин будет обладать бесспорными конкурентными преимуществами по сравнению с продукцией отечественного производства. Отметим, что тарифная защита аграрного рынка ЕС составляет сейчас 19,5 процента.

России следует отстаивать право иметь связанные импортные тарифы на уровне, которые приняты в ЕС. Еще более рационально было бы воспользоваться прецедентом, возникшим в связи с приемом в ВТО государств Центральной и Восточной Европы. Известно, что Польша получила право на тариф по сельскому хозяйству на уровне 52 процентов, Венгрия — 22 процентов, Румыния — 98 процентов. Это позволяет России добиваться права на 30-процентный тариф с последующим его снижением до 20 процентов.

Не следует забывать, что низкий уровень таможенной защиты — это еще и удар по бюджетным доходам от импортных пошлин. Определенным противоядием может служить тарифное квотирование: при нем продукция, ввозимая в пределах квоты, облагается сравнительно низкой, а сверх квоты — в несколько раз более высокой импортной пошлиной. В 2003 году в России схема тарифного квотирования была использована при импорте мяса из стран дальнего зарубежья. Говядина и свинина в пределах квоты облагались по ставке в 15 процентов, а сверх квоты — по ставкам соответственно 80 процентов и 60 процентов.

Тарифное квотирование — один из наиболее сложных пунктов в повестке дня переговоров о присоединении к ВТО. Российская сторона настаивает на сохранении этого права по наиболее «чувствительным» видам продукции, которые нуждаются в протекционистской защите для оживления собственного производства. ВТО ориентирует своих членов на полный отказ от тарифного квотирования в течение имплементационного периода. Тем не менее 37 государств — членов ВТО применяют эти методы защиты своего рынка по 1 400 продуктовым категориям. Больше всего квотируется ввоз фруктов и овощей, мяса и мясной продукции, молочной продукции, зерна. ЕС применяет тарифное квотирование по 87, США — по 54 категориям продукции. Своеобразный рекорд принадлежит Норвегии: 232 вида продовольственной продукции. По нашим оценкам, переговорщикам с российской стороны надо добиться права на тарифное квотирование по 50–60 категориям продукции, включая все виды мяса и мясной продукции, растительное масло, некоторые виды овощей и фруктов, сахар. России нужно предъявить более веские аргументы, обосновывающие ее право применять так называемые специальные охранные меры (СОМ), служащие для тарифной или административной защиты внутреннего рынка от агрессивного экспорта со стороны торговых партнеров. Свое право использовать такие меры зафиксировали 38 членов ВТО применительно к шести тысячам видов агропродовольственной продукции. Однако на практике они применяются не так широко. Хотя в рамках нового раунда переговоров о присоединении к ВТО добиваться этого права будет сложнее, Россия должна защищать свои национальные интересы.

Как правила ВТО регулируют экспорт агропродовольственной продукции?

Основное требование ВТО к ее членам — отказ от субсидирования экспорта, поскольку оно нарушает правила торговли и справедливой конкуренции на мировом агропродовольственном рынке. К экспортным субсидиям относят прямые выплаты экспортерам по показателям объема экспортируемой продукции; компенсацию части затрат на рекламу, на транспортировку продукции; субсидии производству, ориентированному на экспорт продукции, и другие меры. Страны — члены ВТО берут обязательства в течение определенного срока отказаться от экспортного субсидирования. Однако 25 стран — членов ВТО пока используют этот метод, оговорив перечень продуктов и предельные сроки применения субсидий. Россия заявила о своем стремлении добиться на переходный период права на частичную компенсацию транспортных расходов экспортеров российского зерна в связи со значительными расстояниями до границы страны.

Вместе с тем Россия как крупный импортер агропродовольственной продукции заинтересована в отмене экспортных субсидий. Пресловутые «ножки Буша» завоевали большой сегмент российского мясного рынка в значительной мере благодаря экспортным субсидиям США. Поэтому России пришлось вводить таможенные квоты, усиливать санитарный контроль. В США эти протекционистские меры окрестили «куриной войной». Какие проблемы необходимо решать правительству и научному сообществу в ходе присоединения к ВТО?

Существуют три основные проблемы.

