Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
дипломище 5 (восстановлен).docx
Скачиваний:
68
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
381.79 Кб
Скачать

5. Перспективы и возможные выгоды биогаза в рф

5.1. Законодательная база по виэ в России

Первые шаги российского Правительства в направлении развития возобновляемых источников энергии были сделаны с внесения поправок 4 ноября 2007 г. в Федеральный закон № 35 «Об электроэнергетике», в которых было введено понятие «возобновляемых источников», названы источники энергии, которые государство относит к возобновляемым, обозначены основные направления, принципы и методы поддержки ВИЭ [1 ст. 6].

В 2008 году правительство РФ, в русле реализации идеи инновационной экономики, приступило к созданию нормативно-правовой базы развития альтернативной энергетики. К тому времени доля всех ВИЭ в энергобалансе России составляла менее 0,9 % (8,5 млрд. кВт*ч в год), из них 0,5 % приходилось на биомассу и биогаз, 0,3 % на малую гидроэнергетику [34].

В июне 2008 года был подписан указ президента «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», в соответствии с которым за счёт поддержки и стимулирования реализации проектов ВИЭ энергоёмкость ВВП страны в 2020 году должна понизиться на 40 % по сравнению с 2007 годом [2].

Постановление Правительства РФ № 426 от 3 июня 2008 г. «О квалификации генерирующего объекта на основе возобновляемых источников энергии», которое определяет генерирующий объект, имеющий право на государственную поддержку [3, ст. 3].

Другой документ – Приказ Минэнерго от 17 ноября 2008г. № 187 «О порядке ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии» устанавливает систему выпуска и возмещения сертификатов, подтверждающих генерацию на основе возобновляемых источников. А также устанавливает для различных источников энергии сертификаты разного вида, в целях большей гибкости системы стимулирования [5].

В январе 2009 года премьер России Владимир Путин утвердил «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года» - программу развития альтернативной энергетики в России. Программой предусматривается постепенное увеличение доли альтернативной энергетики в энергобалансе страны: к 2010 году до 1,5 %, к 2015 году до 2,5 %, к 2020 году до 4,5 %. Главным лоббистом программы выступало ОАО «РусГидро» [4, ст 15].

Можно отметить, что существующая система уже обретает свои контуры, однако, дальнейшие решения Минэнерго могут довольно существенно повлиять на окончательный вариант схемы поддержки генерации на основе ВИЭ. Это связанно, в основном, с декларативным характером принятых документов [15].

5.2. Причины роста рынка биогаза в рф

Кризисное состояние российской централизованной энергетики, наступающий дефицит газа и рост цен на энергоносители способствует росту потенциала использования биогазовых технологий в РФ.

До настоящего времени использование возобновляемых источников энергии в России сдерживалось избытком углеводородных топливно-энергетических ресурсов.

Однако в последнее время наметился производственный кризис в российской газодобывающей промышленности. Уже в 2010 г. начнется устойчивое падение добычи газа в стране. И связано оно будет не столько со снижением спроса в условиях экономического спада, сколько с истощением действующих месторождений.

Три стареющих месторождения-гиганта, Уренгойское, Ямбургское и Медвежье, дававших стране свыше 70 % газа, на рубеже веков вступили в позднюю стадию разработки, а производство газа на них начало снижаться.

В целом же, по данным «Газпрома», добыча газа на всех месторождениях, введенных еще в советский период, будет падать со скоростью 20-25 млрд. м3 в год. Таким образом, только за одно десятилетие, Россия лишается почти 1/3 годовой добычи газа.

Месторождения, нуждающиеся в освоении, находятся на «оторванном» от инфраструктуры Ямальском полуострове, шельфе северных морей и Сахалина, в Восточной Сибири. Как с технологической, так и финансовой точки зрения вовлечение этих запасов в разработку практически не имеет мировых аналогов.

Наиболее вероятно, что в большей мере от кризиса пострадают российские потребители, поскольку выполнение европейских экспортных контрактов является важным источником доходов «Газпрома».

Еще в 2007 г. российское правительство подписало программу резкого повышения уровня цен на газ для российских потребителей и доведения их до паритетного уровня с европейскими ценами [36].

В соответствии с планами правительства рост оптовых регулируемых цен составит для промышленности 19 % в 2009 г., 14 % – в 2010 г., и 16 % в 2011 г. Для населения регулируемые тарифы будут расти на 25 % в год.

Тенденция беспрецедентного по мировым меркам роста тарифов наблюдается с 1999 г. За прошедшее десятилетие и в рублевом, и в долларовом эквиваленте электроэнергия подорожала в 4-4,5 раза и на 50 % превысила уровень инфляции. В результате, цены на электроэнергию в России стали выше, чем в большинстве других стран, хорошо обеспеченных энергоносителями [43].

Наконец, еще одной предпосылкой развития малой биогазовой энергетики является кризисное состояние систем централизованного газо- и электроснабжения. Износ основных фондов в транспорте газа в настоящее время составляет 62,5 % [46].

Кроме того, важной предпосылкой развития биогазовой индустрии в России является не только кризисное состояние централизованного энергоснабжения, но и его отсутствие в ряде регионов. Средний уровень газификации составляет менее 70 % в городах и 50 % в сельской местности. При этом в ряде регионов степень газификации менее 10 %. По данным «Межрегионгаза», такая ситуация – во многих субъектах Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов [43].

В результате в России складывается по сути уникальная для «энергетической сверхдержавы» ситуация, когда применение биогазовых технологий становится не просто выгодным, но и единственным способом обеспечить энергетические потребности сельского хозяйства [17].