Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мэхэн.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
02.12.2018
Размер:
130.56 Кб
Скачать

Категории и понятия

Экспансия – характеризует территориальное приобретение, установление военно-политических сфер влияния. По Мэхэну, проводимую в форме войны или, что наиболее предпочтительнее, в форме создания баланса возможностей.

Морская мощь – заключена в нераздельном слиянии развитого торгового флота, осуществляющего экономическую экспансию за счет обширной морской торговли, и мощных военно-морских сил, которые являются гарантом обеспечения свободы этой торговли.

Мировое господство

Этот автор ввел в научный оборот термин “прибрежные нации”. В частности, адмирал писал:

Политика изменялась как с духом века, так и с характером и проницательностью правителей: но история прибрежных наций определялась не столько ловкостью и предусмотрительностью правительств, сколько условиями положения, протяженности и очертания береговой линии, численностью и характером народа, т.е. вообще тем, что называется естественными условиями.

На территории мирового пространства А. Мэхен выделил особую сферу между 30-й и 40-й параллелями — “зону конфликта”, в которой, по его мнению, неизбежно, вне зависимости от воли конкретных политиков, сталкиваются интересы “морской империи”, контролирующей океанские просторы, и “сухопутной державы”, опирающейся на континентальное ядро Евразии.

Суть концепции

В основе геополитического мировоззрения американского историка и адмирала Альфреда Мэхэна (1840-1914) лежат идеи дарвинизма и эволюционизма, согласно которым «выживает наиболее приспособленный». С его точки зрения государство на международном уровне должно добиваться достижения одной цели – за счет эффективной внешней политики способствовать улучшению или поддержанию благосостояния общества. Борьба за выживание, являясь естественным состоянием нации, в качестве главного средства использует экспансию.

Стремясь удовлетворить интересы и потребности своего общества, государство должно, по мнению Мэхэна, использовать торговлю как самую эффективную форму экспансии, как главный инструмент внешней политики. Мэхэн рассматривает экономический цикл в трех моментах:

1)производство (обмен товаров и услуг через водные пути)

2)навигация (которая реализует этот обмен) 

3)колонии (которые производят циркуляцию товарообмена на мировом уровне)

Мэхэн в своей концепции обосновывает предопределенность морской судьбы для США, омываемых с двух сторон океанами, и связывает понятие «морской силы» с идеей «мирового господства».

А. Мэхэн строит свою концепцию на идеи преимущества морских держав. Он утверждает, что «морская сила» есть особый тип цивилизации, который наиболее приспособлен к мировой конкуренции, к глобальной борьбе за выживание, а поэтому его можно рассматривать как тип, предназначенный к мировому господству.

Свою концепцию Мэхэн выразил формулой:

N+MM+NB=SP

N (navy) – военно-морской флот

MM (Merchant Marine) – торговый флот

NB (Navel Bases) – военно-морские базы

SP (Sea Power) – морская мощь

В широком геополитическом смысле морская сила включает элементы, зависящие не только от деятельности людей, т. е. элементы социальные, но и составные части природы: «История прибрежных наций определялась менее проницательностью и предусмотрительностью правительств, чем условиями положения, протяжения, очертания берега, численностью и характером народонаселения, т. е. вообще тем, что называется естественными условиями». Исходя из этого, Мэхэн определил составные элементы морской силы нации в широком социальном и органическом смысле, пригодных для сравнительной оценки геополитического потенциала государства и их возможного притязания на мировое господство:

1. Географическое положение Государства, его открытость морям, возможность морских коммуникаций с другими странами. Протяженность сухопутных границ, способность контролировать стратегически важные регионы. Способность угрожать своим флотом территории противника.

2. "Физическая конфигурация" Государства, т.е. конфигурация морских побережий и количество портов, на них расположенных. От этого зависит процветание торговли и стратегическая защищенность.

3. Протяженность территории. Она равна протяженности береговой линии.

4. Статистическое количество населения. Оно важно для оценки способности Государства строить корабли и их обслуживать.

