
- •1.XVII век как самостоятельный этап в развитии европейских литератур. Основные литературные направления. Эстетика французского классицизма. “Поэтическое искусство” н. Буало
- •2. Литература итальянского и испанского барокко. Лирика Марино и Гонгоры. Теоретики барокко.
- •3. Жанровые особенности плутовского романа. «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» Кеведо.
- •4.Кальдерон в истории испанской национальной драмы. Религиозно-философская пьеса «Жизнь есть сон»
- •5.Немецкая литература XVII века. Мартин Опиц и Андреас Грифиус. Роман Гриммельсгаузена «Симплициус Симплициссимус».
- •6.Английская литература XVII века. Джон Донн. Творчество Мильтона. “Потерянный рай” Мильтона как религиозно-философский эпос. Образ Сатаны.
- •7.Театр французского классицизма. Два этапа в становлении классицистической трагедии. Пьер Корнель и Жан Расин.
- •8.Классицистический тип конфликта и его разрешение в трагедии “Сид” Корнеля.
- •9.Ситуация внутреннего разлада в трагедии Корнеля “Гораций”.
- •10.Доводы рассудка и эгоизм страстей в трагедии Расина “Андромаха”.
- •11. Религиозно-философская идея греховности человека в трагедии Расина “Федра”.
- •12.Творчество Мольера.
- •13.Комедия Мольера “Тартюф”. Принципы создания характера.
- •14.Образ Дон Жуана в мировой литературе и в комедии Мольера.
- •15.Мизантроп” Мольера как образец “высокой комедии” классицизма.
- •16.Эпоха Просвещения в истории европейских литератур. Спор о человеке в английском просветительском романе.
- •17.«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» д. Дефо как философская притча о человеке
- •18.Жанр путешествия в литературе XVIII века. «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта и «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Лоренса Стерна.
- •19.Творчество с. Ричардсона и г. Филдинга. «История Тома Джонса, найденыша» Генри Филдинга как «комическая эпопея».
- •20.Художественные открытия и литературное новаторство Лоренса Стерна. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена” л.Стерна как “антироман”.
- •21.Роман в западноевропейских литературах XVII-XVIII веков. Традиции плутовского и психологического романа в “Истории кавалера де Грийо и Манон Леско” Прево.
- •22.Монтескье и Вольтер в истории французской литературы.
- •23.Эстетические взгляды и творчество Дени Дидро. «Мещанская драма». Повесть «Монахиня» как произведение просветительского реализма.
- •24.Жанр философской повести во французской литературе XVIII века. «Кандид» и «Простодушный» Вольтера. «Племянник Рамо» Дени Дидро.
- •26.«Эпоха чувствительности» в истории европейских литератур и новый герой в романах л. Стерна, ж.-ж. Руссо и Гете. Новые формы восприятия природы в литературе сентиментализма.
- •27.Немецкая литература XVIII века. Эстетика и драматургия Лессинга. «Эмилия Галотти».
- •28.Драматургия Шиллера.»Разбойники» и «Коварство и любовь».
- •29.Литературное движение «Бури и натиска». Роман Гете «Страдания юного Вертера». Социальные и психологические истоки трагедии Вертера.
- •30.Трагедия Гете “Фауст”. Философская проблематика.
- •22. Монтескье и Вольтер во французской литературе.
- •26. «Эпоха чувствительности» в истории европескийх литератур и новый герой в романах Стерна, Руссо,Гете. Новые приемы восприятия природы в сентиментализме.
- •Лоренс Стерн (1713 – 1768).
- •20. Художественные открытия и литературное новаторство Лоренса Стерна. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена” л.Стерна как “антироман”.
3. Жанровые особенности плутовского романа. «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» Кеведо.
Плутовской роман (novela picaresca) - роман, в основе которого похождения плута. Жанр зародился в Испании. Чаще второе название связывают с название местности Пикардии, откуда приходили наниматься крестьяне. Есть и другие версии. Рождение это го жанра можно датировать, потому что в 1554 году в Мадриде была напечатана анонимная повесть «Жизнь Ласарильо Тормеса» - небольшое произведение, в котором уже мы обнаруживаем черты, ставшие характерными для плутовского романа: 1) повествование от первого лица (другого повествования плутовской роман не знает; 2) герой, который чаще всего меняет своих хозяев, господ, приятелей; 3) изображение незнанки жизни, отсюда сатирически разоблачительны тон; 4) всегда превратная, подчиненная игре случая, судьба героя, которая, однако, не лишает его активности.
Леонид Ефимович Пинский: «это детство пикаресного жанра и это повесть, в которой мы имеем дело с плутом поневоле, но это еще не плут по призванию».
Но толчок к развитию жанра дал Матео Алеман («Гусман де Альфараче, наблюдателя жизни человеческой», 1599 - 1604). наблюдается взлет, распространение плутовского романа.
В 18 веке складывается социальная почва и социальный прототип героя. Социальная почва - глубочайший кризис в Испании, из-за которого она утрачивает свое лидерство на международной арене. Испанский язык в конце 16 века изучался во всех европейских странах, испанский этикет был принят во многих дворах, испанская мода вытеснила итальянскую. В конце 16 века Испанию вытеснила Голландия - это начало банкротства Испании. Чуть позже она теряет непобедимый флот; прекращается приток золота из Америки, которое позволяло не заботиться о развитии мануфактур, сельского хозяйства. Культ легкой наживы обесценивает понятие труда (испанец готов был умереть с голода, но не утруждать себя трудом, т.к. это означало принадлежность к налогоплательщикам, что в свою очередь считалось позором). Вследствие всего этого Испания быстро беднела. Ее низы захлестнул дух авантюризма, возрастает роль обмана самой жизни, действительности.
