Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В. Ф.Зима. Человек и власть в СССР.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
1.34 Mб
Скачать

1 Там же. Л. 47-49.

2 Ленин в.И. Поли. Собр. Соч. Т. 54. С. 441.

3 Там же. С. 309.

В начале 1923 г. в Москве вновь заговорили о возможности про­летарской революции в Европе. Причиной тому послужил нарас­тавший в Германии политический кризис. По заданию советско­го правительства ОГПУ активизировало свою работу в Берлине, Варшаве, Праге, стремясь привлечь на свою сторону все про­коммунистические силы. Решительные меры предпринимались в отношении лиц, настроенных оппозиционно или враждебно к Советской республике. Руководство контрразведки ОГПУ счита­ло, что антисоветская деятельность зарубежной группы Савинкова мешала подготовке и развитию социалистической революции в Центральной Европе. В недрах Лубянки разработали широкую антисавинковскую операцию. Ее инициаторами выступили на­чальник секретно-оперативного управления В.Р.Менжинский и заместитель начальника КРО ГПУ Р.И.Пиляр. Они подготовили циркулярное письмо, которое 19 февраля 1923 г. было утвержде­

но заместителем председателя ОГПУ И.С.Уншлихтом. Данный документ был равносильным смертному приговору Б.Савинкову и его сподвижникам.

Во избежание возможной утечки информации в нем не было ни­каких подробностей предстоявшей операции. В письме содержалась характеристика антисоветской деятельности савинковских органи­заций в России и за рубежом, их новых организационных планов по объединению сил зарубежной контрреволюции: «Беспринципная шайка шпионов, провокаторов и бандитов-террористов развивала свою контрреволюционную деятельность, продолжала втягивать в сети наиболее контрреволюционные слои бывших офицеров, чи­новников и кулачества на нашей территории.

Сильно пошатнувшийся за последнее время кредит у пра­вительств империалистической Европы, даже у французов и Польского генерального штаба, лишил савинковцев возможности вести свою работу сколько-нибудь планомерно»1.

Б.Савинков, вынужденный покинуть Варшаву, находился в Париже. Было установлено, что савинковская группа испыты­вала большие финансовые трудности и искала «спонсоров». Это было главной целью переговоров Савинкова с У.Черчиллем, Б.Муссолини и Ю.Пилсудским. Для получения денег Савинков использовал связи с Земледельческой партией Болгарии и с Врангелем. В ГПУ оценивали дипломатическую деятельность Савинкова только с точки зрения возможности получения де­нег, что было равносильно немедленному возобновлению и уси­лению антисоветской практической деятельности на советской территории.

По сведениям советской разведки, в связи с тяжелым матери­альным положением савинковцы имели намерения использовать в своих целях новую экономическую политику, посредством орга­низации совместных торговых фирм в Варшаве, Вильно, Ровно. Советское руководство не сомневалось, что под видом этих ком­мерческих структур контрреволюционеры стремились создать филиалы своих организаций.

1 ЦА ФСБ. Ф. 100. On. 1. Д. 5. Л. 103-104.

Вывод секретного послания ОГПУ состоял в том, что савин­ковская организация с ее задачами и средствами к их осуществле­нию, безусловно, продолжала работать против Советской России. В случае ухудшения внешних отношений РСФСР со странами Западной Европы в худшую сторону Антанта могла использовать кадры савинковцев для активной борьбы против большевиков.

С другой стороны, сами савинковцы и связанные с ними органи­зации и группировки могли использовать все политические и эко­номические затруднения внугри страны для усиления антисоветс­кой деятельности. В письме сообщалось, что ГПУ уже приступило к ликвидации савинковщины на советской территории. За 6 ме­сяцев 1922-1923 гг. в Москве, Петрограде, Воронеже, Ростове-на-Дону, Туле и др. городах было обнаружено и ликвидировано более 500 агентов1.

Можно предположить, что кратко изложенный выше цир­куляр ускорил проведение операции по захвату и аресту самого Б.Савинкова. По официальной версии это произошло 15 августа 1924 г. в Минске, а через 3 дня Савинков уже был допрошен во внутренней тюрьме Лубянки. За успешную операцию ее руково­дители и исполнители получили правительственные награды. Через несколько дней руководство ОГПУ представило в ЦИК Союза ССР письменное ходатайство о передаче дела № 27630 гражданина Степанова Виктора Ивановича (иод таким именем проходил в деле Б.В.Савинкова) по обвинению по статьям 58, 64, 66 Уголовного кодекса РСФСР для рассмотрения по существу Военной коллегией Верховного суда Союза ССР. 22 августа того же года Президиум ЦИК СССР удовлетворил ходатайство.