Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Госы / европа / США / 63.Президентство Д. Эйзенхауэра. Внутренняя и внешняя политика

..doc
Скачиваний:
75
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
56.32 Кб
Скачать

Вопрос 63. Президентство Эйзенхауэра. Внутренняя и внешняя политика.

Маккартизм. В 1950 году в Великобритании был арестован физик Клаус Фукс. До этого он работал над американским атомным проектом. Выяснилось, что он был коммунистом и советским агентом. Он признался, что передал СССР американские атомные секреты, позволившие ускорить создание советской атомной бомбы, и был приговорен к тюремному заключению. Расследования, начатые в США, вывели на супругов Розенберг, которые тоже были членами Коммунистической партии США и работали на советскую разведку. Начавшийся процесс оказался в центре внимания публики. Розенберги были признаны виновными в шпионаже и приговорены к смертной казни. Поскольку они отказывались признать себя виновными и считали, что их деятельность приносила только пользу США, президент Эйзенхауэр отклонил просьбу о помиловании, супруги были казнены в 1953 году на электрическом стуле.

На возникшей в связи с этим процессом волне шпиономании сделал карьеру и добился общенациональной известности главный борец против коммунистов сенатор Джозеф Маккарти. В 1950 году он потряс всю Америку заявлением, что располагает списком коммунистических агентов в государственном департаменте. За все годы своей шумной борьбы с коммунизмом он так не выявил ни одного шпиона, но подстрекательскими речами довел шпиономанию до высшей точки. По всей стране началась проверка «лояльности» граждан, под подозрением оказались все левые организации, все, кто когда-либо говорил хорошее об СССР и советских людях, не говоря уже о Членах компартии США. Началась борьба с инакомыслием, в ходе которой постоянно нарушались гражданские права. Многие выдающиеся американцы покинули страну, в их числе был великий киноактер и кинорежиссер Чарли Чаплин. В борьбе с коммунизмом США начали применять методы своего противника.

Победа республиканцев, Д. Эйзенхауэр, Война в Корее охладила страсти, антикоммунистическая истерия пошла на спад. Изменение настроений сказалось и на результатах президентских, выборов 1952 года. Вступившая в силу в 1951 году 22 поправка к конституции разрешала только одно переизбрание президента. Исключение делалось лишь для Трумэна. Однако его популярность из-за Корейской войны упала, и он не выставил своей кандидатуры. Республиканцы же выдвинули очень популярного в Америке человека — Дуайта Эйзенхауэра, военного героя, главнокомандующего объединенными силами союзников. Он и победил на выборах. После двадцатилетнего перерыва республиканец занял Белый дом.

Таким образом, антикоммунистическая истерия, развернутая ультраконсерваторами и призывы к более жесткой позиции по отношению к СССР – все это помогло Республиканской партии нанести в 1952 г. на выборах президента поражение демократам. Пришедший к власти генерал Дуайт Эйзенхауэр, ставший кандидатом от республиканцев, одержал победу над кандидатом Демократической партии, губернатором Иллинойса Эдлаем Стивенсоном. Республиканская партия завоевала большинство мест в обеих палатах конгресса. С приходом к власти республиканцев маккартизм в первые годы правления Эйзенхауэра все же продолжал оказывать сильное влияние на политический курс федерального правительства. Под влиянием маккартистов, занявших ведущие позиции в расследовательских комитетах конгресса, президент Эйзенхауэр уволил несколько тысяч сотрудников федеральных ведомств по обвинению в нелояльности. Разгул маккартизма вызвал сопротивление левых групп американского общества, однако их борьба была малоэффективна. В целом в США так и не возникло массовое политическое движение против маккартизма. В этих условиях действия ультраконсерваторов становились все более разнузданными. В 1954 г. маккартисты обвинили правительство Эйзенхауэра в «мягкости» по отношению к коммунистам. Они начали нелепые поиски «коммунистов» в самых сферах государственного аппарата, включая Пентагон. Все это, наконец, переполнило чашу терпения лидеров республиканской администрации. Президент Эйзенхауэр выступил с осуждением маккартистов за нарушение ими прав граждан. 2 декабря 1954 г. сенат 67 голосами против 22 вынес решение, осуждавшее поведение Маккарти как несовместимое со званием сенатора. Таким образом, к концу 1954 г. маккартизм как политическое течение потерпел поражение.