  1. Снижение конкурентоспособности аграрного сектора России на внутреннем и внешних рынках (по крайней мере, в первые годы после присоединения к ВТО). Как показали исследования ВИАПИ, вступление в ВТО накладывает на новых членов гораздо более жесткие обязательства по либерализации торговли, чем те, которые взяли на себя старые члены этой организации. К тому же в переговорном процессе коалиции экспортеров, например страны Кэрнской группы, выступают солидарно, а государства — участники СНГ действуют поодиночке, что делает их силы неравными. Далее, правила ВТО не предусматривают особых режимов для государств с переходной экономикой, которые только выходят из тяжелого кризиса. Наконец, одновременное снижение государственной поддержки, открытие рынков и отказ от экспортных субсидий имеет отрицательные последствия и для производителей, и для бюджета, и для продовольственной безопасности страны. По данным ВТО, в 2000 году объемы мирового агропродовольственного экспорта/импорта равнялись 558 миллиардам долларов. Доля России в экспорте — 1,3 процента, в импорте — 1,9 процентов. Из-за несбалансированности этого сектора внешней торговли Россия ежегодно теряет 3,3 миллиарда долларов. Либерализация российского рынка по правилам ВТО приведет к снижению доли России в мировом экспорте до одного процента при одновременном увеличении доли в импорте до 2,3 процента. Стоимость импорта превысит стоимость экспорта на 7,3 миллиарда долларов. Этот «прирост» дефицита на 4 миллиарда долларов можно интерпретировать как величину суммарного риска, связанного со снижением конкурентоспособности аграрного сектора России после присоединения к ВТО на диктуемых в настоящее время условиях. Велика ли эта величина? Она в два раза превышает расходы на сельское хозяйство в консолидированном бюджете РФ и составляет 15 процентов от стоимости валового выпуска продукции отрасли. В ВИАПИ была разработана имитационная модель торговой политики. Сценарные расчеты по этой модели позволяют определить, как изменится «благосостояние» производителей, потребителей и доходы государственного бюджета при изменении торговой политики и мер поддержки. Итоговые оценки таковы. При полной либерализации российского рынка благосостояние потребителей повысится на два процента, поступления в бюджет за счет снижения импортных пошлин сократятся на 24 процента, чистый доход производителей сократится на пять процентов. Как показывают приведенные результаты, лица, ответственные за ведение переговоров, обязаны отстаивать более жесткие позиции, требуя установления для России 30–35-процентного исходного уровня и 18–20-процентного конечного уровня тарифной защиты, а также права использования тарифного квотирования по чувствительным видам продукции. Меры поддержки, отнесенные к желтой корзине, должны быть разрешены на уровне, сопоставимом с США. Если в США он составляет 15–18 миллиардов долларов, то для России оптимальный уровень поддержки, по нашим расчетам, должен составлять 12–13 миллиардов долларов. Фактически в эту сумму закладываются меры повышения конкурентоспособности агропродовольственной продукции и своеобразное страхование рисков.

  2. Интеграция аграрных рынков государств — участников СНГ и формирование Общего аграрного рынка. Правила ВТО не препятствуют созданию региональных торговых соглашений и союзов. К сожалению, процесс интеграции в СНГ идет довольно тяжело. По отношению к ВТО не была выработана согласованная позиция. Четыре государства (Кыргызстан, Грузия, Молдова, Армения) уже стали членами ВТО. Анализ динамики сельского хозяйства и аграрного рынка этих стран не выявил позитивных изменений. По заданию Межправительственного совета СНГ по вопросам АПК нами был подготовлен доклад о координации действий государств — участников СНГ в период присоединения и последующего членства в ВТО. Все предложения, высказанные два года назад, не утратили своей актуальности. Можно надеяться, что создание в рамках СНГ Единого экономического пространства четырех крупных государств позволит реализовать принципы согласованной аграрной политики. Предлагается наладить регулярную взаимную информацию и консультации о переговорных позициях, о способах решения наиболее сложных вопросов, о реализации обязательств после присоединения к ВТО. Кроме того, России и другим потенциальным членам ВТО следует просить государства СНГ, уже вступившие в ВТО, оказывать им содействие, участвуя в рабочих группах, которые ведут переговоры с претендентами.

  3. Научное обеспечение процессов присоединения и последующего членства России в ВТО. В рекомендациях конференции (Никоновские чтения), организованной ВИАПИ в октябре 2003 года и носившей название «Агропродовольственная политика и вступление России в ВТО», определены актуальные направления научных исследований по проблемам внешней торговли и присоединения РФ к ВТО. В ходе переговоров о вступлении в ВТО надо сосредоточить усилия на следующих направлениях: исследование последствий либерализации агропродовольственного рынка РФ и возможностей снижения рисков для аграрного сектора РФ и СНГ; моделирование вариантов торговой политики (сценарные расчеты); комплексный анализ мер поддержки и условий доступа импортной продукции на рынки РФ и СНГ; научное обеспечение координации действий государств — участников СНГ по выработке согласованных условий вступления в ВТО. После вступления в ВТО предстоит расширить исследования по следующим направлениям: научное обеспечение мероприятий имплементационного периода; создание информационно-аналитического мониторинга для отслеживания реакции агропродовольственного рынка на выполнение обязательств, взятых Россией по линии ВТО; развитие теории многофункциональности сельского хозяйства, которая объективно определяет особую роль аграрного сектора не только в производст венной, но и в социальной, социокультурной, экологической сферах, в сфере безопасности страны. В контексте проблематики ВТО эта теория имеет особое значение, так как позволяет достаточно широко трактовать меры поддержки аграрного сектора и шаги в области торговой политики. Несомненно, развитие теории и практики интеграции аграрных рынков в условиях экономической глобализации позволит объективно оценивать ближайшие и долгосрочные последствия вступления России в ВТО. Вместе с тем не следует считать эту организацию идеальным институтом регулирования мировой торговли. К сожалению, она испытывает влияние мощных транснациональных корпораций, лоббирующих свои интересы. Несомненно, «музыку» в ВТО заказывают США и в какой-то мере ЕС. Развивающиеся страны и государства с переходной экономикой находятся не в центре, а на периферии этой организации. Многие ее процедуры носят слишком формальный, бюрократический характер, бывают и случаи дискриминации претендентов на членство в ВТО. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года Джозеф Стиглиц, говоря о ВТО, справедливо отметил: «Эта организация стала наиболее наглядным символом глобальных несправедливостей и лицемерия передовых промышленных стран… Проповедуя… необходимость отказа от субсидирования производства, сами они продолжали предоставлять миллиардные субсидии своим фермерам…». Итак, хотя в долгосрочной перспективе выгоды от вступления в ВТО, по-видимому, более весомы для России, чем трудности и потери начального периода, она должна проявлять известную осторожность в ходе ведущихся сейчас переговоров, действовать с расчетом и оглядкой. Вступать в эту организацию нужно, но не любой ценой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]