Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
повседневность.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
1.71 Mб
Скачать

Глава 2. Выделение сферы повседневности как методологическая и теоретическая проблема

2.1. Возможные направления и методология исследования повседневности

Осуществленный в первой главе анализ основных направлений исследования повседневности показывает, что каждое из научных направлений по-своему определяет предмет исследования и исходит из определенных методологических предпосылок при изучении феномена повседневной жизни. Достигнутый в результате уровень обобщений позволил в общих чертах определить сущность и общие контуры повседневной жизни, осуществить ее первичную тематизацию, описать и проанализировать значительную часть реалий повседневной жизни некоторых исторических эпох. Исследование повседневности вплотную подошло к тому рубежу, когда требуется выход на новый, более высокий уровень анализа, который бы дал возможность представить повседневную жизнь как целостное явление. Обеспечить такой уровень сегодня может культурология — новое научное направление интегрального характера, сложившаяся к концу ХХ в. отрасль гуманитарной науки, бурное, имевшее взрывной характер развитие и институализация которой в России приходится на последнее десятилетие прошлого века.

В центре внимания культурологии — культура как целостное явление. Целостность охвата культуры обеспечивается тем, что культурология рассматривает культуру как систему. Именно культурология, которая складывалась и утвердилась к настоящему времени как междисциплинарное научное направление, оказалась способной предложить адекватную природе и сущности культуры как многогранного, сложного, системного, исторически развивающегося явления комплексную и системную методологию исследования. Подобное понимание культуры и культурологии формировалось постепенно в течение ХХ в.200 и в настоящее время является общепринятым, о чем свидетельствуют, в частности, работы С. Н. Артановского, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, А. С. Кармина, Э. В. Соколова и др.201

В западной гуманитарной науке движение к интегрированному, комплексному и системному исследованию культуры осуществляется в рамках исторической антропологии и культурной антропологии, активное развитие и институализация которых приходится на последнюю четверть ХХ в.202

Системная методология берет культуру как динамическую саморазвивающуюся систему, обращается к элементам и структуре этой системы, к ее функционированию и историческому развитию. Выявляя общие закономерности функционирования и развития культуры, культурология учитывает и своеобразие конкретных культурных феноменов, их "индивидуальность" и самобытность203. Поэтому теоретические положения и обобщения культурологии относятся "к зоне "теорий среднего уровня", занимающих промежуток между метафизикой и непосредственной эмпирикой изучаемой стороны жизни"204.

Повседневность как определенный модус культуры также имеет системный характер. Системный анализ повседневности предполагает определение и описание основных ее элементов и структуры, рассмотрение ее функций и динамики исторического развития. Культурологическая модель повседневности должна сочетать в себе фундаментальность, присущую философскому анализу бытия, и фактологическую конкретность, за которой стоит своеобразие, специфика повседневной жизни. Культурология повседневности будет ближе философии культуры, но при этом она должна использовать и интергрировать данные и методы специальных наук о культуре, прежде всего историографии, истории культуры, социологии, семиотики культуры.

Теоретическая модель повседневности философского уровня обобщения должна строиться на базе фундаментальных, пространственно-временных характеристик бытия. В нее должны быть включены характеристики пространства повседневности, с его топографией, определением центра, периферии, границ, приграничных территорий, способов и маршрутов перемещения внутри и выхода за пределы, и времени повседневности, понятого широко, включая понятие ритма и темпа: от ритмов тела — ритмических движений, ходьбы, бега, еды, питья и естественных отправлений — до ритма и темпа повседневных событий — распорядка дня — и контекста повседневных событий — календарного времени.

Хронотоп повседневности наполнен событиями, вещами (предметами) и участниками событий, создателями и пользователями вещей, повседневными деятелями, создателями, конструкторами мира повседневности. Следовательно, теоретическая модель повседневности должна включать также вещно-предметный ряд, событийный ряд и набор сценариев поведения, повседневных ритуалов, предполагающих гендерную и возрастную дифференциацию.

Перечисленные элементы структуры повседневности должны быть показаны в их функционировании и историческом развитии.