Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
1350
Добавлен:
06.06.2016
Размер:
2.21 Mб
Скачать

Целлюлоза является главной составной частью всякого растительного материала, и синтез ее по своим масштабам превосходит синтез всех других природных соединений. Сохраняющиеся в почве и возвращающиеся в нее растительные остатки на 40–70 % состоят из целлюлозы.

Целлюлозы, гемицеллюлозы и лигнин, объединяясь в разных пропорциях, образуют лигноцеллюлозный материал, на долю которого приходится основная часть биомассы, остающейся в огромном количестве в виде отходов сельского хозяйства, деревообрабатывающей промышленности и других отраслей хозяйственной деятельности человека. Лигноцеллюлозные материалы можно разделить на три класса:

1.Сами растения, специально выращиваемые для получения целлюлозы, строительных материалов или корма для скота (хлопок, древесина, сено).

2.Растительные отходы, остающиеся после сбора и переработки урожая и после обработки древесины (солома, рисовая шелуха, древесная щепа, опилки и т. д.).

3.Бытовые отходы (использованные бумага, картон и т. д.).

В разложении (минерализации природных биополимеров) участвуют аэробные и анаэробные микроорганизмы-гидролитики, которые синтезируют ферменты, расщепляющие биополимеры до простых сахаров или жирных кислот (в ходе подготовительного метаболизма). Продукты гидролиза могут поступать в клетки гидролитиков и сопутствующих микроорганизмов и метаболизироваться до СО2 и

Н2ОРазложение. целлюлозы в аэробных условиях. В хорошо аэри-

руемых почвах целлюлозу разлагают и используют аэробные микроорганизмы (грибы, миксобактерии и другие эубактерии), а в анаэробных условиях — в основном клостридии. В аэробных условиях значительная роль в разложении целлюлозы принадлежит грибам. Они в этом отношении эффективнее бактерий, особенно в кислых почвах и при разложении целлюлозы, инкрустированной лигнином (древесины). Большую роль играют в этом процессе представители двух родов — Fusarium и Chaetomium. Целлюлозу расщепляют также

Aspergillus fumigatus, Botrytis cinerea, Rhizoctonia solani, Trichoderma viride, Chaetomium globosum и Myrothecium verrucaria. Три послед-

них вида служат тест-организмами для выявления распада целлюло-

91

зы, а также при испытании средств, применяемых для пропитки различныхматериаловсцельюпредохранитьихотдействия микроорганизмов, разлагающих целлюлозу. Грибы образуют целлюлазы, которые можно выделить из мицелия и из питательной среды.

Cytophaga и Sporocytophaga — аэробные бактерии, разлагающие целлюлозу. Среди актиномицетов описано лишь немного целлюлозо-

разлагающих видов: Micromonospora chalcea, Streptomyces cellulosae,

Streptosporangium.

Целлюлолитическиеферментыпредставляютсобойсложныйвнеклеточный ферментативный комплекс, в который входят следующие ферменты:

эндоглюканаза;

экзоглюканаза;

экзоглюкозидаза;

целлобиаза.

Гидролизу целлюлозы предшествует адсорбция целлюлолитических ферментов на лигноцеллюлозном субстрате. Адсорбируемость ферментов зависит как от субстрата, так и от вида микроорганизмов. Этим обусловлены основные различия в скорости гидролиза целлюлозы целлюлолитическими комплексами. Наиболее адсорбируемые ферменты грибов Trichoderma viride и Trichoderma reesei, которые в качестве промышленных препаратов используют для гидролиза целлюлозосодержащего сырья.

Деструкция целлюлозы возможна и в результате окислительных биокаталитических реакций, протекающих с участием пероксида водорода. Эти реакции имеют большое значение при разрушении лигнина такими грибами белой гнили, как Phanerochaete chrysosporium. Аналогичные окислительные реакции выявлены и у других микроорганизмов, разлагающих целлюлозу: Polyporus adustus, Trichoderma viride, Myrothecium verrucaria.

