- •Содержание
- •Структура и объём дисциплины
- •Распределение фонда времени по семестрам, неделям, видам занятий
- •Введение. Цели и задачи изучения дисциплины
- •1.Функциональная схема смс и её элементы.
- •Контрольные вопросы
- •Организация работы системы мобильной (сотовой) связи.
- •Помехи в сотовых системах связи с подвижными объектами; затухания и замирания сигналов.
- •Оптимизация использования частотного диапазона и обработки сигналов в сотовой связи.
- •Особенности систем с временным разделением каналов. Расчет числа пользователей. Системы с кодовым разделением каналов. Оценка числа пользователей.
- •Организация физических и логических каналов; типы логических каналов; структура логических каналов связи и управления; организация физических каналов.
- •Цифровая обработка сигналов в смс.
- •Абонентский радиотелефонный аппарат.
- •Сравнительный анализ систем мобильной связи.
- •Оптические системы беспроводной связи.
- •Технические основы построения систем мобильной связи.
- •Беспроводные локальные сети. Семейство стандартов для широкополосного доступа. Системы мобильной связи стандарта 802.16е.
- •Принципы построения интеллектуальных антенн
- •Безопасность
- •Расширение и наращиваемость, выбор зоны покрытия и оператора
- •Транкинговые системы радиосвязи.
- •Системы мобильной связи третьего и четвертого поколения. Стандарты беспроводного абонентского доступа.
- •Преимущества и недостатки
-
Особенности систем с временным разделением каналов. Расчет числа пользователей. Системы с кодовым разделением каналов. Оценка числа пользователей.
Множественный доступ с временным разделением (МДВР или TDMA) в традиционном понимании заключается в том, что каждому абоненту системы на время сеанса связи выделяется временной интервал Та (временной канал) в пределах общего временного ресурса системы Тр (цикла или кадра системы), не совпадающий ни с одним из интервалов, уже предоставленных другим активным абонентам. Тем самым каждый канальный сигнал размещается в своем индивидуальном окне (слоте) без перекрытия с другими (см. рис. 3.2, а). Вместе с тем спектры сигналов абонентов могут занимать всю выделенную системе полосу частот Δfp и полностью перекрываться. Иллюстрацией подобного ресурсного распределения служит рис. 3.11, б, из которого видно, что суммарный частотно-временной ресурс "нарезан" в виде К вертикальных полос, каждая из которых занимает весь доступный частотный диапазон и лишь К-ю часть отведенного времени.
Рис.3.11.
Расположение
канальных сигналов во времени (а),
распределение
частотно-временного ресурса между
абонентами (б)
и
комбинация частотного и временного
разделения FDMA/TDMA
(в)
В идеале несовпадение канальных сигналов во времени обеспечивает их ортогональность, а значит, и исключает влияние друг на друга. На деле из-за ограниченности полосы системы переходные процессы от сигналов предыдущих каналов к началу появления последующих могут не закончиться и, складываясь с последними, создавать перекрестные (межканальные) помехи. Уменьшить влияние соседних каналов, т.е. уровень межканальных помех, удается способом, аналогичным описанному в предыдущем подразделе, - введением защитных временных интервалов, что, в свою очередь, приводит к уменьшению временного диапазона, в течение которого возможна передача информации, т.е. к фактическому снижению скорости передачи.
Оценим возможное число TDMA-каналов. При скорости передачи информации по одному каналу Rt за время одного циклаработы системы может быть передано RtTp бит информации.
Тогда общее количество информации, переданной во всех абонентских каналах, составит величину KRtTp, где К = Тр/Та. Отсюда длительность одного бита информации определится как
так что К = Δfp/Rt что полностью совпадает с оценкой числа каналов для систем с FDMA.
В цифровых стандартах второго поколения D-AMPS, GSM и PDC находит применение комбинация частотного и временного разделения FDMA/TDMA, в рамках которой каждый частотный канал разбивается на временные слоты. При этом каждому абонентскому каналу выделяется лишь часть и частотного, и временного ресурсов. Сказанное иллюстрирует рис. 3.12, в, из которого видно, что суммарный системный ресурс "нарезается" теперь не на полоски, а на прямоугольники, оба размера которых меньше максимально возможных. Проведя несложный расчет, подобный проделанному для FDMA и TDMA, легко видеть, что их комбинация не может дать какого-либо теоретического выигрыша в числе каналов при фиксированном ресурсе, поскольку последний жестко лимитирует число ортогональных сигналов. Основания для практического использования сочетания FDMA/TDMA в большей мере связаны с технологической политикой отдельных производителей, нежели с какими-либо потенциальными преимуществами.
