Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
M_SALVIA_DOC / Statya 9.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
93.18 Кб
Скачать

Статья 9 Свобода мысли, совести и религии

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, пуб­личным или частным порядком в богослуже­нии, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

2. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах об­щественной безопасности, для охраны общест­венного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Введение

1. Входя в качестве составной части в понятие «частная жизнь», защищаемую статьей 8, рассматриваемая норма гарантирует права, которые связаны с тем, что можно назвать «глубиной души» инди­вида, неощутимой областью его сознания и убеждений. Тесные свя­зи объединяют эту норму не только со статьей 8, но также со стать­ями 10 и 11, так как свобода исповедания религии или убеждений включает с необходимостью обращение к свободе выражения мне­ния или к свободе собраний. Учитывая это взаимодействие, было не легко выделить точную сферу применения различных понятий, со­держащихся в статье 9. Надо добавить, что понятия, очень близкие к тем, которые фигурируют в этой норме, находятся в статье 2 Прото­кола № 1; таково понятие «религиозных и философских убеждений» родителей, которые Государство должны уважать в сфере воспита­ния и образования.

I. Принципы — Толкование

II. Особый случай — Толкование

1. Принципы

---------Толкование---------

2. Свобода мысли, совести и религии фигурирует, в религиозном измерении, среди существенных элементов личности верующих и их представления о жизни. Эта свобода включает, в частности, сво­боду присоединяться к религии или нет и свободу исполнять все предписания религии или нет. Хотя религиозная свобода относится, прежде всего, к «глубине души», она включает, тем не менее, воз­можность исповедовать религию публичным или частным поряд­ком в богослужении, обучении, отправлении религиозных, и культо­вых обрядов. Однако статья 9 не защищает любое действие, мотивированное или вдохновленное религией или убеждениями.

Важным аспектом свободы религии является свобода изменять религию. Так, статья 9 в принципе гарантирует право попытаться убедить ближнего своего, например, посредством обучения.

Свобода религии не является абсолютной; она подлежит, как и другие права, которые преследуют, в частности, законную цель и необходимы в демократическом обществе. Таким образом, в обще­стве, где внутри одного населения существует множество религий, может оказаться необходимым снабдить эту свободу ограниче­ниями, способными примирить интересы различных групп и обеспе­чить уважение убеждений каждого.

3. Цель и объект гарантии. Значение религиозного измерения. «Как установлено в статье 9 Конвенции, свобода мысли, совести и религии является одним из основополагающих принципов "демо­кратического общества" по смыслу Конвенции. В аспекте религии, он является одним из наиболее важных элементов, который призван обеспечивать самоопределение верующих и выражение ими своих представлений о жизни, этот принцип также является ценным поло­жением для атеистов, агностиков, скептиков и просто безразличных к данной проблеме. Плюрализм мнений, неотделимый от демокра­тического общества, который с трудом завоевывался на протяжении веков, зависит от этого принципа». (Kokkinakis, 31).

4. Свобода мысли, совести и религии. Понятие. «Суд напоми­нает, что свобода мысли, совести и религии является одной из основ "демократического общества" в смысле настоящей Конвенции. От­сюда идет плюрализм — завоеванный дорогой ценой на протяжении веков - - имеющий существенное значение в подобном обществе. Правда, что в демократическом обществе может оказаться необхо­димым снабдить эту свободу ограничениями, способными прими­рить интересы различных групп. Однако следует оценить, соответ­ствует ли ограничение "неотложной общественной потребности" и соответствует ли оно "правомерной преследуемой цели"». (Serif, 49).

5. Цель и объект гарантии. Значение религиозного измерения. «Свобода мысли, совести и религии, которая охраняется в соответ­ствии со статьей 9 Конвенции, является одной из основ "демократи­ческого общества" в смысле настоящей Конвенции. Именно в ее ре­лигиозном измерении заключаются один из самых жизненно важных элементов самоидентификации верующих и их представления о жизни». (Otto-Preminger-Institut, 47).

6. Свобода мысли. Запрещение самоубийства с чьей-либо по­мощью. «Суд (...) считает, что все взгляды или убеждения не входят в сферу применения статьи 9 п. 1 Конвенции». (Pretty, 82).

7. Содержание понятия «религиозная свобода». «Хотя свобо­да религии в первую очередь является вопросом свободы совести каждого, она также предполагает, inter alia, свободу "исповедания (какой-либо) религии". Распространение христианской добродетели словами и действиями связано с существованием религиозных взглядов». (Kokkinakis, 31).

8. Свобода религии. Формы религиозной свободы. «Хотя религиозная свобода относится, прежде всего, к "глубине души", она включает, кроме того, свободу исповедания религии не только со­обща с другими, публичным порядком или в кружках тех, кто разде­ляет веру: можно также ею пользоваться индивидуально, частным порядком (...). Статья 9 перечисляет различные формы, которые может принять исповедание религии или убеждений, например, пуб­личным или частным порядком в богослужении, обучении, отправле­нии религиозных и культовых обрядов. Тем не менее, она не защищает любое действие, мотивированное или вдохновленное религией или убеждениями. Впрочем, лицо при осуществлении свободы исповеда­ния религии учитывать свое особое положение». (Kalac, 27).

9. Исповедание религиозных верований. Свобода изменить ре­лигию. «Согласно статье 9 Конвенции свобода исповедания какой-либо религии осуществляется не только сообща с другими, "пуб­лично" и в кругу лиц с одинаковыми убеждениями, но также может осуществляться "индивидуально" и "в частном порядке"; более того, в целом она включает в себя право пытаться убеждать других лю­дей, например, путем "обучения". К тому же, несоблюдение этого права, то есть "свободы менять (чью-либо) религию или убежде­ния", закрепленной в статье 9 Конвенции, сделает это положение мертвой нормой». (Kokkinakis, 31).

