Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по истории уголовного процесса западных государств.doc
Скачиваний:
118
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
827.9 Кб
Скачать

Система уголовных судов Англии в XIX - начале XX веков

Сложившаяся веками судебная система Англии не являлась плодом сознательного законодательства, не представляла собой единого целого с подчинением низших инстанций высшим, напоминая «сшитое из разных лоскутьев платье Арлекина». Судебная система распадалась на две самостоятельные системы: 1) мировые (графские) суды и 2) высшие (вестминстерские) суды.

Низшей судебной инстанцией являлись мировые судьи (justices of peace), которые возникли в XIV веке, назначались лордом-канцлером из числа землевладельцев, промышленников и представителей либеральных профессий - интеллигенции (адвокатов, профессоров, журналистов) в отдельных графствах при наличии имущественного ценза. В 1906 г. имущественный ценз был отменен. Так как, однако, должность мирового судьи, в силу исторических причин, не оплачивается и имеет почётный характер, то этот закон не изменил положения дела, и доступ малоимущим людям к должности мирового судьи фактически остался закрытым. До 1888 г. мировые судьи сочетали судебные и административные функции. С 1888 г. бόльшая часть административных функций мировых судей была передана вновь образованным муниципальным советам. Решительное преобладание в деятельности мировых судей получила судебная функция. Судебные функции мировые судьи выполняли в малых и в четвертных сессиях.

Судебную работу мировые судьи выполняли в виде: 1) малых сессий, проводившихся раз в 1-2 недели по мировым округам графств и городов - таких округов было до 300, состоявших из двух мировых судей и решали незначительные уголовные и гражданские дела без участия присяжных, по которым наказание не превышало 6 месяцев тюремного заключения; 2) четвертных сессий из всех мировых судей данного графства, собиравшихся 4 раза в год Через каждые три месяца) и решавших важнейшие уголовные дела при участии присяжных. Вместе с тем четвертные сессии образовывали апелляционную инстанцию для дел, решённых малыми сессиями. Часто председателем четвертной сессии является юридически образованный судья. Мировые судьи не получали вознаграждения за свой труд, большинство из них не имели юридического образования. Число мировых судей доходило в Англии до 18 тысяч человек.

В больших городах и, прежде всего, в столичном Лондоне с 1834 г. были введены особо оплачиваемые полицейские судьи, имеющие такую же компетенцию, как и мировые судьи малых сессий, но они решали дела не коллегиально, а единолично. Они назначались королём по представлению министра внутренних дел, должны были обладать юридическим образованием и стажем не менее 7 лет адвокатской практики.

Основная масса уголовных дел с участием суда присяжных решалась в судах ассизов - это выездные сессии Высшего суда. Два-три раза в год судьи высшего королевского суда из Лондона выезжали в графства для разрешения важнейших уголовных и гражданских дел с присяжными, поступающие туда от мировых судей через большое (обвинительное) жюри.

По судебной реформе 1873-1875 гг. Высший Суд, образовавшийся из прежних, так называемых Вестминстерских судов, делился на три отделения: 1) Канцлерское, которое разрешало дела по справедливости, используя письменную процедуру рассмотрения; 2) Королевской скамьи, состоящее из 16 судей под председательством лорда главного судьи, которое ведало уголовными делами на основе общего права, используя состязательный процесс; присутствие суда при этом составлялось из 1-2 судей, с присяжными или без присяжных; по своей компетенции он конкурировал со всеми другими судами королевства, так как посредством особого указа всякое дело из любого суда королевства могло быть перенесено в Высший Суд; 3) Нотариальных дел, разводов и адмиралтейства, на языке юристов столь разнородная деятельность называлась «завещания, жёны и крушения».

Кроме указанных отделений, в составе Высшего суда были образованы гражданский и уголовный апелляционный суды, которым принадлежала апелляция на дела, решённые в ассизах или в каком-либо из отделений Высшего суда. Высшая апелляция по гражданским и уголовным делам принадлежала палате лордов, но фактически дела решали 2 апелляционных лорда из числа судей.

Три отделения Высшего суда состояли из лорда-канцлера, лорда-главного судьи и 22 других судей, из которых 6 заседали в канцлерском отделении, 15 в отделении королевской скамьи и один - в отделении нотариальных дел, а всего 24 судьи. Юридически все судьи были одинаково компетентны слушать все дела, на деле сложилась известная специализация. Таким образом, все важнейшие дела Англии решались всего 26 судьями при населении в Англии и Уэльсе в 1881г. - в 25 млн. 974 тыс. чел. Каждый судья выносил решение от своего имени. Разъяснения их записывались и цитировались как обязательные для низших судов и для них самих.

