Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Diplom-_organizovannaya_prestupnost_BIP.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
318.46 Кб
Скачать

Глава 1 понятие и социально-правовая характеристика организованной преступности

1.1 Понятие организованной преступности

Организованная преступность является крайне сложным явлением, ввиду чего существует множество различных подходов к фиксации её основных содержательных элементов в нормативных и доктринальных определениях. Такое количество определений обусловлено тем, что ни одна формулировка не в состоянии охватить всё многообразие видов организованной преступности, учитывая имеющиеся между ними экономические, региональные и этнические различия.

Организованная преступность в криминологии понимается как один из признаков преступности, означающий свойство по­следней проявлять себя в упорядоченных формах [9, с. 64]. Организован­ная преступность – это высшее проявление криминальной упо­рядоченности. Речь идет о явлении, которое, в силу своей сложности, много­значно трактуется в научной, учебной литературе и нормативных правовых актах.

Заслуживает внимания история развития определения организо­ванной преступности.

Американские авторы Д. Л. Херберт и X. Тритт писали о том, что серьезные усилия для определения понятия «организованная преступность» были предприняты «только в 1950-х и 1960-х го­дах, когда комитеты Конгресса начали обнаруживать доказатель­ства существования тайного преступного общества или картели под названием «Мафия» или «Коза ностра» [19, с. 3].

Так называемые Ойстер-Бейские конференции по борьбе с организованной преступностью следующим образом сформули­ровали ее отличительные характеристики: 1) самосохраняющие­ся, тоталитарные, длительные преступные сговоры; 2) расчет на получение прибылей и могущества за счет человеческих слабо­стей; 3) применение запугивания или подкупа; 4) стремление обезопасить себя со стороны закона [23, с. 45].

В Законе США 1968 г. о контроле над преступностью и безо­пасностью на улицах организованная преступность определялась как «противозаконная деятельность членов высокоорганизован­ной и дисциплинированной ассоциации, занимающейся постав­кой запрещенных законом услуг, включая эксплуатацию азарт­ных игр, проституцию, ростовщичество, распространение нарко­тиков и иную противозаконную деятельность подобного рода организаций». Почти такое же определение давалось в Пенсиль­вании, когда был выпущен Отчет по вопросу об организованной преступности за 1980 г. [26, с. 52]

Опираясь на это определение, некоторые отечественные авто­ры утверждали, что особенностью организованной преступности в США и других странах развитой рыночной экономики является то, что организованная преступность паразитирует только на за­прещенной деятельности (наркотиках и т. п.) и только в условиях социалистической системы: когда отсутствует свобода экономи­ческой деятельности, полем деятельности организованной пре­ступности становится не запрещаемая экономическая деятель­ность. Однако такие суждения глубоко ошибочны. И в странах рыночной экономики существует теневая экономика, связанная со стремлением уйти из-под контроля государства, в том числе контроля за доходами. Там полем деятельности организованной преступности становятся также и строительство, и даже деятель­ность профсоюзов.

Более точен в своем определении был Консультативный ко­митет при правоохранительных органах штата Огайо, который в 1982 г. указывал: «Организованную преступность, в традицион­ном смысле слова, можно определить как группу лиц, дейст­вующих вне закона с целью извлечения финансовой выгоды, находящихся в постоянном преступном сговоре и способных осуществлять политический подкуп и контроль для успешного продолжения своего дела...» [34, с. 15].

Аналогичные определения были опубликованы во многих других штатах, в том числе в Нью-Йорке, Нью-Джерси, Кали­форнии. При этом организованную преступность стали связы­вать с деятельностью «белых воротничков». Американские кри­минологи Д. Л. Херберт и X. Тритт посчитали это неточным, поскольку, по их мнению, организованная преступная деятельность в отличие от совершения должностных преступлений «является основным делом или занятием участников преступных организа­ций, тогда как должностные преступления являются побочными, сопутствуя другому делу или занятию, в ходе которых они совер­шаются» [36, с. 124].

Здесь важно указание на то, что преступные организации гиб­ко используют государственный аппарат. Сотрудничающие с ни­ми служащие, как правило, не становятся членами организаций и не знают часто даже, кому именно они служат. Используется институт сотрудничающих лиц, выполняющих разнообразные поручения, — иногда систематически, иногда время от времени, а порой и разового характера. Вот почему необходимо разграни­чивать участие в организованном преступном формировании и участие в деятельности такого формирования.

Отечественные авторы при определении организованной пре­ступности за исходный признак брали: а) организованную пре­ступную деятельность; б) сами организованные преступные структуры; в) различные их взаимосвязи.