10. Религиозная свобода и акты прозелитизма (усердного об­ращения в веру). «Суд сразу подчеркивает, что хотя религиозная свобода относится, прежде всего, к "глубине души", она включает, кроме того, свободу исповедания религии, включая право попытать­ся убедить ближнего своего, например, посредством обучения.

Статья 9 не защищает, однако, любое действие, мотивированное или вдохновленное религией или убеждениями. Так, она не защища­ет прозелитизм, не внушающий доверия, такой как деятельность, предлагающая материальные или социальные преимущества, или осуществление злоупотребляющего давления в целях получения со­гласия присоединиться к Церкви». (Larissis et al, 45).

11. Свобода мысли, совести и религии. «Такой, как ее защища­ет статья 9, свобода мысли, совести и религии является одной из ос­нов "демократического общества" в смысле настоящей Конвенции. Она фигурирует, в религиозном измерении, среди самых жизненно важных элементов самоидентификации верующих и их представле­ния о жизни, но она является также ценным благом для атеистов, агностиков, скептиков и равнодушных. Отсюда идет плюрализм -завоеванный дорогой ценой на протяжении веков — имеющий су­щественное значение в подобном обществе. Эта свобода включает, в частности, свободу присоединиться к религии или нет и свободу ис­полнять все предписания религии или нет». (Buskarini et al, 34).

12. Свобода мысли, совести и религии. Толкование. «Суд на­поминает, что свобода мысли, совести и религии является одной из основ "демократического общества" в смысле настоящей Конвен­ции. Отсюда идет плюрализм — завоеванный дорогой ценой на про­тяжении веков — имеющий существенное значение в подобном об­ществе. Хотя религиозная свобода относится, прежде всего, к "глубине души", она включает, кроме того, право исповедовать ре­лигию как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком и в кружках тех, кто разделяет веру. Статья 9 пе­речисляет различные формы, которые может принять исповедание религии или убеждений, например, публичным или частным поряд­ком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культо­вых обрядов. Тем не менее, она не защищает любое действие, моти­вированное или вдохновленное религией или убеждениями». (Hassan et Tchaouch, 60).

13. Формулировка пункта, относящегося к ограничению, оно касается только свободы исповедания религии или убеждений. «Основополагающая природа права, закрепленного в п. 1 статьи 9 Конвенции, также отражена в формулировке пункта, устанавливаю­щего ограничение этого права. В отличие от п. 2 статей 8, 10 и 11, которые охватывают все права, упомянутые в п. 1 этих статей, п. 2 статьи 9 относится только к "свободе исповедовать свою религию или убеждения". Таким образом, он признает, что в демократиче­ском обществе, в котором несколько религий сосуществуют среди одного и того же населения, может быть необходимо установить ог­раничения на эту свободу с целью согласования интересов различ­ных групп и для обеспечения уважения верований всех людей». (Kokkinakis, 33).

14. Исповедание религии: критика в отношении верующих. «У тех, кто открыто выражает свою религиозную веру, независимо от принадлежности к религиозному большинству или меньшинству, нет разумных оснований ожидать, что они останутся вне критики. Они должны проявлять терпимость и мириться с тем, что другие отрицают их религиозные убеждения и даже распространяют уче­ния, враждебные их вере. Однако способы критики или отрицания религиозных учений и убеждений могут повлечь за собой ответст­венность Государства, если оно не обеспечивает спокойного пользо­вания правом, гарантированным статьей 9, всем, кто придерживается этих учений и убеждений. В экстремальных ситуациях результат критики или отрицания религиозных убеждений может быть таким, что воспрепятствует свободе придерживаться или выражать такие убеждения». (Otto-Preminger-Institut, 47).

15. Провокационное изображение предметов религиозного культа: злонамеренное нарушение духа терпимости. «Государст­во может правомерно счесть необходимым принять меры против определенных форм поведения, включая распространение информа­ции и идей, которые несовместимы с уважением свободы мысли, совести и религии других лиц (там же, с. 21, п. 48). Есть правомер­ное основание считать, что религиозные чувства верующих, гаран­тируемые статьей 9, подверглись оскорблению вследствие провока­ционного изображения предметов религиозного культа. Подобное изображение может рассматриваться как злонамеренное нарушение духа терпимости, который является отличительной чертой демокра­тического общества. Конвенцию следует рассматривать в целом, а потому толкование и применение статьи 10 в настоящем деле долж­но соответствовать логике Конвенции». (Otto-Preminger-Institut, 47).

16. Свобода религии, государственный контроль за религиоз­ными движениями. «Суд признает, что Государства имеют право проверять, осуществляет ли какое-либо движение или ассоциация под видом преследования своих религиозных целей пагубную для населения деятельность». (Manoussakis et al, 40).

17. Свобода религии. Организация культов. «Организация Го­сударством осуществления культа способствует религиозному миру и терпимости». h'are Shalom Tsedek, 84).

18. Свобода религии. Осуществление церковным органом прав от имени верующих. «Суд и Комиссия полагают, что церковный или религиозный орган может, как таковой, осуществлять от имени ве­рующих права, гарантируемые статье 9 Конвенции». (Ch'are Shalom Tsedek, 72).

назад

Соседние файлы в папке M_SALVIA_DOC