5. Национальный характер. Способность народа к занятию торговлей, так как морское могущество основывается на мирной и широкой торговле.

6. Политический характер правления. От этого зависит переориентация лучших природных и человеческих ресурсов на созидание мощной морской силы.

Применение данных критериев позволяет Мэхэну проранжировать геополитические возможности различных стран мира и, отправив в разряд аутсайдеров все континентальные государства, однозначно утверждать: на роль геополитической мировой державы могут претендовать только Соединенные Штаты Америки, обладающие априорно превосходством морской державы, своеобразной «обреченностью» или «богоизбранностью» для мирового господства. Мэхэн убежден, что у Америки «морская судьба» что эта судьба на первом этапе должна проявиться в стратегической интеграции всего Американского континента, а затем реализовываться в направлении установления мирового господства.

Идеи Мэхэна были восприняты во всем мире и повлияли на многих европейских стратегов. Даже сухопутная и континентальная Германия в лице адмирала Тирпица приняла на свой счет тезисы Мэхэна и стала активно развивать свой флот. В 1940 ив 1941 гг. две книги адмирала Мэхэна были изданы

Но в первую очередь они предназначались США, ведущим политику изоляционизма в соответствии с принципами, изложенными в доктрине президента Монро, принятой Конгрессом США в 1823 г. Доктрина декларировала принцип взаимного невмешательства стран Америки и Европы и ставила рост могущества США в зависимость от территориальной экспансии на близлежащие территории, что полностью соответствовало первому этапу стратегической интеграции всего Американского континента (рис. 1).

Не ограничиваясь меридиональной экспансией, Мэхэн утверждал о «предназначении» США для господства во всем мире, хотя в его время США еще не вышли в разряд передовых мировых держав, и говорил о важности реализации на втором этапе широтной экспансии(рис.2.).

Рис. 2. Широтная экспансия

Выделив главную опасность для «мор­ской цивилизации» в лице континентальных государств Евразии — в пер­вую очередь России и Китая, а во вторую — Германии, Мэхэн определил в качестве долговременной стратегической задачи борьбу с Россией, с этой «непрерывной континентальной массой Русской Империи, протянувшейся от западной Малой Азии до японского меридиана на Востоке».

Поскольку Мэхэн считает, что геополитическая мощь государства оп­ределяется его потенциальными возможностями в наращивании «мор­ской силы», то в случае противостояния государств важнейшей стратегиче­ской задачей является максимальное недопущение такого процесса в лагере противника.

В исторической задаче глобального противостояния России и Аме­рики последняя должна стремиться к усилению своих позиций по шести геополитическим критериям, ослабляя при этом противника по тем же пунктам. Это значит, что свои береговые просторы должны быть под контро­лем, а соответствующие зоны противника нужно стараться любыми способами оторвать от континентальной массы. А поскольку, в соответствии с доктриной Монро, территориальная интеграция усиливает мощь государства, то следует максимально препятствовать созданию аналогичных интеграционных образо­ваний у противника. Необходимо противника или соперника заключить в кольцо «анаконды», сдавливая его континентальную массу, и за счет вы­ведения из под его контроля береговых зон перекрыть ему возможность выхода к морским пространствам.

Стратегия “анаконды”. Серым цветом выделены страны евразийского материка, находящиеся под стратегическим контролем атлантизма. Связать между собой этот береговой пояс (доктрина Linkage) и расширить его границы – основная задача американской внешней политики. Стрелки показывают вектора геополитического давления атлантизма.

В первой мировой войне эта стратегия реализовалась в поддержке Ан­танты белому движению по периферии Евразии (как ответ на заключение большевиками мира с Германией), во второй мировой войне она также была обращена против «Срединной Европы», и в частности, через военно-морские операции против стран «оси» (Берлин—Рим) и Японии. Но особенно четко она проявилась в эпоху холодной войны, когда противостояние США и СССР дос­тигло тех глобальных, планетарных пропорций, которыми геополитики опери­ровали на теоретическом уровне уже в конце XIX в.