Эти судьи назначались на должность королём по представлениям лорда-канцлера в случае открывшейся вакансии из числа наиболее выдающихся адвокатов, имеющих продолжительную практику и особые отличия, то есть известных своей опытностью и своими познаниями. Они пользовались правом несменяемости, не получали никаких наград, никаких служебных повышений. Английский судебный корпус пополнялся за счёт адвокатов, а французский за счёт адвокатов, чиновников и молодых выпускников юридических вузов без достаточного опыта работы и авторитета.

К концу XVII в. английский суд получает независимость. Присяжные перестали привлекаться к ответственности за вынесенный вердикт с 1670 г. Хабеас корпус акт 1679 г. установил процедуру судебной проверки законности ареста. Билль о правах 1689 г. запретил создание чрезвычайных судов. Акт о престолонаследии 1701 г. установил несменяемость судей, то есть судьи высшего суда занимают свои должности на срок, пока длится их доброе поведение, а не как обычные королевские чиновники, пока это угодно короне. Они не могли быть смещены только по постановлению обеих палат парламента, то есть в законодательном порядке. История не знает подобных случаев. Благодаря этому, они были независимы от правительства.

Состязательный уголовный процесс

Английский уголовный процесс носил состязательный характер. При состязательном процессе производство представляло собой борьбу, состязание обвинителя-потерпевшего и обвиняемого, предоставление доказательств сторонами перед нейтральным судьей, выслушивающим и принимающим решение, констатирующее победу одной из сторон судебного поединка. В состязательном процессе не пассивному суду, а активным сторонам принадлежит инициатива при подготовке, слушании и рассмотрении дела. Они сами через своих адвокатов проводят следствие по делу, собирают, предоставляют и исследуют доказательства. В основании его лежит состязательность, полное равенство сторон, устность, гласность и предположение невиновности обвиняемого.

Английский состязательный уголовный процесс распадался на три стадии: 1) предварительное следствие - предварительное производство; 2) производство перед большим жюри - предание суду по более важным делам, по которым для предания суду требуется обвинительный акт; 3) судебное разбирательство перед малым жюри - органом, решающим вопрос о виновности или невиновности преданного суду обвиняемого.

Английский уголовный процесс весь, от начала до конца, построен как судебный процесс, то есть как процесс, протекающий в суде во всех своих стадиях. Незначительные дела рассматривались в суммарном порядке мировыми судьями без участия присяжных.

Предварительное следствие

Предварительное следствие происходило состязательно перед мировым или полицейским судом, который проверял достаточность представленных обвинителем доказательств для судебного разбирательства и определял меру пресечения. Обвинитель самостоятельно производил собирание доказательств и представлял их мировому или полицейскому суду. Последний вызывал обвиняемого, предъявлял ему представленные обвинителем данные и предоставлял определённый срок для представления доказательств в свою защиту.

Обвинителем могло быть любое частное лицо, как в древнем Риме, полиция или директор публичных преследований. Специального органа предварительного следствия не существовало, здесь не было должности следователя, обязанного по своему почину собирать улики против обвиняемого. В Англии отсутствовала прокуратура как государственный орган публичного преследования, что, по-видимому, можно объяснить недоверием граждан к власти, и деятельным, энергичным характером английского народа. Наиболее авторитетные адвокаты приглашались королевской властью (короной) для ведения дел в качестве прокуроров. В 1879 г. была организована специальная Дирекция публичного преследования во главе с директором, назначаемым министром внутренних дел. Она действовала под руководством генерал-атторнея - главного адвоката короны, назначаемого королём по представлению премьер-министра, члена парламента. Он осуществлял надзор за законностью уголовного преследования, мог возбуждать уголовные дела о государственной измене или мятеже. Дирекция была обязана возбуждать уголовное преследование по тяжким преступлениям, за которые может быть назначена смертная казнь, по делам, затрагивающим общественный интерес, и, наконец, по предложению генерал-атторнея. Тем самым в Англии впервые был учреждён самостоятельный и постоянный институт государственных обвинителей.

Всякое лицо, пострадавшее от преступления или бывшее свидетелем его, имело право быть обвинителем.

По всем делам без исключения обвинителем могло выступать любое частное лицо. Широкому развитию частного обвинения способствовало огромное количество различных общественных организаций, имеющих своей задачей помощь тем или другим группам населения - женщинам, детям, слабым, нуждающимся и т. д., и охотно выступающих в роли обвинителей по уголовным делам, когда от преступного деяния страдают интересы покровительствуемого ими лица. В 1846 г. государство приняло на себя довольно многочисленные расходы по ведению уголовного преследования (на расследования, приглашения свидетелей, наём адвокатов и др.), лежавшие прежде большой тяжестью на частных обвинителях, которые теперь получили право на известное вознаграждение, выдаваемое из казны, при соблюдении некоторых условий.

