Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГК_4_комм_Маковский_2008.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
25.07.2017
Размер:
2.37 Mб
Скачать

§ 3. Распоряжение исключительным правом на изобретение,

полезную модель или промышленный образец

(статьи 1365 - 1369)

1. Распоряжение исключительным правом на запатентованное научно-техническое или художественно-конструкторское решение включает право его обладателя передать другому лицу это исключительное право либо разрешить другому лицу использование охраняемого объекта (выдать лицензию). В обоих случаях основанием распоряжения исключительным правом служит гражданско-правовой договор, который в первом случае будет договором об отчуждении исключительного права (договором об отчуждении патента), а во втором - лицензионным договором.

И тот и другой договор заключаются в письменной форме и подлежат обязательной регистрации в патентном ведомстве (ст. 1369 ГК). Сведения о зарегистрированном договоре вносятся соответственно в Государственный реестр изобретений Российской Федерации, в Государственный реестр полезных моделей Российской Федерации, в Государственный реестр промышленных образцов Российской Федерации. Несоблюдение требования о регистрации влечет недействительность договора (п. 2 ст. 1234, п. 2 ст. 1235 ГК). Наступают последствия, предусмотренные ст. 165 ГК. Регистрация проводится в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Роспатента от 29 апреля 2003 г. N 64. Договор вступает в силу с момента его регистрации. В соответствующем официальном бюллетене патентного ведомства публикуются сведения о договоре с указанием: даты и номера регистрации, сторон договора, предмета договора, объема передаваемых прав.

Презюмируется возмездный характер как договора об отчуждении исключительного права, так и лицензионного договора. Стороны могут договориться и иным образом. В случае заключения возмездного договора к его существенным условиям ГК (п. 3 ст. 1234, п. 5 ст. 1235) относит согласование сторонами размера вознаграждения (как за передачу прав, так и за предоставление разрешения на использование предмета договора). В зависимости от договоренности сторон лицензионное вознаграждение обычно выплачивается либо в виде твердой суммы, либо в виде периодических (ежемесячных, ежеквартальных) процентных отчислений от выручки, прибыли, объема продаж готовой продукции и т.п.

В современных условиях, как известно, оборот результатов интеллектуальной деятельности, относящихся прежде всего к высоким технологиям, определяет конкурентоспособность национальной экономики. Патентный закон практически ограничивался закреплением лишь самого принципа распоряжения исключительными правами на договорной основе. Сказалось, очевидно, наследие тех лет, когда основной формой охраны было авторское свидетельство, закрепляющее исключительное право на изобретения и промышленные образцы (полезные модели не охранялись) за государством. Возможность свободного использования этих объектов в народном хозяйстве исключала их тем самым из имущественного оборота. ГК существенно расширил регулирование договорных отношений, в рамках которых осуществляется оборот исключительных прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Основные правила, касающиеся содержания договорных обязательств сторон, последствий нарушения условий договора и других вопросов, связанных с исполнением договоров, установлены в гл. 69 ГК (ст. 1232 - 1238). Специальные нормы содержатся в комментируемом параграфе гл. 72. Кроме того, к этим договорам применяются также общие положения ГК об обязательствах (ст. 307 - 419) и о договорах (ст. 420 - 453), поскольку иное не установлено в нормах разд. VII ГК и не вытекает из содержания или характера исключительного права (п. 2 ст. 1233).

2. Договоры об отчуждении патента. Передача исключительных прав в полном объеме на запатентованное решение осуществляется по договору об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК). Заявление о регистрации договора, которое подается в патентное ведомство, подписывается патентообладателем (всеми совладельцами патента) и приобретателем прав. К заявлению прилагаются договор, патент, документ об уплате пошлины. В соответствии с записью о регистрации договора в патент вносится запись о передаче исключительного права новому правообладателю.

