Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы идеологии белорусского государства УЧЕБН....doc
Скачиваний:
88
Добавлен:
08.11.2018
Размер:
1.37 Mб
Скачать

3.4. Технологии пропаганды и ее социально-психологические механизмы

В современной популярной литературе смысл пропагандистских технологий чаще всего сводится к манипулированию сознанием людей на основе дезинформации, обмана, лжи, клеветы. Известное на сегодняшний день число приемов, позволяющих манипулировать сознанием масс, измеряется несколькими сотнями. Некоторые из этих приемов действительно основаны на открытой еще В.И. Лениным особенности буржуазной пропаганды: «лги, кричи, пускай в ход все, повторяй ложь, извращай, одурачивай... что-нибудь да останется». В работах Ленина также проводилось четкое различение буржуазной пропаганды, основанной на манипулировании сознанием и пропаганды социалистической (коммунистической). Ленин, как отмечали советские ученые, выделял следующие принципы коммунистической пропаганды: централизация (единообразие, монополизация), дифференциация, партийность, т.е. подчиненность интересам коммунистической партии как передовой части рабочего класса, наступательность, правдивость, научность, демократизм и гуманизм.

В современных исследованиях также обращается внимание на осуществляемую с помощью пропагандистских техник унификацию сознания масс и их стандартизацию. Что касается политического и партийного влияния на пропаганду, то сегодня оно обычно остается в тени, хотя политическую ангажированность различных печатных изданий (например, в странах СНГ) определить несложно. Для этого иногда бывает достаточно при чтении какой-либо газеты обратить внимание на сведения о том, органом какой политической партии (в России — КПРФ, ЛДПР и др.) или какого финансового субъекта она является. Наряду с унификацией, стандартизацией и политизацией пропаганда занимается информированием, рекламой и развлечением.

Современное информирование по-прежнему чаще всего мыслится как распространение каких-либо истин (фактов, так как в обычной жизни понятие истины малоупотребительно и обычно заменяется словом «факт»). В основе технологии информирования находится убеждение о том, что факт — воздух повседневной жизни (в XX в. лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов называл факты воздухом науки), основа реализации массовых контактов людей.

В повседневной массовой жизни сегодня факт, по-видимому, воздух особого рода даже несмотря на то, что отсечение человека от потока фактов, как показали психологи, приводит к психологическим срывам. Факт — также и контакт человека с окружающим миром. «Контактная» природа фактов, распространяемых с помощью информирования (пропаганды), открывает простор для их тенденциозного применения. В наши дни первоначальные романтические трактовки взаимоотношения пропаганды (информирования) и фактов стали уже «преданьем старины глубокой». Действительно, еще в начале XX в. Би-Би-Си информировало англичан о самых разных фактах с фронтов Первой мировой войны. В начале XXI в. ситуация стала иной, что объясняется не только задачами борьбы с современным международным терроризмом.

Сегодня уже достаточно хорошо известно о том, что любой контактный факт является продуктом специальной пропагандистской деятельности. Среди приемов пропаганды важное место занимают технологии отбора фактов, их оценки (явной или скрытой), определения их места среди других фактов, а также истолкования (интерпретации), комментарии и т.д. Показателен в этом отношении следующий пример. На конгрессе ученых-психологов был проведен эксперимент. Во время заседания конгресса в зал ворвался клоун, которого преследовал с револьвером в руках негр. Событие далее разворачивалось так: клоун упал, негр вскочил на него и выстрелил, а затем оба скрылись. Длилось это всего 20 секунд. Экспериментаторы попросили участников конгресса составить письменный отчет об этом событии. Всего было составлено 40 отчетов, из которых правдивыми (фактуальными и точными) оказались всего шесть. В остальных 24 отчетах 60 % составлял вымысел, а 10 отчетов вообще не имели с реальным событием никакой связи. Ученые-психологи на основе результатов данного эксперимента сделали следующий вывод: всего 15 % очевидцев события можно верить, тогда как остальным можно верить лишь наполовину, а 25 % доверять вообще нельзя.