Полиция содействовала обвинителю в раскрытии преступлений. Она обладала правом привода в суд обвиняемого и его задержания. Собирание доказательств по большинству преступления - дело агентов уголовной полиции. В случае внезапной смерти, заставляющей предполагать убийство, первоначальное расследование находилось в руках особого должностного лица - коронера, который назначался из числа лиц, владеющих определённым в законе имущественным цензом (обычно, это адвокат, врач), получал содержание от государства. Возбуждение уголовного преследования преимущественно по инициативе частного лица вытекало не из частно-правового понятия преступления как деликта, а из отсутствия специального органа уголовного преследования. Предварительное следствие проводилось в мировом суде в порядке состязания между обвинителем и обвиняемым.

Обвиняемый вызывался к судье повесткой о явке или приказом о приводе, если обвиняемый не явился по повестке. Он рассматривался как ответчик в гражданском процессе. Обвиняемый с самого начала являлся стороной, принудительные допросы его не допускались.

Производство перед допрашивающим судьёй в принципе гласное, открытое, но судья мог постановить об удалении публики. Предварительное производство протекало в устной форме, суд должен знакомиться с показаниями свидетелей из их устных ответов на предполагаемые сторонами вопросы. Ни один допрос свидетелей в предварительном производстве не мог состояться без присутствия обвиняемого и без предоставления ему возможности лично или через защитника подвергнуть свидетеля перекрёстному допросу. Допросы вели в перекрёстном порядке обвинитель или его адвокат и обвиняемый или его защитник. Показания свидетелей кратко записывались секретарём суда.

Вот пример перекрёстного допроса свидетеля на предварительном следствии английским адвокатом. Перед полицейским судом в CIarkenweIIe в 1851 г. явилась 18-летняя EIiza Reed и обвиняла под присягой своего хозяина в тяжком преступлении изнасилования. По её утверждению хозяин, когда она, в отсутствие хозяйки, убирала её кровать, вошёл в комнату и насильственно принудил её к совокуплению. Она, правда, в первое время ничего не сообщила, но потом посоветовалась с знакомым адвокатом, который с ней отправился с хозяином для переговоров, но последний всё отрицал. За обвиняемого выступил известный адвокат - CIarkson, проведя такой допрос. Он. С каких пор вы не были в полицейском суде? Она. Я вообще не помню, чтобы я когда-нибудь бывала в полицейском суде. Он. Извольте освежить вашу память. Не обвиняли ли вы 2 года тому назад г-на WiIIiamsa в подобном преступлении? Она (после продолжительного молчания). Да, обвиняла. Он. Не подавали ли вы однородных жалоб на других мужчин? Она. Подавала. Он. Я готов доказать, что вы уже обвиняли пятерых мужчин подобным манером. Были ли вы в Бельфасте? Она. Была. Он. Не учиняли ли вы против вашего тамошнего хозяина схожего дела по поводу растления? Она. Нет, я этого не делала (после минутной остановки). Это было против г. Денисона. Он. Будьте осторожны! Не рассказывали ли вы господину Денисону, что другой господин, обвиняемый вами подобным образом, отделался 20-ю фунтами стерлингов? Она. Не рассказывала. Он. Но Денисон положительно подтверждает, что вы ему это сообщили. Она (растерявшись). Да, я обвиняла двоих в изнасиловании. Понятно, что после такого допроса продолжение обвинения и следствие оказалось невозможным. Между тем при отсутствии адвоката дело могло дойти до судебного разбирательства1. 1 Фальк Р. О защите на предварительном следствии // Юридический вестник. 1882. Кн. IX. С. 365-366.

Обвиняемый не подвергался допросу, ему нельзя было даже задавать вопросов. От него зависело, давать или не давать объяснения, ибо запрещалось превращать обвинителя в свидетеля против себя, обвиняемого нельзя побуждать к изобличению самого себя, действует презумпция его невиновности. Судья предупреждал обвиняемого, что он может не отвечать на предлагаемые ему вопросы, и что для него выгоднее молчать, так как его показания должны быть записаны и могут послужить против него на суде. Однако все со бранные показания свидетелей и экспертов прочитывались обвиняемому. Он имел защитника, а если его не было, то его защитником считался судья.

В заключение судья как орган охранения мира решал вопрос о мере пресечения, то есть принудительной мере, которая применяется к обвиняемому для предупреждения уклонения его от явки в суд: заключение под стражу - арест до суда, или об освобождение его под поручительство двух землевладельцев-фригольдеров или под залог, что он явится в суд. Например, в 1849 г. из 70. 666 лиц, арестованных в Лондоне, было отпущено 34. 756; 31. 343 преданы суммарному суду без участия присяжных и исправительному наказанию - денежному штрафу и краткосрочному лишению свободы, наконец, 4. 643 человека отосланы в высшие уголовные суды.