ГК предусматривает также возможность заключения договора об отчуждении патента на основе "публичного предложения" (ст. 1366), которое можно рассматривать как специальную публичную оферту. Такая оферта может быть сделана при подаче заявки на патент. Для этого автор должен приложить к своей заявке заявление о том, что в случае выдачи патента он обязуется заключить договор об отчуждении патента с любым гражданином или юридическим лицом Российской Федерации, с тем, кто первым откликнется на его предложение и уведомит об этом патентное ведомство. Информация о заявлении публикуется в официальном органе патентного ведомства. При соблюдении всех этих условий автор освобождается от уплаты как заявочных, так и патентных пошлин. Обязанность по уплате пошлин в этом случае принимает на себя тот гражданин или та организация, которые заключили договор об отчуждении патента и получили патент. Это не новый для нашего законодательства договор. Однако следует обратить внимание на то, что в Патентном законе этот договор был явно ошибочно отнесен к "договорам о предоставлении прав на использование изобретения" (п. 3 ст. 13), тогда как его предметом является уступка патентных прав.

Предусматривается также, что договор об уступке патента заключается на "условиях, соответствующих установившейся практике" (п. 3 ст. 13 Патентного закона). Указанный критерий размера вознаграждения за уступку патента представляется весьма неопределенным. Соответствующих "прейскурантов", как известно, нет, а условия аналогичных договоров обычно не разглашаются. По нашему мнению, оценка поступивших предложений в этом случае является прерогативой патентообладателя и возможные споры могут разрешаться только по соглашению сторон.

В Гражданском кодексе урегулирован также вопрос о последствиях, которые могут затронуть интересы лицензиата в случаях уступки патента, на основании которого был заключен соответствующий лицензионный договор (п. 7 ст. 1235). Патентный закон не затрагивал эти вопросы, хотя они имеют существенное значение для рыночного оборота патентных прав, его стабильности.

3. Лицензионные договоры. Разрешение на использование запатентованного изобретения, полезной модели или промышленного образца другим лицом оформляется путем заключения лицензионного договора между правообладателем - лицензиаром и пользователем - лицензиатом. Лицензионный договор относится к категории срочных договоров. Заключая договор, стороны должны согласовать срок его действия (в пределах срока действия исключительного права на предмет договора); в противном случае считается, что договор заключен на пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК). Кроме того, к обязательным условиям лицензионного договора помимо предмета договора (с указанием номера и даты выдачи патента) относится определение территории его действия (п. 3 ст. 1235 ГК), что обусловлено особенностями предмета договора, его нематериальным характером. Если территория в договоре не указана, то презюмируется, что он действует на территории России. К основным обязанностям договаривающихся сторон ГК, в частности, относит обязанность лицензиата предоставлять отчет об использовании лицензии (если стороны не договорились иначе), своевременно уплачивать вознаграждение. Лицензиат также не должен нарушать согласованные объемы, способы и сроки использования предоставленного по договору технического или художественно-конструкторского решения. За нарушение этих обязательств помимо договорных санкций могут быть применены установленные ГК санкции за нарушение исключительных прав третьими лицами, поскольку такое нарушение квалифицируется законом как случай внедоговорного (бездоговорного) использования запатентованных решений (п. 3 ст. 1237, подп. 3 п. 1 ст. 1252).

В зависимости от объема предоставляемых пользователю прав различаются исключительная и неисключительная лицензии. Причем термин "исключительная лицензия" не должен вводить в заблуждение относительно содержания предоставляемых по такой лицензии прав, с чем, к сожалению, нередко еще сталкивается практика. Заключение любого лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату, что теперь прямо закреплено в ГК (п. 1 ст. 1233).

При исключительной лицензии лицензиар в течение срока действия договора не может сам использовать объект договора и не может предоставить разрешение на его использование другим лицам. Кроме того, теперь в соответствии с новыми нормами ГК лицензиату - обладателю исключительной лицензии в случае нарушения третьими лицами патента, на основании которого выдана лицензия, предоставлено по закону право самому, независимо от правообладателя, принять необходимые меры для пресечения нарушения и привлечь нарушителя к ответственности (ст. 1254). Прежде, по Патентному закону, лицензиар, заключая договор, мог закрепить это право за собой.

В отличие от исключительной лицензии предоставление неисключительной лицензии не ограничивает права лицензиата на применение и распоряжение его патентными правами на тот же объект. Он может сам применять объект лицензии и может предоставлять лицензии на этот же объект другим лицам.

Кроме этих двух видов лицензий для патентообладателя, который не рассчитывает на серьезный спрос со стороны других лиц и заинтересован в снижении на 50% патентной пошлины за поддержание патента в силе, сохраняется возможность предоставления так называемой открытой лицензии (ст. 1368 ГК).