Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЭЭМ (темы 10-11).doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
03.11.2018
Размер:
323.07 Кб
Скачать

10.2 Страны мира в 1950–1960 гг.

К началу 1950- х гг. развитые страны восстановили свои хозяйства после войны и вышли на траекторию постоянного роста. Правительства этих стран руководствовались экономическими теориями, которые по духу были близки идеям Дж.М. Кейнса. В США и Западной Европе в 1960-ые гг. процветала идеология «общества всеобщего благоденствия». Прохождение страной такого этапа в настоящее время считается совершенно необходимым, чтобы страна могла в дальнейшем воспринять идеи постиндустриального общества.

США

Во второй половине ХХ в. в США наблюдалось своеобразное разделение ролей внутри последовательных пар десятилетий: 50–60-х и 70–80-х гг. В этих парах в первое десятилетие создавалась научно-техническая и экономическая база для ускоренного развития в следующем десятилетии. В десятилетие 50-х можно отметить первую волну автоматизации, опробование новых форм в торговле, банках, сфере услуг. Среднегодовой темп прироста ВВП в 1951–1960 гг. составлял 3,3%, ВВП на душу населения в ценах 2000 г. увеличился с 14,2 тыс дол в 1950 г. до 17,0 тыс. дол. в 1960 г. Десятилетие 60-х – это период высоких темпов развития (среднегодовой темп прироста – 3,8%), скачка в развитии военно-космического комплекса, роста наукоемкости отраслей машиностроения. В социальной сфере – стремительное развитие образования и признание его ключевой роли в экономическом развитии, существенное повышение уровня жизни. ВВП на душу населения достиг в 1970 г. 21,6 тыс дол. В тоже время энерго-экологическое расточительство достигло своего предела, обозначился тупик технократической ориентации экономики, началась переориентация развития на перспективные, инновационные потребности.

Германия

Удачная денежная реформа, проведенная в 1948 г., позволила привести рынок в движение. Период 1952–1958 гг. характеризовался особенно сильным ростом. ВВП увеличился почти в 2 раза, а безработица снизилась до уровня, который можно характеризовать как полную занятость. Среднегодовой темп прироста ВВП в 1951–1960 гг. составлял 5,0%. Одновременно росли доходы домашних хозяйств, поддерживающих высокий спрос. ВВП на душу населения вырос с 6,4 тыс дол в 1950 г. до 9,7 тыс дол в 1960 г. Основу роста составляли обрабатывающие отрасли: машиностроение, автомобилестроение, электротехника, химическая промышленность. До сих пор эти отрасли доминируют в германской экономике. Однако уже в 1963 г. обнаружились симптомы окончания эпохи «экономического чуда», темпы роста снизились до 3,9%. Завышенные экономические и социальные требования обусловили быстрый рост государственных расходов и раскручивание инфляционной спирали «зарплата – цены», что подорвало условия устойчивого роста. Призывы Л. Эрхарда к экономии не были услышаны (в 1965 г. расходы государства росли почти в 2 раза быстрее, чем ВВП). Во второй половине 1966 г. разразился первый в послевоенной Германии экономический кризис. В 1967 г. ВВП снизился на 0,3%, но уже в 1968 г. его рост составил 5,7%, а в 1969 г. – 7,4%. Хотя кризис был непродолжительным, он существенно повлиял на все последующее развитие Германии.

Франция

После окончания Второй мировой войны стало ясно, что возврата к ростовщическому и колониальному прошлому не произойдет. Из мирового банкира Франция превратилась в страну-должника; в начале 60-х она полностью потеряла зарубежные владения и была поставлена перед необходимостью отыскания нового источника роста, которым в новых условиях хозяйствования могла быть только промышленность. Это требовало ликвидации отставания промышленного сектора, в частности тяжелой индустрии. Правительство Франции придерживалось политики дирижизма (управляемой экономики), которая опиралась на институционально-социологическое направление. На период 1949–1973 гг. приходятся основные преобразования, которые произошли во французской экономике в ХХ в. Особенно динамичной индустриализация была во второй половине 60-х – начале 70-х гг. Ее результаты отразились на состоянии показателя производительности труда. Если в 1950 г. разрыв в величине абсолютных показателей производительности труда между США и Францией составлял более чем 2 раза, то в 1973 гг. – 37%. Темпы прироста ВВП в 1950–1973 гг. составили 5,2%, что превышало аналогичные цифры как по Западной Европе в целом (4,6%), так и по «Европе девяти» (4,2%). За счет прироста производительности обеспечивалось 90–96% прироста ВВП. Однако Франция уступала Германии и Японии по динамике промышленности и экономике, и по масштабам происходящих в них изменений. В начале 70-х гг. Франция отличалась от основных конкурентов более низким уровнем концентрации, завышенным удельным весом аграрного сектора, относительной структурной слабостью промышленного сектора, что выражалось повышенными значениями легких и материалопроизводящих отраслей. Следствием этих факторов была недостаточная конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках, что приводило к долгосрочному неравновесию торгового баланса, слабости национальной валюты и хронической инфляции.

