Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
02.12.2018
Размер:
1 Mб
Скачать

3.3. Генетические и социальные последствия экологического кризиса

Загрязнение окружающей человека среды всегда было опасным источником различных заболеваний. Используя больше разных веществ, материалов, предметов, чем необходимо для питания, люди с давних пор (как минимум с эпохи неолита) окружали себя скоплением отбросов и нечистот. В этой антропогенной среде, бо­лее грязной, чем у диких животных, сформировалось и биотиче­ское окружение человека. Кроме прирученных животных, стада которых увеличивали общее загрязнение, человека стали сопрово­ждать сжившиеся с ним (синантропные) организмы: микробы, грибки, клещи, вши, клопы, тараканы, мухи, мыши, крысы, воро­бьи и т.д., а также множество различных паразитов, гельминтов. Паразитируя на человеке или питаясь антропогенной органикой, многие из них способствуют включению последней в биотический круговорот, но одновременно являются источником инфекций.

Развитие гигиены и санитарии, применение сильных дезинфи­цирующих средств, а затем и специализированных ядов - биоцидов и пестицидов - постепенно привело к качественному измене­нию окружающей человека среды. В ней стало меньше биогенной органики, патогенных организмов и их переносчиков, но увеличи­лось количество синтетических поллютантов, вредных неоргани­ческих веществ, ксенобиотиков, радионуклидов и других техногенных агентов. По мнению Т.А. Акимовой и В.В. Хаскина, одна грязь заменилась другой, вряд ли менее опасной в эпидемиологи­ческом отношении. Во всяком случае, превалирование биогенного загрязнения в прошлом было более естественным по природе ан­тигенов и способствовало укреплению иммунитета человека.

В противоположность этому по отношению к большому числу современных загрязнителей организм человека не располагает эф­фективной иммунной защитой, а механизмы детоксикации и вы­деления ядов часто уже не справляются с задачей самоочищения. К тому же некоторые синтетические ксенобиотики являются силь­ными мутагенами и могут вызывать опасные модификации пато­генных микробов, вирусов и других агентов.

Из множества действующих факторов очень трудно количест­венно выделить влияние техногенного загрязнения. Большинство значений имеет характер экспертных оценок. По данным экспер­тов ВОЗ, здоровье населения, или популяционное здоровье, в среднем на 50-52% зависит от экономической обеспеченности и образа жизни людей, на 20-22% - от наследственных факторов, на 7-12% - от уровня медицинского обслуживания и на 18-20% - от состояния окружающей среды.

Изменения среды обитания, происходящие в результате антро­погенной деятельности, оказывают на человеческие популяции негативные воздействия. Если они и не ведут к преждевременной смерти, то снижают качество жизни. Более глубокая проблема за­ключается в постепенном изменении генофонда, которое приобре­тает глобальные масштабы.

Генофонд обычно определяют как совокупность генов, имею­щихся у особей данной популяции, группы популяций или вида, в пределах которых они характеризуются определенной частотой встречаемости.

Изменения генофонда чаще всего связывают с радиационным за­грязнением, но это не единственный мутаген, влияющий на гено­фонд. Следует назвать также химические соединения, тяжелые ме­таллы, возможно, электромагнитные поля. Например, доказано по­вышение заболеваемости лейкемией у лиц, проживающих длитель­ное время вблизи высоковольтных линий электропередачи. Из сотен тысяч разнообразных химических соединений (порой не описанных химиками), поступающих в среду в виде бытовых и производствен­ных загрязнений, около 20% генотоксичны.

Мутагены среды способны проникать в клетки и поражать их генетическую программу. Когда поражение затрагивает ДНК, на­ходящуюся в зародышевых клетках человека, гибнут эмбрионы или рождаются люди, имеющие дефекты. Мутации вызывают он­кологические заболевания, поражения иммунной системы, сокра­щают продолжительность жизни. Все нарушения в генетической информации человека, подрывающие наследственное здоровье населения, называются генетическим грузом.

В природе имеет место естественная мутация. Считается, что удвоение объема естественных мутаций недопустимо для челове­ка. Но человечество подходит к этому рубежу.

Наиболее явно во многих семьях генетический груз проявляется при рождении детей с физическими и психическими дефектами (по данным Н.П. Дубинина, около 10%), 25% беременностей не дона-шиваются по генетическим причинам. (Очевидно могут быть и дру­гие данные, все зависит от обстановки в конкретных регионах.)

Еще 1988 г. было подписано соглашение между США и СССР о проведении генетического мониторинга. Цель - определить объем и динамику величин нарушения наследственного здоровья людей, обусловленного влиянием генетического груза. Основная пробле­ма в этой работе - получение достоверных количественных дан­ных, например с помощью анализа редких вариантов белков кро­ви. Однако генетический мониторинг требует больших затрат, по­этому надежных данных фактически нет.

