Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_Американский.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
983.04 Кб
Скачать

3.2 Основные гетеростереотипы об американцах.

Восприятие чужой культуры зависит от одновременного воздействия на наблюдателя множества факторов.

Большинство стереотипов, бытующих по отношении Америки, при проверки оказываются ложными. Американцы - разные. Северо-Восток, Запад, Юг и даже отдельные крупные города отличаются друг от друга, - по образу жизни, традициям и характеру их обитателей, - может, в не меньшей степени, чем некоторые страны в Старом свете. И, несмотря на миф об Америке как стране, лишенной классовой системы, люди там принадлежат к различным социальным группам и сословиям, что порой делает обобщения - даже на уровне одного штата или даже города - тоже лишенными всякого смысла.

Людей, определяющих свое восприятие к американской культуре можно приблизительно разделить на три категории:

  1. Эссенциалисты – люди, которые сводят проявления американской культуры к ограниченному набору стереотипов. В оценках они руководствуются исключительно культуро-психологическими парадигмами своего сознания и делают выводы исходя из формы явлений, которые попадают в поле их зрения, пренебрегая функциями явления.

  2. Объективисты – люди, которые пытаются объективно оценить реалии американской жизни, вынося за скобки свой культурологический багаж. Они стремятся проникнуть за внешние проявления американской жизни

  3. Экзистенциалисты – люди, которые в основном заняты своим собственным существованием независимо от места проживания. Живя в стране, они, конечно, имеют о ней свое мнение, но их не интересует кросскультурные сопоставление и выяснение отношений с этой или какой-либо другой страной.1

Представление об американской культуре в Европе связано с неизбежным культурным различием, которое разделило американцев и европейцев. Американцы, по общему мнению, не осознают того, что их ценности, воспринимаемые ими как европейские, переработанные американским плавильным котлом, в Европе таковыми не считаются. Для европейцев они абсолютно чужие.

В американской культуре европейцы видят угрозу. Как последствием распространения американских ценностей, товаров и образа жизни они видят «поп-музыкализацию и макдональдизацию» мира.

Америка – это одновременно и воплощение европейских надежд, и угроза экспансии культуры, не имеющей под собой основания в идее многовековых традиций. Она является ответвлением западной цивилизации, пошедшим по пути материализма, культа потребления, индивидуализма, мечты о личном успехе, выражающемся в денежной форме и потерявшем европейские корни.

Для европейских стран в их отношении к США характерен стереотип «ядерного зонтика» — заокеанской державы как государства, обес­печивающего безопасность европейской части континента. Этот стереотип вызывает различные внешнеполитические последствия. В быту зонтик обычно используют тогда, когда идет дождь. И в современном мире наличие такого инструмента безопасности для европейских стран малоактуально. Поэтому на первый план выхо­дит стереотип политического и экономического лидера. Отношение к стереотипу США как лидера в Европе также является различным. Основной пример — военная акция США в Ираке. На официальном уровне Германия не могла однозначно согласиться с «правом» США как лидера глобальной системы международных отношений нарушить резолюцию Совета Безопасности ООН по Ираку, Великобритания же поддерживала США. А в общественном мнении в Великобритании широко бы­ла распространена критика правительства за слепое следование за «лидером».

Так же существует и стереотип рассмотрения США как источника угрозы. Он может быть связан как с международно-политическим и экономическим факторами, так и с фактором культуры.

Международная жизнь – последнее, что интересует американцев. Обычно они поглощены внутренними делами – социально-бытовыми, преступностью, развлечениями, затем – экономикой, наличием рабочих мест, выборами, политическими интригами и скандалами. Внешнеполитические сюжеты для них второстепенны за исключением ситуаций вроде войны в Ираке. Но и такая война – вопрос для американца внутренний. Соль новостей из Ирака – это не страдания иракцев, а влияние войны на жизнь американцев: сколько еще солдат может погибнуть и вырастут ли цены на бензин?