Американский ученый У. Липпман в работе «Общественное мнение» (1922), отталкиваясь от результатов эксперимента, приходил к достаточно убедительному заключению об отсутствии какой-либо прочной логической связи между тем или иным реальным событием и сообщением о нем. В основе процесса восприятия фактов, по его мнению, лежат разнообразные и очень сложные социально-психологические механизмы, прежде всего стереотипы. С этой точки зрения технология пропаганды — систематизация стереотипов, так как «из потока жизни мы схватываем, — писал Липпман, — смутные образы, стереотипизированные для нас господствующей культурой». Стереотипы — это «картины мира в наших головах», способы приспособления людей к жизни в обществе. Американский ученый обращал внимание на то, что в среде так называемых белых людей могут формироваться негативные стереотипы о черных людях, что позволяет первым (ощущая свое «мнимое расовое превосходство», уточнили бы мы) успешно взаимодействовать с себе подобными.

Выделяют не только негативные, но и позитивные стереотипы. Определенный интерес представляют исследования национальных стереотипов, согласно которым северным народам, как доказывал еще в XVIII в. Ш. Монтескье, приписывается расчетливость, а жителям юга — большая эмоциональность. Современный американский ученый Чалдини выделяет, например, следующие стереотипы: хорошей жизни, эффективной власти, красивой женщины и т.п.

Стереотип — всегда упрощенная и пристрастная модель мира, обеспечивающая приспособление человека к условиям социальной среды. Без учета природы стереотипов, а также их использования пропаганда попросту невозможна. Стереотипы связаны и с политикой, и с расовыми; и с национальными традициями.

В специальной литературе отмечаются, например, следующие национальные особенности восприятия фактов: англичане любят факты сами по себе, американцы поглощают факты только с комментариями к ним, а французы принимают комментарии не ко всем, а только к исключительным по своему значению фактам1. Среди технологий пропаганды важное место занимает отбор фактов. Как правильно подчеркивают многие ученые, обращение с фактами, или превращение их в контактные инструменты, начинается уже на уровне их отбора.

Любой канал информации ежедневно принимает сообщения, по крайней мере, о десятках и сотнях фактов, а передает сообщения только о единицах из них (ученые говорят даже о том, что всегда не менее 75% имеющихся в распоряжении пропагандиста (информатора) фактов так никогда и не становятся широко известными). Отбор фактов является фактически выбором одних фактов и замалчиванием других. Выбор и замалчивание фактов как технологии пропаганды могут быть сознательными и стихийными, явными и скрытыми, навязчивыми и ненавязчивыми. Например, для того чтобы превратить некоторый факт в неосознаваемый или не вполне осознаваемый, обычно используется прием сокращения времени на его обдумывание. В некоторых странах мира правительство доводит до сведения граждан важную информацию не в понедельник, а в пятницу и к концу рабочего дня, что, очевидно, сокращает возможность внимательной и подробной ее оценки. Граница между явным и неявным в пропаганде иногда является зрительно воспринимаемой, например в том случае, когда сведения об общественно значимом событии публикуются на последней странице газеты мелким шрифтом или передаются в СМИ в поздние вечерние или ранние утренние часы, т.е. в такое время, когда массы тех же потенциальных телезрителей занимаются другими делами.

Важным средством пропаганды является порядок организации фактов. По этому поводу П.С. Гуревич замечает: «Если, посылая поток сообщений, вызывающих тревогу и возмущение, не связывать эти чувства с реальными возможностями личного участия, личной ответственностью, естественно, это приведет к психологической усталости, к безразличию и социальной апатии». Среди технологий пропаганды важное значение имеют техники, учитывающие особенности пространства и времени пропаганды.

Опытным путем было установлено, например, что телепередачи, ориентированные на любителей оперы (по каналу «Культура»), не пользуются особым вниманием, поскольку настоящие ценители оперы предпочитают телевизионной театральную, назовем ее так, оперу. Недоучет роли и значения пространства и времени применения пропагандистских технологий на практике приводит нередко к незапланированным результатам и, например, высоко интеллектуальные передачи могут находить более горячий отклик не среди творческой элиты, а в среде малообразованных людей.