Разложение целлюлозы в анаэробных условиях. В анаэробных условиях целлюлозу расщепляют чаще всего мезофильные и термофильные клостридии. Термофильный вид Clostridium thermocellum растет на простых синтетических средах, используя в качестве субстрата целлюлозу или целлобиозу, а в качестве источника азота — соли аммония; глюкозу и многие другие сахара эта бактерия не утилизирует. Продуктами сбраживания целлюлозы являются этанол, уксусная, муравьиная и молочная кислоты, молекулярный водород и

92

СО2. Вне клеток целлюлоза расщепляется, вероятно, только до целлобиозы. К сходным продуктам приводит сбраживание целлюлозы мезофильным видом Clostridium cellobioparum. Длинная палочка Bacillus dissolvens ведет себя подобно упомянутым выше видам Cytophaga:клеткиэтойбактериитесноприлегаюткволокнамцеллюлозы и не выделяют в среду целлюлазы.

Смешанные культуры микроорганизмов разлагают целлюлозу быстрее, чем монокультуры, что обусловлено ассимиляцией накапливаемых продуктов разложения и устранением их ингибирующего действия, а также образованием факторов роста или синергизмом ферментных систем симбионтов, например гемицеллюлаз целлюлолитического организма и систем сбраживания пентоз микроорганизма-симбионта. Поскольку расщепление целлюлозы с помощью целлюлолитических микроорганизмов происходит медленно и часто не до конца, в настоящее время активно ведутся работы по созданию с помощью генной инженерии микроорганизмов, обладающих более высокой целлюлазной активностью.

Лигнин разлагают микроорганизмы, относящиеся к лигнолитической группе. Лигнин практически не усваивается при пищеварении у высших животных; в природе его переработкой заняты различные грибы, насекомые, земляные черви и бактерии. Главную роль в этом процессе играют грибы-базидиомицеты. К ним относятся многие грибы, живущие как на живых, так и на мертвых деревьях, а также грибы, разлагающие листовой опад. Среди лигнинолитических грибов есть съедобные (опенок, вешенка, шампиньон).

Разрушающие древесину базидиомицеты можно разделить на две группы: 1) возбудители бурой гнили превращают древесину в красновато-коричневую массу; они разрушают главным образом целлюлозные и гемицеллюлозные компоненты древесины и не действуют на фенилпропановые полимеры; 2) возбудители белой гнили разрушают древесину с образованием почти белой массы; они действуют в первую очередь на лигнин и почти не затрагивают целлюлозу. К грибам, разрушающим прежде всего лигнин, относятся Polystictus versicolor и некоторые другие (например, Stereum hirsutum). Есть также грибы, действующие одновременно на лигнин и целлюлозу; та-

ковы Pleurotus ostreatus, Ganoderma applanatum, Polyporus adustus,

Armillaria mellea. Разрушение древесины чистыми культурами грибов происходит довольно медленно. Способностью к разложению

93

лигнина обладают также представители некоторых других родов

(Pholiota, Clitocybe, Lenzites, Panus, Poria, Trametes и др.).

Грибы белой гнили — единственная группа микроорганизмов, разлагающих все компоненты растительной массы, что обусловлено синтезом ими большого набора гидролитических и окислительных ферментов, а также высокой проникающей способностью мицелия в субстрат. Вначале грибы белой гнили разрушают лигноуглеводный комплекс, а затем — лигнин и целлюлозу. Грибы белой гнили деполимеризуют полисахариды до простых сахаров, в результате утилизации которых получают дополнительную энергию для расщепления более стойкого лигнина.

Из биодеструкторов лигнина помимо грибов белой гнили выделяют грибы, разлагающие лесную подстилку, в частности грибы-

базидиомицетыAgaricusbisporus(шампиньон),Coprinuscomatus(ко-

принус) (рис. 22), Stropharia (строфария) и др.