Внутренняя политика. Учитывая критическое отношение республиканцев к реформам «нового курса», можно было ожидать попыток ликвидации «государства благоденствия». Но вопреки ожиданиям, Эйзенхауэр не сделал, этого. Он снизил налоги, отменил некоторые меры предыдущей администрации по регулированию экономики, введенные в годы Корейской войны, но не более. Кроме того, администрация Эйзенхауэра ограничила гос. вмешательство в прерогативы частного предпринимательства. Эйзенхауэр отменил введенный в годы корейской войны контроль над ценами и зарплатой. Был ликвидирован федеральный контроль над газовыми месторождениями и над нефтеносными районами морского шельфа. Республиканская администрация значительно сократила госрасходы на гидроэнергетическое строительство, отдав его на откуп частным инвесторам.

В сфере аграрной политики был взят курс на скорейшее вытеснение из сельскохозяйственного производства малоэффективного мелкого фермерства более крупными хозяйствами.

При общей ориентации на методы частного предпринимательства ведущие деятели республиканской администрации все же не отказывались от государственного вмешательства в экономику США, особенно в периоды ухудшения экономической конъюнктуры, что было связано с укоренившимися идеями «нового курса», базировавшимися на основе гос. регулирования экономики. Так, правительство Эйзенхауэра продолжило массовое жилищное строительство и сооружение шоссейных дорог, осуществлялись и другие строительные проекты.

Серьезные сдвиги произошли и, собственно, во всей социальной политике республиканцев. В 1953 г. было создано новое федеральное агентство – министерство здравоохранения, образования и социальных услуг. Система соцобеспечения была распространена еще на 10 млн. человек, и к уже имеющимся формам социального страхования добавилось страхование по инвалидности. Минимум зарплаты бел увеличен с 75 центов до 1 доллара в час. Наконец, в 1958 г. в условиях экономического спада, республиканская администрация пошла даже на временное продление срока выплаты пособий некоторым категориям безработных.

Позитивные сдвиги наметились в 50-х годах и в деле защиты гражданских прав афроамериканского населения США. Важную роль в этом сыграло решение Верховного суда США о неконституционности сегрегированного (раздельного) обучения в школах, принятое 17 мая 1954 года. Эта мера вызвала в итоге всплеск, как новой волны расизма, так и более активной борьбы афроамериканского населения за свои законные права. Признанным, лидером движения за гражданские права негритянского населения стал Мартин Лютер Кинг, баптистский пастор, предложивший использовать, в борьбе тактику ненасильственных действий. Использование этой тактики способствовало вовлечению в движение значительных масс негритянского населения. В 1955 году Кинг организовал бойкот автобусных компаний в Алабаме, проводивших сегрегацию пассажиров: выделявших в автобусах места только для «белых» и только для «черных». В 1956 году Верховный суд признал такую сегрегацию противоречащей конституции. Еще ранее Верховный суд признал незаконной сегрегацию в школах. Но эти решения высшей судебной инстанции наталкивались на массовое сопротивление белых на Юге США. В 1957 году, чтобы обеспечить возможность посещать среднюю школу для белых с чернокожим школьникам, Эйзенхауэр был вынужден послать солдат в город Литтл-Рок (штат Арканзас).

Под влиянием массового афроамериканского движения в 1957 и 1960 гг. конгресс принял первые законы об охране гражданских прав афроамериканцев во время избирательных компаний. Правда, созданным по этим законам не было предоставлено достаточно полномочий, в частности, они не могли возбуждать судебные иски против тех, кто лишал афроамериканцев возможности голосовать на выборах. Тем не менее, именно шагами администрации Эйзенхауэра было положено начало движения за равноправие афроамериканского населения США.