В основе множественного доступа с кодовым разделением (МДКР или CDMA) лежит ориентация на широкополосную (spread spectrum) идеологию построения систем передачи информации, предусматривающую сознательное и многократное расширение полосы передаваемого сообщения по сравнению с той, которая характерна для традиционных узкополосных систем. Искусственное расширение спектра в подобных системах, как правило, реализуется одним из двух основных способов:
-
прямое расширение - direct sequence spread spectrum (DSSS);
-
скачкообразное изменение несущей частоты – frequency hop spread spectrum (FHSS).
В первом варианте информационное сообщение манипулирует псевдослучайную последовательность (ПСП), состоящую из элементов (чипов) длительности Тс, причем длительность чипа многократно (в N-раз) меньше длительности Tб передаваемого информационного бита ипи символа (посылки): T6=NTc, N >> 1.
Величина N непосредственно характеризует степень расширения полосы по сравнению с полосой первичного сообщения и потому называется коэффициентом расширения спектра (в англоязычных текстах spreading factor или processing gain).
Упомянутая манипуляция ПСП c(t) передаваемым потоком данных D(t) обычно реализуется их простым перемножением (см. рис. 5.12, а). Диаграммы рис. 5.12, 6-г иллюстрируют содержание процедуры прямого расширения для примера двоичной пе-
р
Рис.3.12
Процедура
прямого расширения спектра для
двоичной передачи и бинарной ПСП
Как можно видеть, процедура прямого расширения спектра не ухудшает помехоустойчивости двоичной передачи в гауссовском канале, оставляя противоположными сигналы, отвечающие значениям 0 и 1 передаваемого бита.
При использовании второго способа расширения спектра каждый символ информационного сообщения должен передаваться с помощью набора дискретных частот, задаваемого определенной последовательностью. Подробное описание FHSS технологии расширения спектра можно найти в литературе.
В существующих и разрабатываемых на перспективу системах сотовой связи преимущественно применяется прямое расширение спектра, реализуемое либо в синхронном, либо в асинхронном варианте. Различия этих двух модификаций DSSS весьма значительны. Первая может быть применена тогда, когда есть возможность синхронизировать между собой все индивидуальные адресные последовательности (сигнатуры), присвоенные отдельным абонентам так, чтобы на приемной стороне сигналы разных абонентов не имели взаимных временных сдвигов. Подобная ситуация характерна для линии "вниз" ССМС (от БС к МС), поскольку сигналы БС, посланные разным МС строго одновременно, приходят на отдельную МС по одной и той же трассе, т.е. без взаимных задержек.
В линии "вверх" обеспечение синхронизма сигналов разных МС, принимаемых БС, хотя и не отрицается теоретически, довольно затруднительно и не всегда технологически оправданно из-за случайного расположения МС относительно БС в пределах соты и, следовательно, случайных взаимных задержек сигналов. Для подобных ситуаций характерно применение асинхронной версии DSSS, не предполагающей взаимной временной привязки сигнатур индивидуальных абонентов.
Преимущества CDMA по отношению к FDMA и TDMA можно условно разбить на две группы. Первую из них составляют те, которые отличают любые широкополосные (spread spectrum) системы: высокая помехоустойчивость к сосредоточенным и широкополосным помехам (в том числе преднамеренным), возможность эффективной работы в условиях многолучевого распространения, широкий диапазон доступных мер криптозащиты, высокая точность измерения частотно-временных параметров, хорошая электромагнитная совместимость с системами радиосвязи и вещания и др. Вторая группа непосредственно связана с аспектами множественного доступа: ббльшая абонентская емкость на соту (сектор), "мягкий" характер снижения качества связи при возрастании интенсивности трафика, простота реализации режима "мягкой" эстафетной передачи.
Рассмотрим подробнее вопрос об оценке возможного числа пользователей в системах с кодовым разделением.
Оценка числа пользователей на соту
Синхронный вариант CDMA с использованием ортогональных сигналов, разумеется, не может иметь каких-либо принципиальных преимуществ по сравнению с FDMA и TDMA в максимальном числе пользователей, поскольку последнее есть попросту число ортогональных сигналов, лимитируемое только размерностью сигнального пространства, т.е. частотно-временным ресурсом (Δр,Тр). Способ построения ортогонального семейства
(разнесение по частоте, времени или соответствующее кодирование) не влияет на количество сигналов в семействе.
Асинхронный же вариант CDMA (как и синхронный при числе абонентов, превышающем возможное число ортогональных сигналов) позволяет более гибко, чем FDMA и TDMA, эксплуатировать эффекты пространственного затухания радиоволн для повторного использования ресурса в системах с сотовой топологией.