Рис. 22. Плодовые тела Coprinus comatus

(фотография предоставлена Т. В. Тепляковой)

Деградация полимерного лигнина происходит под воздействием внеклеточных ферментов — оксидоредуктаз грибов. К данным ферментам в первую очередь относятся лигнинолитические пероксидазы: лигнин-пероксидаза и Mn-пероксидаза, а также внеклеточная оксидаза — лакказа. Кроме того, лигнинолитичекий комплекс грибов

94

содержит вспомогательные ферменты, в первую очередь производящие перекись водорода для пероксидаз и активные формы кислорода. Сюда включают такие ферменты, как пиранозооксидаза, глюкозооксидаза, глиоксальоксидаза, целлобиозодегидрогеназа.

Частично разлагают лигнин и прокариоты: актиномицеты рода

Streptomyces, бактерии родов Acinetobacter, Aeromonas, Nocardia,

Pseudomonas. Эти микроорганизмы играют важную роль в деградации лигнина в нейтральной и щелочной зонах почвы, в которых лигнинолитические грибы не могут конкурировать с ними. Актиномицеты участвуют в деметилировании ароматических колец молекулы лигнина, окислении боковых цепей и расщеплении эфирных связей. Они переводят лигнин в растворимое состояние, но полностью его не минерализуют. Бактерии минерализуют лигнин в процессах соокисления, кометаболизма, в частности в присутствии глюкозы. Анаэробные микроорганизмы не разрушают лигнин, но анаэробные бактерии рода Clostridium способны трансформировать его алифатическую часть.

Основным продуктом разложения лигнина в природе является гумус. Декомпозиция лигнина в естественных условиях происходит в присутствии других элементов растительной ткани — целлюлозы и гемицеллюлозы. В оптимальных условиях некоторые смешанные культуры микроорганизмов расщепляют лигнин на 40–55 % через 15–20 сут. В аэротенке при очистке сточных вод, образующихся в производстве древесно-волокнистых плит, лигнин распадается в течение 3–5 сут.

Промышленный лигнин, например лигносульфонат, биодеградации поддается труднее. Лигносульфонаты — водорастворимые сульфопроизводные лигнина, образующиеся при сульфитном способе делигнификации древесины — представляют собой натриевые соли лигносульфоновых кислот с примесью редуцирующих и минеральных веществ. Лигносульфонаты имеют высокую поверхностную активность, что позволяет использовать их в качестве ПАВ в различных отраслях промышленности. Механизм разрушения технических лигнинов микроорганизмами, в особенности лигносульфонатов и гидролизного лигнина, сложен и до конца невыяснен.

Биодоступность лигнина можно повысить с помощью обработки его, например, озоном, пероксидом водорода или путем воздействия

95

жесткого излучения. Изучение биодеградации лигнинсодержащих материалов является актуальным в связи с поиском путей внедрения экологически безопасных биотехнологий в процессах делигнификации древесины, отбелки и очистки сточных вод.

5.2. Проблема создания биодеградируемых пластиков

В России ежегодно образуется около 180 млн м3 твердых бытовых отходов, половину которых составляет пищевая упаковка (бумага, металл, картон, стекло, полимерные материалы и т. д.). Из них только 3 % идет на повторную переработку, а остальные сжигаются или вывозятся на свалки. Однако сжигание — это дорогостоящий процесс, приводящий к образованию высокотоксичных, а также супертоксичных (таких как фураны и диоксины) соединений. Кроме того, под полигоны и свалки твердых бытовых отходов ежегодно отчуждается до 10 000 га земель, в том числе и плодородных, изымаемых из сельскохозяйственного оборота. Сроки, необходимые для разложения тароупаковочных материалов в естественных условиях, могут составлять несколько десятилетий.

Деструкторами полимерных соединений, синтетических тканей и пластиков являются прежде всего грибы с высокоактивными внеклеточными гидролазами, фосфатазами и другими ферментами

(Aspergillus, Penicillium, Trichoderma). Полимерные материалы, со-

держащие амидные и эфирные связи (капрон, нейлон, поролон), разрушаются под действием микробных протеиназ. Присутствие в полимерной молекуле простой эфирной связи облегчает расщепление и дальнейшее использование полимера плесневыми грибами. Первичная колонизация пластиков происходит в результате разрастания колоний грибов на поверхности, проникновения мицелия в толщу материала через микротрещины, а затем начинается агрессивное воздействие ферментов и выделяемых кислот на отдельные компоненты пластиков.