Большую роль в формировании внутриполитического курса Эйзенхауэра играли демократы, особенно, после того как на выборах 1954 г. они вернули себе большинство в обеих палатах конгресса. Взаимодействие республиканской администрации с демократическим большинством конгресса наиболее ярко проявилось по отношению к рабочему движению. В начале 50-х годов, в период маккартизма, оно находилось в очень трудном положении. Это заставило новых лидеров АФТ (Американская Федерация Труда) и КПП (Конгресс Производственных Профсоюзов) – Джорджа Мини и Уолтера Рейтера – прекратить долголетние распри и пойти на их объединение. В декабре 1954 г. был создан единый профсоюзный центр США – Американская федерация труда – Конгресс производственных профсоюзов. При этом командные позиции в АФТ-КПП сохранила группа профсоюзных боссов во главе с Джорджем Мини, которая стояла на платформе «делового юнионизма», что подразумевало использование в отношениях с работодателями, прежде всего методов сотрудничества и переговоров, а не бескомпромиссной борьбы за социальные реформы. Такая антидемократическая обстановка в профсоюзном движении сознательно использовалась консерваторами для дальнейшего ужесточения контроля над профсоюзами. В 1957 г. конгресс создал специальную комиссию во главе с сенатором-демократом Джоном Макклелланом для расследования коррупции в профсоюзах. Итогом ее работы стал новый антипрофсоюзный закон Лэндрама-Гриффина, принятый в сентябре 1959 г. дружными усилиями и республиканцев, и демократов. Он поставил под жестокий контроль выборы и функционирование всех должностных лиц профсоюзов и запретил деятельность коммунистов в профсоюзном движении. Маккартизм и ужесточение политики правительства Эйзенхауэра в отношении коммунистических сил в США привели в итоге к тому, что она понесла в эти годы колоссальный ущерб. К 1957 году количество ее членов снизилось до 7 тысяч человек и именно с этого времени она перестала быть сколько-нибудь заметной силой в американском рабочем движении и в политической жизни США.

Внешняя политика Эйзенхауэра. В 50-х годах существенную эволюцию претерпел внешнеполитический курс республиканской администрации. В начале своей деятельности правительство Эйзенхауэра руководствовались в своей внешней политике прежними постулатами «холодной волны». Убедившись в невозможности победы в войне в Корее, администрация Эйзенхауэра подписала соглашение о перемирии. В тоже время она приступила к ужесточению руководящих внешнеполитических доктрин США. Отбросив доктрину «сдерживания коммунизма», которая, по мнению республиканцев, обрекла американскую внешнюю политику на пассивность, президент Эйзенхауэр и госсекретарь Джон Фостер Даллес провозгласили, что отныне они возьмут на вооружение курс на «освобождение» от коммунизма народов, находящихся под «советским господством». В январе 1954 г. в речи Даллеса было заявлено, что в любой «критической ситуации» США будут впредь по собственному усмотрению обращаться к «устрашающей силе массированного возмездия».

Любая попытка осуществления доктрины «массированного возмездия» неизбежно привела бы к всеобщей ядерной войне. Поэтому уже в апреле 1954 г. Даллесу пришлось успокаивать встревоженную мировую общественность. Он вынужден был говорить о необходимости гибкости в проведении внешнеполитического курса США, но на практике правительство Эйзенхауэра вынуждено было вернуться к политике «сдерживания коммунизма», хотя официально этого не признавало. Оно оказывало помощь Франции в войне с Индокитаем. После провала этих усилий Соединенные Штаты пошли на создание СЕАТО – военного блока государств Юго-восточной Азии и районов Тихого океана. Летом 1954 г. с помощью США была подавлена революция в Гватемале.

Но все же в середине 50-х г. появились первые признаки ослабления международной напряженности. Это было связано с крупными изменениями обстановки в мире, с начавшейся переориентации внешнеполитического курса США, с приходом к власти нового руководства Советского Союза, выдвинувшего ряд предложений по мирному урегулированию спорных международных проблем. Особую популярность приобрела идея созыва совещания на высшем уровне. В июле 1954 г. в Женеве было проведено совещание глав правительств СССР, США, Англии и Франции, что способствовало нормализации международной обстановки.

Во второй половине 50-х гг. произошло некоторое улучшение американо-советских отношений. Неизгладимое впечатление произвело на американскую общественность известие о запуске первого искусственного спутника Земли, осуществленного СССР в октябре 1957 г. Большую роль в преодолении антисоветских предубеждений сыграл официальный визит Н.С. Хрущева в США в сентябре 1959 г. В конце 1950-х гг. была подписано советско-американское соглашение о регулярных обменах в области науки культуры и образования.

3