Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2_A_Kokh_Nekotorye_mify_o_reformakh_90-kh.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
171.24 Кб
Скачать

Вопросы

Андрей Колесников: Спасибо, аудитория, наверное, не дает записок, потому что она в шоке. Никто не ждал от Альфреда Коха краткий экскурс в историю ВКП(б). Не надо кричать, мы сказали подавать записки, значит сейчас будем обходиться записками. Потом, если хватит времени поговорим вслух. Да, чтобы занять паузу, я бы сейчас предложил посмотреть результаты голосовалки на сайте «Эхо Москвы». Обратите внимание, Альфред Рейнгольдович, СССР развалился сам - лидиирует с небольшим перевесом голосов. Победила точка зрения объективная.

Альфред Кох: По этому поводу я все время думаю о том, чтобы было бы во времена Коперника и Дж. Бруно, если бы вот так на голосование поставили вопрос о шарообразности земли. Вот победила бы все-таки точка зрения, что она все-таки шар, а не на трех слонах или китах находится или мы бы радовались, что двумя процентами голосов победила идея шарообразности.

Андрей Колесников: Ладно, будем работать с тем, что есть. Вот три вопроса по темам. Почему переход предприятий в частные руки не дал роста производства в целом и в целом роста ВВП? Почему умерли машиностроение и нефтехимия и в целом отечественное производство? В сравнении статистики 1991-1992 годов и 2008-2010, если оценить нынешнюю ситуацию, то приватизация прошла, как вы задумали или стихийно пошла не туда?

Альфред Кох: Почему переход предприятий в частные руки не дал роста производства в целом и в целом роста ВВП? Понимаете в чем дело, это не могло произойти быстро, во-первых, а во-вторых, структура той промышленности, которую имел Советский Союз была настолько нерациональной, в ней было настолько много отраслей, которые зависели от госзаказа, что в условиях, когда бюджет страны развалился и государство не могло делать те заказы, которые оно обычно делало, эти предприятия остановились и как выяснилось просто оказались не нужны. Поэтому падение ВВП было неизбежным. Достаточно сказать, что у нас был огромный оборонный заказ, когда мы производили огромное количество никому ненужного вооружения.

Есть тысячи рассказов о том, как у нас танковые заводы настаивали на сохранении госзаказа в том же объеме, в то время как у них на складе стояли танки до горизонта, которые армия не могла забрать, потому что они ей были не нужны. То же самое касалось артиллерии и т.д. тем более, что это были устаревшие модели, которые провалялись несколько лет практически без всяких изменений.

Ответ на этот вопрос прост. Приватизация в тех отраслях, продукция которых на рынке была востребована, дала рост производства, а в тех отраслях, которые зависели от госзаказа, - не дала роста производства. Вот собственно и все. Значительная часть тех заводов, которые существовали в СССР были неконкурентноспособны и не могли конкурировать с теми предприятиями, которые производили продукцию и поставляли нам ее по импорту.

Здесь нужно сказать, что нужно было сделать защитные меры, нам нужно было защитить отечественного производителя. По этому поводу можно было бы дискутировать очень долго, но я могу сказать следующее: те меры, которые сегодня осуществляются в рамках поддержки отечественного производителя, скажем в автомобилестроении, они большинству публики не нравятся, а представьте, чтобы было, если бы это было не только в отношении одного-двух заводов, а в отношении отраслей. Никакого бы бюджета не хватило бы датировать, чтобы они были конкурентноспособны. Просто закрыть рынок от импорта и снабжать граждан только продукцией отечественного производства, это, конечно, достаточно оригинальная мера - ее вряд ли можно считать рыночной . Вряд ли бы это стимулировало научно-технический прогресс: все-таки какая-то коммуникация с мировым уровнем в той или иной отрасли нужна, и импорт является неплохой коммуникацией на эту тему.

Почему умерли нефтехимия и машиностроение? В той мере, в которой нефтехимия была конкурентоспособна, она отнюдь не умерла: все наши НПЗ, насколько я знаю, работают по максиму своей производственной мощности; все наши предприятия по производству минеральных удобрений - работают по максимуму производственной мощности. Поэтому говорить, что нефтехимия умерла, на мой взгляд, неправильно. Огромное количество производителей, которые производят всевозможную химию под западными брендами на самом деле располагают производство в России. В частности Новомосковский нефтехимический комбинат, который производит практически всю линейку товаров Procter&Gamble - это отечественное производство. Поэтому говорить о том, что нефтехимия умерла - неправильно.

Машиностроение в значительной степени пострадала, но нужно посмотреть по секторам. Если говорить об энергетическом машиностроении - оно загружено по полной программе. Очередь на производство генераторов и турбин прописана, по-моему, на 5 лет вперед, и наши энергетики вынуждены заказывать оборудование за рубежом, потому что отечественный производитель по мощностям не в состоянии обеспечить весь спрос на энергетическое оборудование. Самолетостроение? Мы производим плохие самолеты.

Приватизация прошла, как вы задумали или стихийно пошла не туда? Вы знаете, я фаталист, я отнюдь не считаю себя или моих коллег какими-то супер выдающимися менеджерами, которые наладили процесс так, что муха не пролетит. Некоторые меры мы принимали вынужденно, некоторые не могли предсказать, многие вещи зависели не от нас, были всякие ведомственные хитрости. Наши замечательные бизнесмены, они большие выдумщики, если, например, не договорился в Госкомимуществе, то пошел договорился в Минфине, если не договорился в Минфине, то пошел договорился в МВД, МВД пришло в Минфин и Госкомимущество и быстренько обо всем договорилось. Поэтому тут такое дело, довольно интересное. Конечно, что-то удалось, что-то нет. Что-то получилось даже лучше, например, результаты малой приватизации превзошли наши ожидания. Приватизация магазинов, рестораном, она ни у кого не вызывает сейчас дискуссии. Конечно же приватизация в некоторых областях превзошла то, что мы от нее ожидали, в некоторых наоборот. По крайней мере две задачи из трех, которые мы перед ней ставили - создание слоя частных собственников и рынка ценных бумаг, фискальная задача была для нас всегда второстепенной. Поэтому хочу сказать, что приватизация была позитивным явлением в целом в истории 1990-х-2000-х годов.