К числу полимерных смол, обладающих повышенной стойкостью к деструкции микромицетами и бактериями, относят полиэтилен, полипропилен, полистирол, жесткий поливинилхлорид, полиамид, полиэтилентерофталат. Менее стойки поливинилацетат, поливиниловый спирт, хлорсульфированный полиэтилен. Пластифика-

96

торы, входящие в состав пластиков, более подвержены биодеградации,таккакявляютсясмесьюэфировфталевойиадипиновойкислот. Основными деструкторами резины, пластиков и других полимерных соединенийвокислительныхусловияхможносчитатьмикроскопиче-

ские грибы родов Aspergillus, Penicillium, Trichoderma, Cladosporium,

Fusarium, а также бактерии родов Pseudomonas, Streptomyces, Bacillus, Arthrobacter. В термофильных условиях некоторые синтетиче-

ские волокна разрушаются Bacillus subtilis, B. mycoides, Aerobacter aerogenes и некоторыми грибами. Есть данные, что в деградации высокомолекулярных полиэтиленов и нейлонов принимают участие грибы, вызывающие белую гниль (Phanerochaete chrysosporium,

Trametes versicolor). С помощью ферментного комплекса, гидролизующего лигнин, эти микроорганизмы способны разлагать такие полимеры до растворимых олигомеров в условиях лимитации по углероду и азоту.

О процессах биоразрушения полимеров-ксенобиотиков в анаэробных условиях сведений нет. Только полимеры природного происхождения — полигидроксиалканоаты — могут разлагаться микробными сообществами анаэробных илов очистных сооружений.

Разложение традиционных полимерных материалов продолжается десятки и сотни лет, использование же биополимеров приводит к значительному сокращению этих сроков. Термин «биополимеры» включает в себя широкую гамму полимеров, способных при соответствующих условиях разлагаться на безвредные для природы компоненты. Основная идея получения биоразлагаемых пластиков — повторить природные «циклы развития». В их производстве используются обновляемые ресурсы, т. е. вещества, образующиеся в растениях в процессе фотосинтеза. После использования такие материалы могут быть превращены в компост и с помощью микроорганизмов или других природных факторов переработаны в начальные продукты — воду и диоксид углерода. Материалы из биоразлагаемых полимеров по основным свойствам сходны с традиционными пластиками, однако имеют другие технические характеристики и возможности применения благодаря своей особой химической структуре.

Скорость разложения биополимерных материалов зависит от ряда факторов — вида полимера, влажности, температуры, светового воздействия, микробиологической популяции и др. Наиболее высокой способностью к биодеструкции обладают те природные и синтетиче-

97

ские полимеры, которые содержат химические связи, легко подвергаемые гидролизу. Присутствие заместителей в полимерной цепи часто способствует повышению биодеструкции, зависящей также от степени замещения цепи и длины ее участков между функциональными группами, гибкости макромолекул и т. д.

Следующий фактор, влияющий на стойкость полимеров к биоразложению, — величина их молекул. В то время как мономеры или олигомеры могут легко поражаться микроорганизмами, биополимеры с большой молекулярной массой более устойчивы к их воздействию. Биодеструкцию большинства технических полимеров инициируют процессы небиологического характера, такие как термическое и фотоокисление, термолиз, механическая деградация и т. п. На биодеградацию синтетических полимеров существенно влияет их надмолекулярная структура. Известно, что компактное расположение структурных фрагментов полукристаллических и кристаллических полимеров ограничивает их набухание в воде и препятствует проникновению ферментов в полимерную матрицу. Это затрудняет воздействие ферментов микроорганизмов не только на главную углеродную цепь полимера, но и на биоразрушаемые участки цепи. Кроме того, аморфная часть полимера всегда менее устойчива к биодеструкции, чем кристаллическая.

