Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
169357_CF8B6_agarkov_m_m_uchenie_o_cennyh_bumag....doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
26.11.2018
Размер:
859.65 Кб
Скачать

2. Передача ордерных бумаг

Передача ордерных бумаг совершается посредством индосса­мента, или в тех случаях, когда последняя передаточная надпись бланковая, тем же способом, как и передача бумаг на предъяви­теля.

Передача ордерных бумаг регулируется в советском праве нормами, относящимися к отдельным видам этих бумаг. Основное значение имеют нормы Положения о векселях (ст. 6, 7 и 8), так как Постановление о документах, выдаваемых товарными складами, делает отсылку к нормам вексельного права, а в отношении коноссамента последние могут иметь применение по аналогии.

Согласно ст. 7 Положения о векселях, вексель передается по передаточной надписи, совершенной на оборотной его стороне. Передаточная надпись может быть именной или бланковой. Именная передаточная надпись должна содержать в себе, кроме подписи лица, передающего вексель, также и именное указание приобретателя векселя. Бланковая надпись содержит в себе только подпись лица, передающего вексель.

Для передачи ордерной бумаги недостаточно одного учинения передаточной надписи. Передаточная надпись представляет со­бой только оформление передачи ордерной бумаги. Необходимо еще и самое соглашение о переходе права на бумагу128.

Если последняя надпись на бумаге бланковая, то бумага пере­ходит, как бумага на предъявителя до тех пор, пока один из приобретателей не превратит бланковую надпись в именную, вписав в нее свое имя или имя другого лица, или же не передаст ее по именной передаточной надписи. Собственник ордерной бумаги может виндицировать ее. Если на виндицированном векселе имеется именная передаточная надпись, то собственник может воспользоваться примечанием к ст. 7 Постановления о векселях и зачеркнуть ее. Примечание к ст. 7 Положения о векселях имеет применение к ордерным складочным бумагам (ст. 6 Пол. о складочных документах). К коносаменту оно может быть применено по аналогии.

В советском законодательстве нет общей нормы, дающей прямой ответ на вопрос о защите добросовестного приобретателя ордерной бумаги. Однако, из ст. 10 Пол. о векселях (и ст. 6 Пол. о складочных документах) вытекает, что в отношении векселя и ордерных складочных бумаг применение ст. 60 Г. К. исключается. Защита добросовестного приобретателя должна иметь место на основании ст. 10 Положения о векселях. Ст. 10 определяет, что первому векселедержателю, независимо от прав его предшест­венников, принадлежат все права, вытекающие из векселя. При этом исключается лишь тот случай, когда вексель выбыл из владения последнего помимо его воли и векселедержатель об этом знал или должен был знать при обычной в торговом обороте предусмотрительности. Ст. 10, таким образом, непосредственно имеет в виду разрешить вопрос о правах по бумаге, а не на бумагу. Однако, в виду того, что право по бумаге принадлежит лишь тому, кто обладает правом на бумагу, вытекает что и право на вексель (и на ордерные складочные документы) не принадлежит держа­телю в том случае, если он знал или должен был знать при обычной в торговом обороте предусмотрительности, что бумага выбыла из владения его предшественника помимо воли последне­го. Понятие добросовестного приобретателя, основанное на ст. 10 Положения о векселях, отличается от понятия, установленного прим. 1 к ст. 60 Г. К тем, что в него входит признак обычной в торговом обороте предусмотрительности.

В отношении коноссамента вопрос о том, какая норма должна иметь применение при определении добросовестности или недо­бросовестности приобретателя, не является вполне ясным. При отсутствии специальной нормы возможно применение ст. 60 Г. К. Однако, коноссамент является ордерной бумагой, обращается способом, аналогичным векселю, и в еще большей степени, чем последний, ограничен в своем обращении рамками торгового оборота. Поэтому определение добросовестности приобретателя коноссамента с точки зрения обычной в торговом обороте предус­мотрительности, и, следовательно, применение к этому случаю по аналогии ст. 10 Положения о векселях, кажется нам достаточно обоснованным.

