Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы.docx
Скачиваний:
75
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
44.27 Кб
Скачать

5. Посттравматический рост

В отличие от конструкта «устойчивость», посттравматический рости синонимичные понятия отражают способность человека к личностному росту. Позитивная адаптация делает акцент на том, что человек приобрел в преодолении травмы, а не на том, что было потеряно и восстановлено, или что не было потеряно, несмотря на травму.

Признавая, что люди могут обретать смысл и цель, проходя через страдания, психологи начали задумываться не только над тем, как смягчить посттравматические симптомы, но и как можно способствовать личностному росту и позитивным изменениям. Они связаны с изменением восприятия себя, отношений с другими и философии жизни и предполагает столь радикальные изменения в понимании и проживании жизни, что не позволяет его сводить к просто еще одному механизму совладания.

Были выделены три области посттравматического роста. Первое, восприятие себя, имеет в свою очередь три элемента: изменение восприятия себя от жертвы к выжившему и появление мысли, что пострадавший (выживший) обладает особым статусом и сильными сторонами. Второй элемент – возросшее чувство уверенности в себе, которое может быть связано с мыслью «если я пережил это, я справлюсь и с другими трудностями». Третий элемент – чувство уязвимости, которое может проявляться в обостренном понимании собственной смертности, ценности и хрупкости жизни. Вторая форма посттравматического роста связана с межличностными отношениями, открытостью, эмоциональной экспрессивностью. Несмотря на травму, люди могут становиться ближе к своим родным, более открытыми и искренними, сочувствующими, готовыми помочь другим в трудную минуту. Третья форма роста характеризуется изменением жизненных приоритетов, умением ценить жизнь в целом и в мелочах, духовный рост, мудрость.

Три модели посттравматического роста: 1) обретения силы в страдании, 2) психологической готовности, 3) экзистенциальной переоценке. Из всех трех моделей первая наиболее явно представлена в культурной традиции, что отражено в таких выражениях, как «все что не убивает, делает меня сильнее». Модель психологической готовности утверждает, что благодаря эффективному совладанию человек не просто оказывается лучше подготовлен к последующим экстремальным ситуациям, но и менее им подвержен. Модель экзистенциальной переоценки касается таких неожиданных в контексте трагедии изменениях, как способность больше ценить жизнь во всех ее мелочах, духовного преображения, роста, становящиеся результатом экзистенциальной борьбы за восстановление внутреннего мира, осмысления происходящего, переоценкой смыслов жизни.

6. Психологическая устойчивость как результат взаимодействия индивидуальных качеств и среды.

С новых позиций психологическую устойчивость можно рассматривать как особую организацию существования личности как системы, которая обеспечивает максимально эффективное функционирование более сложной системы «человек — среда». Исходя из этого определения, можно задавать границы психологической устойчивости, которые сводятся к потенциальным возможностям человека и объективным требованиям конкретной ситуации. Другими словами, данное определение указывает на наличие или отсутствие гармоничных отношений системы «человек — среда».

Психологическая устойчивость формируется не только на основе определенных личностных черт субъекта, но так же под влиянием многих других факторов. Н. Гамнези говорил о том, что психологическая устойчивость человека обладает тремя категориями факторов:

  • Темперамент (врожденные качества субъекта)

  • Отношения в семье и окружении

  • Внешняя среда

Именно взаимодействие этих факторов формирует определенную психологическую устойчивость у человека. Жизнь и деятельность человека развертывается в создаваемой им системе отношений с окружающим миром, а его поведение является функцией целостной психологической ситуации субъекта.