Плутовской роман отражает исторические реалии, но все-таки это искусство. Это своего рода и философия. Мы не можем говорить, что герой плутовского романа - герой-идеолог, но он с идеями. Это роман, который отражает восприятие жизни как обманчивой игры форм. Это роман, которому поручено открыть то, что открывается человеку в 17 веке. Это видимость между внутренним и внешним. Первым таким романом был роман Матео Алемана.
Герой этого романа - своеобразный портрет порождения социальной жизни. Но автор превращает его еще и в судью судеб. Он же плут, мошенник (приключенческая линия) но он же и наблюдатель, судья (линия философских рассуждений). Оба плана тесно связаны друг с другом. Второй план придает роману дидактический характер. Таким образом, мы, с одной стороны, имеем дело с барочной концепцией судьбы человека (существо неразумное, переменчив, мелкий).
На читателя обрушивается целая серия плутовских рманов: Франсиско Лопес де Убеда «Плутовка Хустина», Барбадильо «Дочь Селестины», Херонимо де Алькала «Алонсо, слуга многих господ» и др.
Франсиско де Кеведо (1580 - 1645)
“История жизни пройдохи по имени дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников» (1604 - 1614, опубликован в 1626 году).
Это барочный плутовской роман.
Его поэтический язык не уступает поэтичекому языку Гонгоры, он так же играет контрастами. Он поэт противоречий. Гонгора — вариант аристократического, высокого барокко. Кеведо же обращен к самой жизни, грубой и низкой действительности. Он сгущает краски, гиперболизирует, но стермится к лаконичной, сжатой форме.
Главный герой всегда предстает как элемент асоциальный. Это герой, для которого плутовство становится истинным призванием. Это рыцарь социального дня. «Искатель житейской удачи и легкой жизни» (Кеведо). Плут - это не вор и не профессиональный нищий. Этот герой не принадлежит ни к одной корпорации. Любая корпорация предполагает некий устав, некие законы, которые требуют неукоснительного поведения. Любая корпорация - иерархия. Плут же - всегда вольная птица. Он результат разложения всех связей. Он легко порывает связи с домом, постоянно меняет хозяев, приятелей, связывается с разными корпорациями, но не задерживается ни в одно из них. То и собирательный портрет героя плутовского романа, но это все может быть отнесено и к ерою Кеведо. Он выбирает жизнь праздную, независимую, без труда. Паблос преисполнен презрения труд, ко всяким постоянным обязанностям. Роман Кеведо позволяет проследить точечную эволюцию от плута поневоле до плута по призванию. Дон Паболс является перед нами как сын вора-брадобрея и сводницы, дядя его городской судья. Хотя поначалу дон Паблос хочет встать на путь правильный, однако все, что он видит перед собой детства - обман, корысть, коварство, что и предопределяет его дальнейшую судьбу. Кроме того, в детстве он попадает в пансион где натыкается на чудовищную скупость. «С волками жить - по волчьи выть» - вывод, к которому приходит дон Паблос. Он сознательно превращается в еще большего плута, чем те, с которыми он живет. Выжить можно, лишь лившись с этим миром, приняв его законы и условия. Дальнейшая судьба Паблоса - метафора человеческого пути (путь странствий, познаний). Его гонит судьба из одного места в другое, он совершает вынужденные перемещения. Это путь воспитания, но воспитания со знаком минус. Этот герой не знает ни дома, ни семьи, ни природы, он не причастен бытовому времени. Какое-то случайное пристанище, постоялый двор - вот место развития событий. Герой плутовского романа остаточно легко перемещается, потому что он нигде не может закрепиться. Раздробленной оказывается и судьба героя, а не только его дорога. Герой плутовского романа оказывается одинок, потому что со стороны временных попутчиков можно ожидать лишь обмана и предательства.
Сюжет складывается из чередующихся падений и возвышений героя. Это создает особый ритм романа. Но эти чередования позволяют говорить и о дублировании сцен. Герой не может вырваться из оков своей судьбы.
На своем пути Паблос встречает много людей, они демонстрируют обман, фальш. Эти обманные персонажи иногда несознательно идут на обман, они живут в мире иллюзий.
Герой романа плутовского статичен. Это даже не романный герой. Есть внешние изменения, но внутри ничего не меняется. Это герой, в котором нет становления. А без этих внутренних становлений нет романа.
Повествование поручается самому герою - автобиографическая форма повествования. Мы смотрим на мир глазами героя. Авторство проявляет себя в гротеске, гиперболизации, в манере повествования.
Роман лишен дидактики. Правда, на дидактический посыл претендует в самом конце слова Паблоса, когда он говорит, собираясь уезжать, что как горестно, что это едва ли изменит его судьбу, потому что ничто не может изменить судьбу, если сам не изменишь своих привычек.
Роман говорит о невозможности человека управлять своей судьбой. Этот роман - своеобразный антипод просвещения.
Роман принадлежит аристократу. Человеку богатому, но несчастному и некрасивому. Кеведо прожил богатую событиями жизнь. Это удивительный человек с удивительной судьбой.