В пропаганде могут также использоваться технологии клеветы, распространения слухов, разжигания расовой и национальной неприязни, запугивания и т.п., воздействия на человеческое подсознание и бессознательное. Для того чтобы уметь противостоять данным технологиям, необходимо знать некоторые важнейшие социально-психологические механизмы человеческой коммуникации. В их изучение важный вклад внесли многие западноевропейские и американские исследователи — 3. Фрейд, У. Липпман, Чалдини и др.

Согласно учению 3. Фрейда, в качестве одного из социально-психологических механизмом коммуникации (мы добавили бы от себя, что и механизма реализации пропаганды) выступает сублимация — переключение сознания человека с одного вида деятельности на другой. Известен следующий пример влияния феномена сублимации на жизнь небольшого советского шахтерского городка. В нем архитектор построил клуб в виде шахты. Оказалось, что многие горняки, до этого охотно посещавшие клуб, не стали в него ходить, так как он напоминал им, по-видимому, их не очень любимое рабочее место. Механизм сублимации лежал в основе провала передачи на американском телевидении в конце 1950-х годов, адресованной ее создателями молодоженам. В передаче рассказывалось о том, как следует обращаться с детьми. Оказалось, что американские молодожены не стали зрителями передач о том, как правильно пеленать и кормить младенца. Вместе с тем в строгом соответствии с действием механизма сублимации наибольший интерес эти передачи вызвали у бездетных людей.

Важное место среди психологических пропагандистских приемов играет вытеснение или психологическая компенсация. В нашей повседневной жизни она до сих пор чаще всего удовлетворяется с помощью латиноамериканских телесериалов, позволяющих обычным домохозяйкам отвлечься от серой повседневности.

Еще одним социально-психологическим механизмом коммуникации, имеющим важное пропагандистское значение, является перенесение, или проекция. Данный механизм состоит в переадресовке нежелательных по каким-либо причинам для человека сообщений другому адресату. Например, недовольство и раздражение масс важно уметь переключать, персонифицируя, например, их причины и направляя общественное мнение по «ложному следу».

Важным для реализации пропаганды является социально-психологический механизм идентификации.

Понятие «идентификация» вошло в оборот ученых разных специальностей из психоанализа 3. Фрейда. Согласно мнению Фрейда, идентификация — процесс усвоения ребенком чувств, установок, моделей поведения других людей. Сначала дети идентифицируют себя с самыми близкими для себя людьми — родителями. Идентификация с известными артистами, старшими товарищами и т.п. — сторона социализации личности, фундаментальный психологический процесс. Его этапом является идентифицирование (идентификация себя с определенной социальной группой). Взаимодействовать с социальной группой человек может, по крайней мере, двумя способами. Он может идентифицировать себя с группой или, наоборот, отделять себя от нее. Первый тип группы иногда называют «в-группой», референтной группой. К этой группе и хотели бы принадлежать или реально принадлежат некоторые люди (по крайней мере, в своем самосознании). Соотнесение себя с группой называется категоризацией, которая обычно нивелирует различия внутри группы, формирует представление о ней как едином и однородном целом. Социальная идентификация — те очки, через которые люди смотрят на мир.

Следовательно, идентификация состоит в том, что ориентируются на какое-либо «идеальное я»: «я» предпринимателя, государственного чиновника, студента и т.п., причем безотносительно к тому, является ли индивид, идентифицирующий себя со студентом, таковым на самом деле. Достаточно отчетливо действие механизма идентификации проявляется в отношении человека к тем или иным кумирам.

Следует иметь в виду, что идентификация может быть как процессом уподобления (отождествления), так и различения, что она часто позволяет узнать о человеке больше, чем его реальное положение. Знание механизмов идентификации иногда успешно используется недобросовестными людьми. Например, американский мошенник, загримированный под эффектную блондинку, в 1977 г. призывал с телеэкрана, и весьма успешно, покупать несуществующие в природе автомобили несуществующей фирмы «XX century motor corp.».

