Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Свящ. В. Данилов - История распространения като....doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
08.11.2018
Размер:
404.48 Кб
Скачать

§ 9. Взаимоотношения России с католической Церковью от воцарения Александра I (1801 г.) до революции 1905 г.

Либерально воспитанный и склонный к мистицизму сын Павла I, Александр I (1801-1825) также был доброжелательно настроен к католичеству. Но, будучи православным, не зная учения католической Церкви, бывая под влиянием антикатолических советников, он бывал к ней несправедлив.

Первым его шагом было восстановление Сестренцевича в его прежнем положении руководителя католической Церкви в России и в создании в 1801 г. для руководства ее делами римско-католической духовной коллегии. В противоположность полумирскому департаменту по католическим делам Павла I, она должна была состоять из представителей епископата и священников с председателем ее, архиепископом Сестренцевичем во главе и иметь в своем составе одного представителя светской власти. Коллегия эта была создана без согласования с Апостольской Столицей и была от нее независимой. По отношению к католической Церкви в России коллегия уподоблялась святейшему Синоду в его отношении к русской православной Церкви. Она должна была быть высшим духовным трибуналом, принимать апелляции от епископских судов, решать супружеские дела, управлять монашескими орденами, по согласованию с сенатом производить назначение на высшие церковные должности.

Папа Пий VII желал хороших отношений с Российским правительством и постоянной нунциатуры в Петербурге. Сестренцевич последнему препятствовал, т.к. нунций контролировал бы его деятельность. А когда все же посланник папы прибыл в Петербург, то Сестренцевич добился в 1804 г. его удаления.

Сестренцевичу власть над католиками была доверена в России с условием, что она будет отправляться на основе полномочий, получаемых от Апостольской Столицы, чего, однако полностью никогда не было. Посредником между Апостольской Столицей и царским двором была некоторое время нунциатура в Вене.

В 1816 г. царское правительство ходатайствовало о возведении Сестренцевича в кардиналы, но безрезультатно. Под влиянием Сестренцевича Александр I в 1815 г. удалил иезуитов из Петербурга, а в 1820 г. изо всей Российской империи.

Несмотря на все вышеперечисленные ограничения католической Церкви в России, она продолжала расширять свое влияние. В Николаеве, в Феодосии в храмах действуют францисканцы, в Таганроге — кармелиты. В Полоцке в 1812 г. была основана иезуитская Академия с 3-мя факультетами: богословским, философским и смешанным (философские, естественные и юридические науки).

7 августа 1814 г. папа восстановил орден иезуитов, что усилило его активность в России. Иезуиты обосновались еще на Волыни, Кавказе, в Моздоке (Север Кавказа) и развернули миссионерскую работу в Москве, Петербурге среди высшего русского общества. Назовем несколько лиц из русской аристократии (далеко не всех), ставших католиками или покровительствовавших католической Церкви: княгиня Голицына, ее двоюродная сестра Шмед (стала монахиней), жена Московского генерал-губернатора графиня Растопчина, граф Ильинский — губернатор Волынского края, графиня Толстая и ее муж обер-гофмаршал.

Иозеф де Местр — посланник Сардинского королевства в России и католический миссионер, писал в начале 1816 г.: “Обращение умов к нашей вере чрезвычайно быстро, и переход в католицизм замечателен, как по числу лиц, так и по положению, занимаемому ими в обществе”. “Что за отрадное зрелище!” — пишет Де Местр архиепископу Рагузкому: “какое множество обращений и какая быстрота в них, и это в самом высшем здешнем обществе!” ([8],том II, стр. 208).

Католичество принимает племянник главно-управляющего духовными делами князя Александра Голицына. Александр I узнает об этом и по подстрекательству Сестренцевича 16 декабря 1815 г. иезуиты высылаются из Петербурга, а 13 марта 1820 г. из Русской империи. В царствование Александра I в России (не считая королевства Польского) было 14 католических семинарий латинского обряда: в Могилеве, Звенигороде (Киевской губернии), Краславе (нынешняя Латвия), в Белостоке, в Вильно (две семинарии), в Бресте, в Варнях (дубенский уезд), в Каменец-Подольске, В Минске, в Иллукше (Курляндская губерния).

В 1818 г. белого духовенства было: в Минском епископатстве — 164, Луцком — 165, Виленском — 554, Могилевском — 281, в Жмудском — 4474, Итого в 5 епископствах — 1635 человек, кроме того в Каменецком примерно как в Луцком.

Много числилось духовных лиц на правах воспитателей в дворянских семьях.

Черного духовенства (монахов и монахинь), без Каменецкого епископства в России было 1763 чел. Всего действовало 21 мужской монашеских орденов и 9 женских.

Мужские ордена: доминиканцы, пиары, миссионеры, августиане, бернардины, францисканцы, кармелиты белые, тринитары, реформаты, капуцыны, каноники латеранские, каноники регулярные от покаяния, цистеры, мариане, бенедиктинцы, рохиты, бригиды, бенифраты, камальдулы, картузы.

Женские ордена: доминиканки, бернардинки, кармелитки, мариавитки, бенедиктинки, цистерки, бригидки, визитки и сестры милосердия.

Монахи содержали школы, монахини тоже и занимались уходом за немощными и больными.

Продолжала существовать при Александре и католическая Церковь византийско-славянского обряда. В связи с тем, что униаты в едином католическом департаменте чувствовали себя недостаточно независимо, они получили свое отдельное руководство. Во главе их стоял епископ Лисовский, ставший митрополитом, а католическая духовная коллегия разделена на два департамента: латинский и униатский. При Александре I продолжалось восстановление униатских епархий.