Выделяются следующие основные подходы:

  1. в качестве наиболее существенных характеристик указыва­ются сплочение лиц, совершающих преступления, возникнове­ние и функционирование организованных преступных формиро­ваний;

  2. акцент делается на массовом характере такого функциони­рования и некоторых других моментах. По мнению А. И. Гурова, организованная преступность — «это относительно массовое функционирование устойчивых управляемых сообществ преступ­ников, занимающихся совершением преступлений как промыс­лом (бизнесом) и создающих с помощью коррупции систему за­щиты от социального контроля» [36, с. 124]. Похожую позицию выражал и Э. Ф. Побегайло: «Организованная преступность есть обладаю­щая высокой степенью общественной опасности форма социальной патологии, выражающаяся в постоянном и относительно массовом воспроизводстве и функционировании устойчивых преступных сообществ (преступных организаций)» [11, с. 215];

  1. определение дается путем указания, прежде всего, на дея­тельность устойчивых преступных формирований. Чаще всего такой подход встречается у криминалистов, но он не чужд и не­которым криминологам. Так, И. Я. Гонтарь пишет, что организо­ванная преступность — это «разновидность социальной деятель­ности определенного количества членов общества, направленной на постоянное получение доходов, различных выгод, но только способами, которые сами по себе являются преступными» [13, с. 512]. Здесь акцент делается на организованной преступной деятельности, а не на организациях;

  2. фиксируется как факт создания, функционирования орга­низованных преступных формирований, так и факт их деятель­ности;

  3. в определении подчеркивается и факт наличия преступного сообщества, его преступной деятельности, и факт связи разных организованных формирований, направлений преступной дея­тельности (что представляется крайне важным).

Экспертами ООН было предложено понимать под организо­ванной преступностью относительно большую группу устойчи­вых и управляемых преступных образований, занимающихся преступной деятельностью в корыстных интересах и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, корруп­ция и хищение в крупных размерах.

Однако в Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, при­нятой резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г., дается лишь перечень некоторых проявлений организо­ванной преступности. Там не содержится определений исполь­зуемых понятий «организованная преступность», «транснацио­нальная организованная преступность». В ст. 2 отмечается, что для целей настоящей Конвенции используются термины: а) «ор­ганизованная преступная группа», означающая структурно оформленную группу в составе трех или более лиц, существую­щую в течение определенного периода времени и действующую согласованно с целью совершения одного или нескольких серь­езных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, с тем, чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную вы­году; b) «серьезное преступление» — преступление, наказуемое лишением свободы на максимальный срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания; с) «структурно оформлен­ная группа» — группа, которая не была случайно образована для немедленного совершения преступления и в которой не обяза­тельно формально определены роли ее членов, оговорен непре­рывный характер членства или создана развитая структура» [17, с. 214].

Указанный подход находится в русле так называемой операционализации понятий, когда сложное явление при изучении, в целях его конкретизации, определяется либо через перечень со­ставляющих его элементов, либо через описание его как одного из элементов еще более сложной системы.

Исследования дают основание для следующего определения организованной преступности: организованная преступность — это сложная система организованных преступных формирова­ний, их отношений и деятельности.

Другими словами, об организованной преступности можно говорить не просто тогда, когда функционирование разных орга­низованных преступных формирований приобретает массовый характер (хотя это – важная предпосылка ее существования), но при условии взаимодействия таких формирований, их функциони­рования как определенной криминальной системы.

В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь «О борьбе с организованной преступностью» организованная преступность – общественно опасное социальное явление, выражающееся в создании организованных групп, включая банды, преступных организаций, осуществляющих преступную деятельность, характеризующихся признаками, определенными Уголовным кодексом Республики Беларусь [3].

В соответствии со ст.18 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК РБ) преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности [2].

Организаторы (руководители) организованной группы несут ответственность за все совершенные группой преступления, если эти преступления охватывались их умыслом. Другие участники организованной группы несут ответственность только за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.

Преступной организацией признается объединение организованных групп либо их организаторов (руководителей), иных участников для разработки или реализации мер по осуществлению преступной деятельности либо созданию условий для ее поддержания и развития (ст.19 УК РБ) [2].

Участником преступной организации признается лицо, умышленно принимающее участие в деятельности преступной организации либо оказывающее содействие в разработке или реализации мер по осуществлению такой деятельности или созданию условий для ее поддержания и развития.

Преступление признается совершенным преступной организацией, если оно совершено участником такой организации во исполнение ее преступных целей либо по заданию преступной организации лицом, не являющимся участником данной организации.

Таким образом, организованная преступность – это форма преступности, для которой характерна устойчивая преступная деятельность, осуществляемая преступными организациями (организованными группами, бандами, преступными сообществами и другими подобными незаконными формированиями), имеющими иерархическую структуру, материальную и финансовую базу и связи с государственными структурами, основанные на коррупционных механизмах.

Соседние файлы в предмете Уголовное право