Европейские страны, выстраивая внеш­неполитическую линию на американском направлении, демонстри­руют возможность отказа от одних стереотипов в пользу других, меняя стереотип «ядерного зонтика» на стереотип источника угро­зы, стереотип источника угрозы на стереотип «лидера» и т. д.

Америка – «очаг разврата». С этой мыслью большинство народов прожило едва ли не всю жизнь, наблюдая в голливудских фильмах разврат и непомерную жестокость. В действительности Америка – пуританская страна. Здесь могут закрыть ночной клуб после того, как в зале обнаружили молодого человека, которому не исполнилось 21-го года. Иногда пуританство здесь зашкаливает, и тогда Америка являет миру казусные судебные процессы и нелепые скандалы. Пожалуй, только здесь президентом не может стать человек, переживший развод, и только здесь измена президента жене может вызвать слушания в Конгрессе. Это кардинально отличает Штаты от Франции или Германии, где недавние главы государств переживали за свою жизнь по 3-4 развода.

Стереотип об ограниченности и слабой эрудиции американцев. Американская эрудиция в корне отличается от эрудиции европейской, или, к примеру, славянской. Здесь пытаются научить методикам сбора информации и алгоритмам работы. Да, американский студент может не знать, какой композитор написал ту или иную оперу или книгу, но он легко сформулирует алгоритм нахождения данной информации, если она ему понадобится. Американцы легко усваивают полезную информацию, и абсолютно не воспринимают бесполезную. Американцы получают информацию, пользуясь самыми передовыми механизмами передачи информации. Оснащение музеев, библиотек и технических центров здесь самое современное в мире, а караваны желтых школьных автобусов, бесконечно подвозят детей на лекции и экскурсии.

Стереотип об фальшивой американской улыбке и неискренних чувствах так же можно поставить под сомнение. Американцы жизнерадостны или, по крайней мере, улыбчивы особенно на работе. Начальник должен показать подчиненным, а подчиненные – клиентам, покупателям, что дела идут хорошо. Быть угрюмым на работе для американца – это все равно, что быть грязно одетым. Американцы приучены улыбаться с детства, и это дается им очень легко. Американцы – обладатели чисто островного восприятия окружающей жизни. Они могут радоваться как дети, увидев самый большой в мире хот-дог, впасть в истерику, выиграв в лотерею 20 долларов, и заплакать навзрыд, увидев в кино смерть главного героя. Стоит встретиться взглядом с американцем, как он начинает улыбаться, демонстрируя свое хорошее отношение к тебе. А если ты ответишь тем же, то запросто можешь заслужить комплимент, которые американцы говорят постоянно.

Нельзя утверждать, что все американцы хотят захватить мир, это может быть желанием правящей верхушки, но ни как не обычного 300-миллионого населения. Ни в одной стране мира нет так крупных антивоенных демонстраций, какие устраиваются в США. Как было написано выше автостереотипы обычно завышенного мнения, а гетеростереотипы часто оказываются ложными и это отчетливо можно увидеть на примере Америки.

Очень трудно оценивать национальные обычаи и нравы. Оценка их всегда зависит от того, кто оценивает и с какой точки зрения. Здесь требуется особая осторожность. У народов, как и у отдельных индивидуумов, недостатки — суть продолжение достоинств. Это те же самые качества, только взятые в иной пропорции или в другом отношении. Хотят того люди или нет, они неизбежно воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы поведения прежде всего сквозь призму своих собственных обычаев, тех традиций, в которых они сами воспитаны. Такая склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей своего собственного народа и есть то, что на языке социальной психологии называется этноцентризмом.

То, что каждому человеку обычаи, нравы и формы поведения, в которых он воспитан и к которым привык, ближе, чем другие, — вполне нормально и естественно. Чужие обычаи иногда кажутся не только странными, нелепыми, но и неприемлемыми. Это так же естественно, как естественны сами различия между этническими группами и их культурами, формировавшимися в самых разных исторических и природных условиях.

Проблема возникает лишь тогда, когда эти действительные или воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая разобщает народы и психологически, а затем и теоретически.