Существуют и другие причины ухудшения состояния здоровья населения. Изменившаяся экологическая ситуация обусловливает состояние постоянного напряжения, в котором находится индивид, прежде всего горожанин, состояние, промежуточное между болез­нью и здоровьем, которое называется антропоэкологическим на­пряжением. Это состояние в известной мере служит основой разви­тия заболеваемости, свойственной эпохе научно-технического про­гресса, носящей не инфекционный характер. Связь с факторами на­учно-технического прогресса представляется столь несомненной, что соответствующая группа заболеваний получила в ряде зарубеж­ных исследований громкое название «болезни цивилизации».

В эту обширную группу включены сердечно-сосудистые забо­левания, злокачественные новообразования, нервно-психические заболевания, аллергические болезни, болезни обмена веществ и пороки развития, травматизм (производственный и транспортный).

Объединяет эти заболевания в одну группу общий, по мнению авторов этого термина (Р. Дюбо, Э. Гюан, А. Дюссер), патогенети­ческий механизм так называемой социальной дезадаптации. Сущ­ность его состоит в невозможности, согласно точке зрения ученых, приспособления эволюционно сформировавшихся ритмов физио­логических функций человеческого организма к быстрому и все ускоряющемуся темпу социальной жизни, навязываемому научно-техническим прогрессом и связанными с ним урбанизацией, кон­куренцией и борьбой за существование.

Социальная дезадаптация явление не новое. Новизна состоит в масштабах явления - не только низшие, но и средние слои и даже элита нередко оказываются в условиях социальной дезадаптации.

Чрезвычайно типична для эпохи научно-технической револю­ции так называемая «лекарственная болезнь». Это означает, что при относительно небольшом росте заболеваемости потребление населением лекарственных препаратов возросло в десятки раз и продолжает расти. Каковы причины этого явления?

Первый фактор - рост темпа жизни, увеличение нагрузки на нервную систему и эмоциональную сферу с одновременным уменьшением мускульной разрядки эмоций. Отсюда резкое увели­чение числа неврозов, а также более легких проявлений нервно-эмоционального перенапряжения (расстройство сна, состояние по­давленности, эмоциональные кризы и т.д.).

Вторым фактором, породившим «лекарственную болезнь», яв­ляется изменение отношения людей к своему здоровью, к методам и средствам улучшения самочувствия, т.е. наметилась тенденция прибегать к помощи лекарств не при болезни (точнее, не только при болезни), но и просто с целью коррекции самочувствия, со­стояния сна, с целью искусственного повышения жизненного то­нуса и работоспособности при легких недомоганиях и т.п.

Но глобальный экологический кризис, помимо ухудшения здо­ровья населения, имеет и другие последствия. Эти последствия, по сути, являются макросоциальными. В XX в. сформировалось «об­щество риска» (или общество рефлексирующей модернизации, согласно терминологии У. Бека), постоянно производящее и вос­производящее различные виды рисков, в том числе экологический.

По мнению Н.Ф. Реймерса, под экологическим риском понима­ется вероятность наступления или возникновения в результате природных явлений или техногенных событий неблагоприятных для окружающей среды последствий. К неблагоприятным послед­ствиям можно отнести развитие тепличного эффекта, разрушение озонового экрана, кислотные осадки, радиоактивное загрязнение, высокую концентрацию тяжелых металлов, недопустимое измене­ние геотемпературного или гидрологического режима, которыеограничивают возможность производственной и иной деятельно­сти на рассматриваемой территории.

Повышенный экологический риск может наблюдаться как на локальных участках поверхности суши или акватории, так и во всей биосфере планеты.

Однако в сфере социальной производство экологических и эко­номических рисков - мощный фактор изменения социальной структуры общества. Во-первых, наблюдается дифференциация социальных слоев, отличающихся друг от друга степенью подвер­женности рискам (богатые слои имеют больше возможностей жить в экологически чистых районах, отдыхать вдали от мест интенсив­ного загрязнения). Но не следует забывать про «эффект бумеран­га» - загрязнение расползается по всей планете.^

Во-вторых, возникают новые социальные общности (жертвы рисков, те же «чернобыльцы» со своими правами и льготами). Для борьбы с последствиями экологических катастроф (иногда пред­полагаемыми) создаются движения и партии (против ядерных ис­пытаний на Семипалатинском полигоне, различные партии и объ­единения «зеленых» и т.д.)

Таковы генетические и социальные последствия глобального экологического кризиса.