Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Губин. философия.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
718.85 Кб
Скачать

§ 2. Мышление и язык

Издавна в философии было подмечено несовпадение языка и мыш­ления.

1. Мышление одно, а языков много. Нет глупых народов, у каждого народа одинаковое, в процентном отношении, число дураков. Но есть неразвитые языки, в которых богатство выражений обеспечивается не за счет развитой грамматики, а за счет интонаций, одно и то же слово в этих языках может произноситься с разными интонациями, и каждый раз это слово будет иметь другое значение.

Чем сложнее грамматика, тем богаче язык. С помощью глагольных форм, надежей, предлогов можно передавать тончайшие оттенки мысли. А попробуйте только с помощью интонаций выразить чувства Анны Карениной — получится одно мычание.

Во многих странах Азии и Африки преподавание в школе и универ­ситете ведется на европейских языках, так как собственные языки бедны и неразвиты.

2. Мышление любого народа развивается быстро: каждый день в науке случаются открытия, каждый день происходят новые явления. А язык изменяется очень медленно, ведь язык никто не придумывает, его столетиями создает народ. Правда, иногда новые слова придумывают поэты. Но язык всегда отстает от развития мышления, новых слов для именования новых явлений не хватает. Появляются искуствственные языки науки, профессиональные языки, так называемый сленг, жаргон. В нашей стране почти каждый социальный слой имеет свой сленг.

Но нормальный литературный язык, язык Пушкина, Толстого или Солженицына в нашей стране всегда составлял основу культуры, делал возможным и развитие диалектов, и жаргон, и искусственные языки науки.

3. Раз язык — это культура, то нельзя портить язык, произвольно изменять его. Должна охраняться и защищаться чистота языка.

Если бы Толстой прочитал «Московский комсомолец», он сказал бы, что это написано не по-русски. За последние сто лет русский язык сильно обеднел, упростился, особенно после революции 1917 г. и унич­тожения дворянства, т.е. тех, кто развивал и поддерживал существование языка. Его уровень резко понизился. Стала широко применяться ненормативная лексика. Некоторые наши современники, общаясь между собой, вообще обходятся тремя-четырьмя нецензурными слова­ми, выражая ими все оттенки своих мыслей и чувств.

Язык упрощают пропаганда и агитация, реклама, полуграмотные депутаты обеих палат, чьи речи часто транслируют по телевидению, а то и дикторы ТВ.

4. Между языком и мышлением — сложные противоречивые отношения. Одно дело — подумать, а совсем другое — сказать. Вероятно, каждый из вас, сидя на каком-нибудь совещании, думал: «Сейчас пойду и выступлю, врежу им всем, скажу правду-матку!» Но завершив выступление, вы с удивлением обнаруживали, что произносили какие-нибудь банальности, ничего интересного не сказали, ничего «врезать» не удалось, да никто вас и не слушал. Одно дело сказать: приехал на Кавказ, залез на горку, внизу река бежит, наступает вечер, сижу, смотрю, и что-то мне взгрустнулось. А со­всем другое дело сказать:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою...

Как научиться говорить, написать, выразить свою мысль, тем более что «мысль изреченная есть ложь», как сказал Тютчев. Вы пытаетесь объясниться в любви, хотите сказать своей избраннице, что любите ее так, как никто на свете, но открываете рот и говорите общеизвестные вещи: я тебя люблю! Но эти слова говорили миллионы раз до вас, вы же хотите сказать, как именно вы любите, но в этих общих словах неповтори­мость вашего чувства пропадает. А какие-то новые слова нельзя изобре­тать — вас примут за сумасшедшего. Безвыходная ситуация!

Только поэт может выразить, как он любит («я помню чудное мгно­венье»), а нам, простым смертным, приходится довольствоваться обыч­ными заезженными фразами. Многие наши чувства мы так и не можем понятно высказать и уносим с собой в могилу, уходим, не понятые миром.