Великобритания

Во второй половине ХХ в. Великобритания уступала основным конкурентам по темпам экономического роста. Уже к началу 1950-х гг. по размерам ВВП Великобританию опередила ФРГ, через десятилетие – Япония, а в конце 1960-х гг. Франция. За более медленными темпами роста (2,6% в 1951–1960 гг.; 2,7% в 1961–1970 гг.) стояло отставание по интенсивности обновления хозяйства, объему основных фондов и фондовооруженности труда, по эффективности производства и конкурентоспособности британских товаров на внешних рынках. С конца 50‑х гг. в Лондоне началось переосмысление роли страны в мировом хозяйстве. Необходимо было ускорить темпы роста экономики, обеспечив ее интенсивную перестройку, найти новое место страны в международном разделении труда, переориентировать внешнеэкономические связи на развитые страны. С начала 1960-х гг. быстро развивается межотраслевой обмен. Преобладающей формой участия страны в мировой торговле становится реализация на внешнем рынке и (что было новым, до этого в импорте преобладало продовольствие и сырье) импорт продукции обрабатывающей промышленности. В 1970 г. доля готовых изделий и полуфабрикатов в товарном экспорте составляла 84%.

Теоретической основой политики правительства было кейнсианство. Суть политики состояла в управлении совокупным спросом и обеспечении полной занятости, прежде всего посредством расширения роли государства в социально-экономической области. Такое управление осуществлялось с помощью бюджетных мероприятий и проведении политики «точной настройки», т. е. быстрой смены курса политики при первых признаках изменения конъюнктуры.

Япония

Темпы экономического роста Японии достигли пика в 1950-ые гг. (среднегодовой прирост ВВП составлял 14,9%). В 1960-х гг. темпы прироста снизились, но оставались высокими – 11,3%. Выбирая в начале 1950-х гг. стратегию структурной перестройки, правительство Японии ставило задачу замещения импорта, насыщения внутреннего рынка и развития экспорта. Эта схема структурной политики получила в Японии название «динамической концепции участия в международном разделении труда», так как она исходила не из имеющихся, а из потенциальных преимуществ.

В 1950-х гг. были реконструированы предприятия черной металлургии, угольные шахты, электростанции и воссоздан разрушенный во время войны торговый флот. В 1960-х гг. на базе конверсии военных предприятий и нового промышленного строительства были созданы производство электробытовых приборов, автомобильная промышленность, нефтехимия, производство синтетических волокон и смол, электроника. Главным направлением в перестройке отраслевой структуры явилось создание на новой технической базе практически универсального набора отраслей обрабатывающей промышленности. Бюджет страны сводился с профицитом, и до 1968 г. Япония не прибегала к внутренним заимствованиям.

Государство активно вмешивалось в распределение ресурсов между отраслями и в процесс становления отраслей с целью формирования определенной индустриальной структуры. Важнейшим инструментом промышленной политики было распределение валютных ресурсов и санкционирование доступа для иностранных инвесторов только на индивидуальной основе. Тем самым иностранная конкуренция на внутреннем рынке сводилась к минимуму. Протекционизм выступал в качестве главного компонента указанной политики. К концу 1960-х гг. в Японии сложился промышленный потенциал для конкурентоспособного экспорта. К началу 1970‑х гг. прекратился валютно-лицензионный контроль над импортом, сняты ограничения притока иностранного капитала, а затем и ограничения экспорта японского капитала за границу. В феврале 1973 г. Япония перешла к свободно плавающему курсу.