Телесериалы, как известно, также ориентированы на использование механизма идентификации, поскольку «поглощающий» их человек, как мы уже знаем, нередко идентифицирует себя не с реальными лицами, а с вымышленными персонажами.

В современной социальной психологии выделяют и другие механизмы — социальную схему, атрибуцию и восприятие самого себя.

Социальная схема позволяет нам быстро приспособиться к другим людям и ситуациям. Схема — это перспектива восприятия окружающего мира, которая хранится в памяти и активизируется в зависимости от обстоятельств. Выделяют схему восприятия личности и ее роли и схему восприятия предписания. Первая включает в себя восприятие не только друзей, родственников, но и, например, политиков. Вторая связана с восприятиями людей определенных профессий. Многие из нас обычно склонны видеть, например, в учителях строгих и требовательных людей. Что касается наших схем восприятия дискотек, кино, студенческих аудиторий, то о них подробнее говорить даже нет необходимости.

Восприятие личности формируется на основе первых впечатлений о ней. Оно включает в себя восприятие пола, расы, социального статуса и происхождения человека. Эти восприятия включают в себя также и так называемые прототипные, т.е. первичные, представления о других людях (учителях, политиках). На их основе затем возникают экземпляры или персонификации людей, которые связаны сначала с подробным изучением человека определенного пола или статуса, а затем с распространением этих знаний на других представителей данного пола или статуса.

По мнению английских психологов, «прототипы и экземпляры имеют высокую личностную нагруженность» в отличие от стереотипов, которые лишены привязки к конкретным людям1.

Атрибуцией называется приписывание событиям, с которыми мы имеем дело, каких-либо причин. Один из исследователей данного социально-психологического механизма Б. Вейнер даже полагал, что плохие или хорошие эмоции относительно некоторого события почти полностью зависят от нашего понимания его причин. Вейнер считал, что каждый человек является как бы специалистом-ученым для себя, так как создает собственную теорию причин окружающего его мира. В этой теории содержатся наши представления о мотивации поступков других людей, их причинной обусловленности, а также их предсказания. Механизм атрибуции, по мнению Т. Молина и А. Бирч, достаточно сложен, так как включает в себя и внутренние, и внешние причины поведения. Имеются различные научные теории атрибуции — теория корреспонденции (Дисонс и Дэвис), теория соизме-нения и приращения (Келли). Специалисты выделяют последовательность (низкую, высокую), характерность, консенсус как ступеньки атрибуции.

Важную роль среди социально-психологических механизмов играет также восприятие человеком самого себя. Описывая этот механизм, ученые выделяют «я-концепцию», которая возникает у нас в результате изучения окружающих людей. Согласно утверждению психолога Тейфела, в основе «я-концепции» лежит идентификация с той социальной группой, к которой мы принадлежим.

Для организации и проведения успешной идеологической работы необходимо всесторонне использовать не только коммуникативную функцию идеологии белорусского государства, но и ее воспитательную функцию. Эти функции внутренне связаны между собой. С этой точки зрения развить в себе умение определять и использовать разнообразные технологии пропаганды, информирования, агитации, научиться соединять знание технологий пропаганды с пониманием их социально-психологических механизмов можно, лишь соотнося их с историческими основами идеологии белорусского государства, ее современными правовыми, экономическими, мировоззренческими и другими основаниями.

Контрольные вопросы

  1. Какова природа социальной коммуникации и ее связь с идеологией государства?

  2. Каковы основные характеристики массовой коммуникации?

  3. Что такое пропаганда и как она связана с идеологией?

  4. 4.Как соотносятся между собой пропаганда, информирование,агитация?

  5. Какие социально-психологические механизмы идеологическойработы вы знаете?

  6. Каковы основные функции СМИ и как они связаны с идеологией государства?