При корреляционной обработке отношение "сигнал - совокупная помеха" на выходе приемника системы с кодовым разделением может быть записано в виде
,
где NΣ и Nо - соответственно спектральные плотности мощности внутрисистемных помех и белого шума; Eб=PRT6 - энергия, приходящаяся на один бит информационного сообщения; PR - мощность абонентского сигнала на приемной стороне. С учетом обязательного в асинхронных системах с CDMA выравнивания мощностей абонентских сигналов на входе приемника спектральная плотность внутрисистемных помех, создаваемых К -1 посторонними пользователями, может быть оценена как
.
Данная оценка опирается на аппроксимацию взаимной помехи случайным шумом со средней мощностью (К -1)PR, равной сумме мощностей всех сторонних сигналов. Полагая внутрисистемную помеху преобладающей над тепловым шумом (Nz >> N0), из (5.2) получаем q ≈ Δfp/(KRt), откуда оценка предельного числа пользователей
.
Как можно видеть, при q не ниже 5...8 дБ (уровень превышения полезным сигналом помехи, достаточный для достижения вероятности ошибки на символ в пределах тысячных долей) максимальное число абонентов, обеспечиваемое рамками CDMA, заметно меньше, чем при использовании FDMA и TDMA. Учтем теперь, что в форматах FDMA и TDMA запрет на повторное использование каналов в примыкающих сотах вынуждает дробить ресурс между ячейками одного и того же кластера. Следствием этого является уменьшение числа абонентов на соту в пс раз, где пс - количество ячеек в кластере. Так, при весьма типичном 7-элементном кластере (см. рис. 2.3, 6) удельное число абонентов на соту составит
. (3.1)
В то же время при технологии CDMA можно пойти на повторное использование всего доступного ресурса в соседних сотах, платой за что окажется увеличение уровня внутрисистемных помех, создаваемых теперь не только сигналами своих (обслуживаемых данной ячейкой) абонентов, но и сигналами абонентов "чужих" БС. При этом вклад "просачивания" из соседних ячеек в суммарную взаимную помеху может оказаться заметно слабее составляющей, обусловленной "своими" (а значит, более близкими к БС) абонентами, за счет крутого спада принимаемой мощности в зависимости от расстояния (обратно пропорционально примерно четвертой степени расстояния для зон плотной городской застройки или густой растительности). По оценкам многих источников "соседние" ячейки увеличивают общий уровень взаимной помехи примерно в 1,5 раза. Отсюда сотовая емкость CDMA системы может быть оценена как , что
при q ≈ 2,5 (8 дБ) дает
.
Из этих отношений следует, что CDMA обладает почти двукратным выигрышем по этому показателю по отношению к FDMA и TDMA.
В том же направлении действует и учет фактора речевой активности пользователя. Дело в том, что в обычном телефонном разговоре каждый из участников тратит определенную часть времени на паузы, выслушивая собеседника и осмысливая содержание диалога. Фактор речевой активности ар численно задает долю именно речевой фазы одного участника в общей продолжительности соединения. Стандарт GSM уже определенным обра- зом эксплуатирует рассматриваемый фактор, однако исключительно в целях энергосбережения, но не увеличения абонентской емкости. Хотя теоретически такая возможность не исключается, на деле мгновенная передача освобождающегося в паузе физического частотного или временного канала другому абоненту с последующим возвратом вряд ли заслуживает реализации в силу резкого усложнения протоколов и невозможности согласования пауз в разговорах индивидуальных абонентов. В рамках же CDMA высвобождение ресурса в паузах разговора автоматически снижает уровень взаимной помехи и тем самым способствует увеличению емкости системы.
В первом приближении можно учесть фактор ар, заменив спектральную плотность мощности внутрисистемной помехи значением, усредненным по всей продолжительности разговора N'Σ= apNΣ . Тогда с учетом (3.1) оценка числа абонентов на соту примет вид
.
При типичном значении фактора речевой активности ар = 3/8
,
что в сравнении с (3.1) означает более чем четырехкратный выигрыш в абонентской емкости по сравнению с FDMA и TDMA технологиями.
В некоторых источниках приводятся еще более впечатляющие цифры, подтверждающие достоинства CDMA. Обычно они базируются на предположении о секторизации соты, естественно увеличивающей сотовую емкость в число раз, соответствующее количеству секторов. Не следует забывать, однако, что выигрыш за счет секторизации реализуем в рамках всех технологий множественного доступа и поэтому должен исключаться при корректном их сопоставлении.
Отметим, что полученные выше оценки являются всего лишь первичными ориентирами, поскольку опираются на многочисленные приближения и допущения. Реальное проектирование CDMA-систем должно опираться на более глубокий анализ, с необходимостью сопровождаемый всесторонним моделированием и полевыми испытаниями.