Если ордерная бумага снабжена бланковой передаточной над­писью, то добросовестность приобретателя должна, также как в случае именной надписи, определяться на основании ст. 10 Положения о векселях, а не на основании прим. I к ст. 60 Г. К, как для бумаг на предъявителя ввиду того, что, как это было указано выше (см. гл. 1, 2), ордерная бумага, снабженная бланковым индосса­ментом, остается ордерной бумагой, а не делается бумагой на предъявителя.

С точки зрения действующего советского права, передаваемость векселя не может быть ограничена какими-либо оговорка­ми. Это правило вытекает из ст. 6 Пол. о векселях. Таким образом советское право не знает так наз. Rekta-Indossament, т. е. переда­точной надписи, снабженной оговоркой, воспрещающей дальней­шую передачу129. В отношении ордерных складочных документов ст. 6 Положения о векселях имеет применение в силу ст. 6 Положения о документах, выдаваемых товарными складами. В отношении коноссамента она может быть применена по аналогии.

Передача права на ордерную бумагу производит передачу выраженных в ней прав от индоссанта к индоссату. Приобрета­тель получает право на ордерную бумагу и право из ордерной бумаги, если он приобрел право собственности на бумагу, дошед­шую до него на основании непрерывного ряда передаточных надписей. В его лице тогда соединяются материальный и фор­мальный кредитор. Приобретенное им право является автоном­ным и не зависит от прав его предшественников.

Передаточная надпись может служить не только для передачи бумаги, но и для установления ответственности по ней индоссанта перед держателем наряду с ответственностью составителя (так наз. гарантийная функция индоссамента)130.

Гарантийная функция не является необходимой функцией индоссамента131. Она не является также необходимым составным элементом института ордерных бумаг. Она представляет собой добавочное мероприятие, направленное на усиление оборотоспособности бумаги. Вполне возможны и существуют ордерные бумаги, передаточная надпись на которых не имеет гарантийной функции. Так, напр., германское и швейцарское право наделяют индоссамент гарантийной функцией только в отношении некото­рых ордерных бумаг (векселя, чека, в Швейцарии, кроме того,— ордерного перевода и ордерного обещания платежа). Од­нако, с точки зрения некоторых законодательств, ответственность индоссанта представляет собой общее свойство всех ордерных бумаг. Так, напр., с точки зрения французского права, индоссант является гарантом не только в случае векселя и чека, но и в случае всех других урегулированных законом ордерных бумаг. Практи­ческий смысл распространения гарантийной функции на все ордерные бумаги заключается в укреплении позиции индоссанта. С точки зрения французской доктрины и судебной практики, лицо, приобретшее ордерную бумагу от несобственника, не при­обретает прав по бумаге. Гарантийная функция передаточной надписи создает для приобретателя возможность получить удов­летворение от индоссантов, учинивших передаточные надписи после того, как бумага неправомерным образом вышла из облада­ния последнего собственника. В случае индоссирования бумаги, не принадлежащей к числу урегулированных в законе, передаточ­ная надпись не имеет гарантийной функции132.

По советскому праву гарантийную функцию имеет передаточ­ная надпись на векселе (ст. 9 Положения о векселях) и на складочном и залоговом свидетельствах (ст. 14 Положения о документах, выдаваемых товарными складами). Ответственность индоссанта может быть устранена помещением в передаточной надписи оговорки «без оборота на меня» (ст. 8 Положения о векселях и ст. 6 Постановления о документах, выдаваемых товар­ными складами).

Положение о морской перевозке не устанавливает ответствен­ности надписателя по ордерным коносаментам. Нет основания распространять на коноссамент по аналогии соответствующие нормы вексельного права.

Кроме передачи прав по ордерным бумагам (так наз. регуляр­ный индоссамент) индоссамент может служить также для залога, уполномочия на осуществление прав по бумаге и для некоторых других целей (иррегулярный индоссамент)133. Вопрос об иррегулярном индоссаменте разработан в теории вексельного права, где его целесообразнее и рассматривать.

Подпись, поставленная на обороте, может иметь значение и для бумаг на предъявителя. Так, согласно § 56 английского Bill of Exchange Act, подпись, поставленная на обороте векселя или чека, в том числе и векселя или чека на предъявителя, создает ответственность лица, ее учинившего, перед держателем. Под­пись на обороте предъявительской ценной бумаги не имеет отношения к передаче бумаги и по существу является формой поручительной надписи (aval).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]