Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
«Иски» (курсовая работа).doc
Скачиваний:
77
Добавлен:
14.06.2017
Размер:
163.84 Кб
Скачать

2.2. Процессуальное положение прокурора

Статья 34 ГПК РФ относит прокурора к лицам, участвующим в деле, т.е. к субъектам гражданско-процессуального правоотношения, которые могут активно влиять на весь ход процесса, от действий которых зависит движение процесса, переход его из одной стадии в другую.

Это общее для всех лиц, участвующих в деле, положение не исключает, конечно, различий в их процессуальном положении. Такие различия определяются процессуальными интересами, той целью, ради которой лицо участвует в деле. В связи с этим возникает ряд вопросов: какое процессуальное положение занимает прокурор, участвующий в гражданском деле; к какой группе участников процесса - сторона, третьи лица, судебные представители и т.д., относится прокурор. Сразу же отметим, что взгляды дореволюционных российских учёных-процессуалистов по вопросу о процессуальном положении прокурора до сих пор сохраняют свою актуальность и были использованы при исследовании данного вопроса.

Ответ на вопрос о процессуальном положении прокурора является непростым, и в науке гражданского процессуального права существует, по крайней мере, четыре отличные друг от друга точки зрения: 1) прокурор является в процессе стороной (особого рода); 2) прокурор является в процессе особого рода представителем стороны; 3) прокурор является во всех случаях представителем государства и занимает в процессе особое процессуальное положение; 4) прокурор является стороной (в процессуальном или условном смысле), когда он предъявляет иск, и представителем государства в тех случаях, когда вступает в уже начавшийся процесс [36. 175].

Сторонники первой точки зрения берут за основу инициативу субъекта по возбуждению дела в суде: тот, кто возбудил процесс, является истцом, а следовательно, стороной по делу [33. 66-67; 23. 128-132; 15. 135].

Основным аргументом второй группы авторов является то, что прокурор возбуждает дело в интересах заинтересованного лица, следовательно, является его представителем, хотя и отличным от представителя по договору. Следовательно, юридический (процессуальный) интерес служит критерием для определения процессуального положения прокурора [29. 23].

Третья группа авторов полагает, что в какой бы форме прокурор ни участвовал в гражданском деле, он всегда является представителем государства, выступающим в защиту закона, и не может рассматриваться ни в качестве стороны, ни в качестве представителя (хотя и особого рода), ни в качестве процессуального истца [36. 178; 16. 91, 236; 35. 115].

Наконец, по мнению четвертой группы авторов, следует различать процессуальное положение прокурора в зависимости от формы его участия в гражданском процессе. Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в чужих интересах, определяется ими как положение процессуального истца, что подчёркивает процессуальную природу интереса прокурора в деле против материально-правового интереса истца. Прокурор же, участвующий в деле для дачи заключения, является, по их мнению, представителем государства [34. 229; 11. 33-34].

Представляется, что наиболее верным является определение процессуального положения прокурора, возбудившего гражданское дело в чужих интересах, как процессуального истца.

Прокурор, участвующий в деле для дачи заключения, также занимает самостоятельное процессуальное положение, отличное от процессуального положения других лиц, участвующих в деле. По определению А.Х. Гольмстена, процессуальное положение прокурора следующее: "Он обязан давать по всем этим делам заключение. Под заключением разумеется устное изложение прокурором его взгляда о том, как следует разрешить данное дело, в виду обстоятельств, представленных сторонами, и на основании точного смысла законов. Он в заключении своём не ограничивается юридической стороною дела, но входит в обсуждение и фактической его стороны. Следовательно, давая заключение, он не вступает в состязание со сторонами, не является стороною и как бы помогает суду правильно разрешить данное дело" [16.235].

То есть прокурор, участвующий в деле путём дачи заключения, является представителем государства. Такое представительство основывается на прямом указании закона и вытекает из закреплённого в законодательстве права прокурора вступить в дело в любой стадии для дачи по нему заключения. Поэтому прокурор, как и всякий иной законный представитель, вступает в дело без специальной доверенности. Однако, в отличие от законного представителя, прокурор не участвует в деле ни на стороне истца, ни на стороне ответчика, а представляет интересы государства и общества. Поэтому процессуальное положение прокурора, участвующего в деле путём дачи заключения, может быть определено как государственное представительство.