Современные биополимеры могут быть получены как из возобновляемых природных ресурсов, так и из традиционного сырья — продуктов нефтехимии. В настоящее время в пищевой промышленности широкое распространение получили пленки на основе таких природных биоразлагаемых полимеров, как целлюлоза, хитозан, желатин, полипептиды, казеин и др. Особый интерес вызывает крахмал как наиболее дешевый вид сырья, основным источником промышленного производства которого служат картофель, пшеница, кукуруза, рис, маис и некоторые другие растения.

Например, голландская компания Rodenburg Polymers уже производит биополимеры марки Solanyl на основе крахмала. Сначала их производили из отходов кукурузы, а позднее — из отходов картофеля. По своим физико-механическим характеристикам они близки к полипропилену (ПП) и полистиролу (ПС). В компосте этот биополимер разлагается менее чем за 12 нед, причем время его полного разложения зависит от состава и технологии получения, а также от условий окружающей среды. Во влажной среде при контакте с бактериями или грибками крахмал набухает, избирательно гидролизуется и

98

увеличивает площадь поверхности всего полимера. Поверхность покрывается крахмальной камедью и глюкозой, присутствие которых способствует образованию перекисей, вызывающих деструкцию полимерных молекул. Образующиеся молекулы с короткой цепью могут ассимилироваться микроорганизмами почвы.

Термопластичные смеси синтетического полимера с крахмалом получают, используя крахмал, пластифицированный глицерином и водой. Смешение компонентов осуществляют в экструдере при температуре около 150 °С, которая обеспечивает хорошую желатинизацию крахмала. Биоразложению материала способствует использование добавок малых количеств прооксидантов, усиливающих биодеградацию за счет окислительного разложения материала в естественных условиях. Примером такой смеси может служить композиция, в состав которой входит полиэтилен, крахмал и растительное масло. Последнее облегчает смешение синтетического и природного полимера при формовании и одновременно играет роль прооксиданта.

Из биоразлагаемой композиции, содержащей 69,8 % полиэтилена (ПЭ), 30 % крахмала и 0,2 % вспенивающего агента, методом формования или раздува получают контейнеры, мешки, различные чашки, подошвы обуви, сумки и т. п.

Экструзией смесей кукурузного крахмала, микрокристаллической целлюлозы и метилцеллюлозы с добавками пластификаторов (полиолов) или без них получают съедобные пленки, предназначенные для защиты пищевых продуктов от потери массы (за счет снижения скорости испарения влаги). Такие пленки, создавая определенный барьер проникновению кислорода и других веществ извне, замедляют процессы порчи пищевых продуктов.

Разработан процесс получения пленок из полиэтилена высокого давления и полипропилена, содержащих до 30 % полигидроксибутирата, который получают из дешевого сырья — мелассы, являющегося отходом процесса производства сахара. Такие пленки, достаточно прочные и эластичные, разлагаются в почве примерно за 6 мес. Повысить величину биодеструкции пленок из полиэтилена можно путем введения в полимер 10–30 массовых % полиэфира.

В качестве наполнителей для создания биоразлагаемых материалов на основе полиолефинов, в том числе вторичных, термопластичных эластомеров и полиуретана также могут быть применены растительные волокона (волокна льна, пеньки, отходы производства льняной нити, волокна из эфиров целлюлозы).

99

В настоящее время разработаны натуральные смеси Nature-Comp. для получения биоразлагаемых пленок из полиэтилена высокого давления (ПЭВД). В состав таких смесей входят природные наполнители, полимолочная кислота, сополиэфиры, а также специальная добавка, улучшающая совместимость компонентов смеси, которые добавляют в гранулят ПЭВД, придавая им свойство разлагаться под действием микроорганизмов. Пленки из наполненного ПЭВД получают на традиционном экструзионном оборудовании.

Несмотря на достаточно высокую стоимость биополимеров (4,5–8 дол. за 1 кг), такие материалы уверенно завоевывают массовые потребительские рынки, поскольку используемые для их производства обновляемые ресурсы экономически выгоднее нефтепродуктов. Производители заявляют, что при совершенствовании технологии стоимость биоразлагаемых полимеров (БРП) можно уменьшить до 1,5 дол. за килограмм, что открывает большие перспективы для сельского хозяйства, пищевой, химической и полимерной промышленностей.