Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
диплом.doc
Скачиваний:
60
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
487.42 Кб
Скачать

Заключение

В результате проведенного исследования понятия и признаков состава преступления, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, можно сформулировать следующие выводы.

Во избежание неоднозначности толкования диспозиции статьи 174 УК РФ необходимо детализировать предмет преступления следующим образом:

распространить на него формулировку статьи 128 ГК РФ: «вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права» посредством использования термина «имущество» в диспозиции части 1 ст. 174 УК РФ и его расшифровки в соответствии с положениями статьи 128 ГК РФ в примечании к статье 174 УК РФ;

четко определить, что основное преступление может быть совершено и одним лицом, а не только несколькими лицами, заменив словосочетание «другими лицами» на «другим лицом»;

заменить использованное в части 1 ст. 174 УК РФ словосочетание «приобретенное преступным путем» на более удачное — «добытое преступным путем», используемое в диспозиции части 1 ст. 175 УК РФ.

Использование терминов «легализация» и «отмывание» в качестве синонимов в отечественном законодательстве является вполне оправданным, поскольку первый из указанных терминов наделен правовым содержанием с национальной точки зрения, в то время как второй демонстрирует его синонимичность с международно-правовой терминологией.

Использованные для характеристики объективной стороны в диспозиции части 1 ст. 174 УК РФ понятия лежат в разных плоскостях, поскольку «сделка» есть правовой термин, в то время как «финансовая операция» — термин экономический. В рамках исполнения одной гражданско-правовой сделки может иметь место совершение как одной, так и нескольких финансовых операций, но сами по себе финансовые операции не представляют собой разновидность сделок, в связи с чем использование в УК РФ данных терминов как общего и частного является неприемлемым.

Конструкции составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 174и174.1УК РФ, как представляется, не вполне соотносятся с положениями Страсбургской конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении и конфискации доходов от преступной деятельности, которая в ст. 6 устанавливает исчерпывающий перечень деяний, образующих понятие легализации и охватываемых им. Аналогичное мнение высказывалось и в литературе.

Думается, что в российском уголовном законодательстве должна быть установлена ответственность за любые умышленные действия, направленные на придание правомерного вида незаконным доходам, либо на их сокрытие или искажение местонахождения таких доходов, их размещения, движения или действительной принадлежности, либо на искажение в документах бухгалтерского учета и отчетности сведений о хозяйственной или финансовой деятельности. Как нам представляется, преступлением должно признаваться и умышленное уничтожение финансовых или иных отчетных документов, незаконный отказ в предоставлении налоговому органу, органу дознания, предварительного следствия, прокурору и суду сведений о фактах совершения юридическими или физическими лицами операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

Однако упомянутые статьи Уголовного кодексаРоссийской Федерации предусматривают ответственность только за совершение финансовых операций и иных сделок с имуществом, а также за использование незаконных средств для предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом совершение других трансакций или операций с денежными средствами и иным имуществом остается вне сферы действия действующих уголовно-правовых запретов. Кроме этого, составами данных статейУКРФ не охватываются действия, связанные с утаиванием или сокрытием действительной природы, происхождения, местонахождения размещения или движения имущества или прав на него, если известно, что это имущество представляет собой доход, полученный преступным путем.

Таким образом, более обоснованным и логичным исходя из содержания соответствующих формулировок, имеющихся в международно-правовых документах по вопросам противодействия легализации (отмыванию), представляется следующая редакция используемого в законодательстве определения: "легализация (отмывание) незаконных доходов - умышленное придание правомерного вида пользованию, владению или распоряжению денежными средствами, иным имуществом, работам и услугам, информации, интеллектуальной собственности, полученным заведомо незаконным путем, либо сокрытие их местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности, а равно использование их для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности".