Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Тарасов / geokniga-geohistoricaldeodynamicbasinanalysis1999 (1)

.pdf
Скачиваний:
110
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
24.13 Mб
Скачать

2. Полученные геохимические данные для разреза Кошак указывают на развитие окислительной обстановки в океане после ударного собы­ тия, что может быть связано с кислотными дождями или процессами фотохимического окисления вследствие разрушения озонового экрана.

Копет-Даг и Малый Балхан (Западная Туркмения). Погранич­ ные отложения мела и палеогена на территории Западной Туркмении широко распространены, хорошо обнажены и довольно полно изуче­ ны. Данные по этим разрезам неоднократно освещались в открытой печати и представляют собой подробное описание лито-, био- и геохи­ мических параметров в нескольких разрезах указанных районов [Алексеев и др., 1988; Веймарн и др., 1998]. Здесь приводятся выводы, полученные авторами.

Положение границы маастрихтского и датского ярусов (мела и па­ леогена) в разрезе СМ4 может быть уверенно определено в подошве глинистого горизонта. На этом уровне исчезают многочисленные ам­ мониты и морские ежи мелового облика, а в 25-35 см выше появляется Cyclaster danicus — вид, характерный для нижнего дания Западной Ев­ ропы и Мангышлака (рис. 1.60). Комплекс фораминифер зоны G. eugubina в данном разрезе не удалось выявить. Вместе с тем присутст­ вие Guembelitria cretacea в пограничном глинистом горизонте (инт. + 2—1 -6 см) позволяет сопоставить его нижнюю часть с зоной Guem­ belitria cretacea [Smit, Hertogen, 1980], которую эти авторы помещает в самое основание датского яруса. Вышележащая часть сумбарского го­ ризонта должна отвечать зоне G. eugubina s. s., т. е. более высоким го­ ризонтам датского яруса.

Сравнение с наиболее микропалеонтологически полно изученным разрезом Эль-Кеф (Тунис) показывает наличие сходных тенденций: сокращение доли планктона в дании, количественная вспышка некото­ рых видов основания дания (рис. 1.61). Полученные данные подтвер­ ждают вывод о снижении биопродуктивности в самом начале датского века на фоне расцвета немногих «космополитных» видов, оказавшихся более приспособленными к стрессовым условиям среды.

В других обнажениях в долине р. Сумбар (СМ1, СМ2 и СМ3), рас­ положенных на южном крыле Сумбарской синклинали в 15-20 км к западу от разреза СМ4, на границе Маастрихта и дания обнаружен пе­ рерыв, выраженный образованием «твердого дна» в кровле маастрихт­ ского яруса и появлением гальки в базальных слоях дания. В этих раз­ резах не наблюдается пограничный глинистый прослой, и мергели Маастрихта непосредственно перекрываются желваковидными извест­ няками сумбарского горизонта.

На Малом Балхане изучено несколько близко расположенных раз­ резов в безымянном ущелье восточнее родника Куйджик, которые су-

136

m 0 то

1 «

Q.(/)

ога" 3

О5 W

ОQ . S С О ^

S- e- 'S

ш§ <5 m tS

Меловые

E фораминиферы

(D

X

Рис. 1.60. Разрез пограничных отложений маастрихт/даний на правом берегу р. Сумбар у пос. Кара-Кала (СМ4).

У— алевролиты, 2 — глины, 3 — пограничные глины, 4 — мергели, 5 — известняки.

137

5000

60 80

15

10

20

30

экз/г

 

 

 

 

%

Рис. 1.61. Изменение комплексов фораминифер

на

границе

мааст-

рихт/даний в разрезе СМ5, р. Сумбар, Западный Копетдаг.

/ — мергель, 2 — шоколадная глина с гипсом, 3 — бурая глина, 4 — зеленая глина.

Рис. 1.62. Стратиграфическое распределение иридия — с п л о ш н а я ли­ н и я и отношение 1г/А1 — п у н к т и р н а я л и н и я на границе маастрихт/даний в разрезах Сумбар (СМ4) и Малого Балхана (МБ5 и МБЗ).

Условные обозначения — см. рис. 1.60.

138

щественно отличаются по своей полноте друг от друга. Отложения сумбарского горизонта характеризуются здесь несколько большей мощностью и существенно более глинистые, чем на р. Сумбар, к тому же они значительно беднее остатками макрофауны. Это позволяет рас­ сматривать разрезы Малого Балхана как более глубоководные по срав­ нению с сумбарскими. Микрофауна из них не изучалась. Наиболее полным является разрез МБ5, который по строению лишь незначи­ тельно отличается от разреза СМ4 (см. стратиграфические колонки на рис. 1.62). Для него характерны существенно большая ожелезненность и загипсованность коричневых глин и более глинистый тип мергелей, слагающих кровлю маастрихтского яруса. Самая верхняя часть по­ следнего, так же как и в разрезе СМ4, очень богата ядрами и отпечат­ ками аммонитов Hoploscaphites constrictus (Sow.), Baculites sp. Отложе­ ния сумбарского горизонта в этом разрезе крайне бедны макрофауной: лишь в 6 м от подошвы обнаружен Echinocorys sp. Хотя имеющиеся палеонтологические данные весьма ограниченны, общая последова­ тельность литологических типов полностью идентична таковой сум­ барского разреза СМ4, поэтому нижняя граница датского яруса и здесь может быть совмещена с подошвой глинистого горизонта.

В разрезе МБЗ (в 1 км к северо-западу от МБ5) слой коричневой глины отсутствует. Здесь наблюдается только пласт зеленой глины, ко­ торая непосредственно залегает на мергелях Маастрихта и перекрыва­ ется известняками сумбарского горизонта. Это указывает на короткий перерыв в осадконакоплении, который еще резче выражен в разрезе МБ2 (в 200 м от МБЗ), где обнаружены только реликты слоя зеленой глины. По сравнению с разрезом МБ5 в других пунктах (МБ1-МБ4) нижняя, известняковая, часть сумбарского горизонта испытывает рез­ кую конденсацию, сокращаясь в мощности до 1.5-2 м и даже 0.5 м.

Таким образом, как и в других районах земного шара в наиболее полных мел-палеогеновых разрезах Туркмении также присутствует тонкий слой глинистого материала на границе маастрихтских и дат­ ских отложений. В сокращенных разрезах этого слоя нет, что указыва­ ет на локальный характер перерыва на этом рубеже. Судя по особенно­ стям распространения пограничного глинистого горизонта в разрезах Западной Туркмении, условия седиментации на границе мелового и палеогенового периодов отличались здесь резкими латеральными не­ однородностями.

Геохимические данные. Для геохимического исследования из по­ граничных отложений мела и палеогена в разрезах СМ4, МБЗ и МБ5 были отобраны непрерывно образцы, охватывающие по мощности 0.5-3.5 см (обычно 1-2 см). В разрезах МБ2 и СМ1 проанализирован материал только из базальной части датского яруса. Содержание 1г оп­

139

ределялось с помощью нейтронно-активационного анализа в радиохи­ мическом варианте по методу [Барсукова и др., 1986], содержание главных элементов, а также Ni, Си, Zn, V, Rb, Sr — рентгенофлюорес­ центным методом, остальных редких элементов — методом инстру­ ментального нейтронно-активационного анализа. В разрезе СМ4 из пограничного глинистого горизонта в интервале 2-9 см от подошвы дания на протяжении 1 0 м по простиранию была отобрана валовая проба (массой 5 кг), из которой отмывкой удалена фракция более 40 мкм. Оставшаяся часть растерта, гомогенизирована и использова­ лась в качестве стандартов. В этой пробе атомно-абсорбционным ме­ тодом определено содержание платиноидов и некоторых других эле­ ментов.

Концентрация 1г в пограничных отложениях мела и палеогена Турк­ мении отчетливо зависит от полноты разрезов. В наиболее полных раз­ резах СМ4 и МБ5 содержание этого элемента в пограничном горизонте является максимальным. В разрезе МБЗ, в котором отсутствует слой ко­ ричневой глины, концентрация 1г заметно меньше и сопоставима с ко­ личеством 1г в зеленой глине разрезов СМ4 и МБ5 (рис. 1.62).

Максимальное содержание 1г (66.3 нг/г) в разрезе СМ4 установле­ но в самом основании дания — кармане желтого глинистого материа­ ла, выше по разрезу оно постепенно, но неравномерно падает. В ко­ ричневой глине (сл. 2) концентрация 1г изменяется от 39.9 (в основа­ нии) до 19.1 нг/г (в кровле). В подошве слоя зеленой глины (сл. 3) на­ блюдается 4.5 нг/г 1г, затем до отметки +24 см происходит медленное уменьшение до 2.4 нг/г. Выше этого уровня падение концентрации 1г становится более интенсивным, и она снижается до 0.29 нг/г в 37 см выше границы мела и палеогена. В разрезе МБ5 самая высокая кон­ центрация 1г (38.4 нг/г) зафиксирована несколько выше границы. Затем содержание 1г монотонно уменьшается вплоть до кровли слоя зеленой глины, но снова возрастает в вышележащем известняке. В слое зеле­ ной глины разреза МБЗ наблюдаются два максимума в распределении 1г — 4.5 нг/г (в подошве) и 3.4 нг/г (в 4 см выше). В известняках, пере­ крывающих слой зеленой глины, в этом разрезе содержание 1г быстро уменьшается. В мергелях Маастрихта в разрезах СМ4 и МБЗ содержа­ ние 1г быстро понижается и достигает уровня его фоновых концентра­ ций в 4 см ниже границы мела и палеогена, что определяет в целом резкоасимметричный характер аномалии. В разрезе МБ5 это падение, однако, выражено менее резко и осложнено небольшим дополнитель­ ным максимумом.

Нормирование по содержанию А1, т. е. по количеству глинистой компоненты, принципиально не изменяет характера распределения 1г по разрезу (рис. 1.62), так же как и введение поправки на количество

140

гипса. Последняя, однако, в разрезе МБ5 смещает максимальное зна­ чение содержания 1г непосредственно в основание дания. Если исклю­ чить из подсчетов гипс, то глинистый материал образцов МБ5/3 и МБ5/4 будет содержать 54.5 и 45 нг/г — соответственно, а образцов СМ4/17, СМ4/2 и МБЗ/1 — 106.54 и 4.8 нг/г. Изучение отдельных гли­ нистых частиц без примеси гипса и образца СМ4/17 методом инстру­ ментального нейтронно-активационного анализа показало, что они действительно характеризуются уникально высокими концентрациями 1г, достигающими 100, а иногда 200 нг/г (отношение Ir/Au составляет 0.5-1). В кристаллах пирита, лимонитовых шариках, образовавшихся путем окисления фрамбоидального пирита, и в органическом вещест­ ве, выделенных из пограничного глинистого горизонта разреза СМ4, инструментальным методом нейтронно-активационного анализа 1г в количестве более 5 нг/г не был обнаружен. В пирите определены вы­ сокие содержания Аи (до 2.3 мкг/г).

Вместе с 1г границу мела и палеогена в изученных разрезах марки­ руют также другие сидерофильные элементы (Fe, Ni, Со, Au), хапькофилы (Си, Zn, S) и мафические литофилы (Ti, Cr, V, Sc) (рис. 1.63). Су­ дя по результатам анализа валовой стандартной пробы СМ4, погра­ ничные глины также обогащены Pt, Pd, Rh, Ru, As, Sb, Ag. Основные породообразующие элементы (Si, К, P, Mn) в нормированных к А1 концентрациях не обогащают существенно пограничный глинистый ма-

Рис. 1.63. Стратиграфическое распределение элементов на границе маастрихт/даний в разрезе C1V14 на р. Сумбар.

Si, Са, Mg, Fe, S — в мае. %, /;• — в иг/]; остальные элементы — в мкг/г.

141

териал, а отношения Са/AI и Mg/Al в нем отчетливо ниже. Содержания Sr и Ва изменяются параллельно количеству карбоната, поэтому отно­ шения Sr/Al и Ва/Al в пограничных глинах также понижены. Однако концентрация Sr очень высока в наиболее богатых гипсом образцах СМ4/17 и МБ5/3, вероятно, из-за присутствия целестина. Для Ва на этом уровне высокая концентрация не отмечается.

Пограничные глины характеризуются более высокими отношения­ ми Rb/Al и Rb/K, по сравнению с выше- и нижележащими карбонат­ ными породами. В обогащенных гипсом образцах СМ4/17 и МБ5/3 от­ ношение Rb/Al отчетливо ниже. Концентрации других редких несо­ вместимых элементов (TR, Hf, Th, Та), нормированные к содержанию А1, в пограничных глинах, как правило, слегка понижаются, за исклю­ чением образца СМ4/17, в котором наблюдаются более высокие отно­ шения La/Al и Th/Al, и МБ5/3, где несколько больше центральных редких земель, а также образца МБЗ/1 с более высоким отношением Hf/Al. Соотношения концентрации редкоземельных элементов при пе­ реходе через границу мела и палеогена изменяются незначительно. Существенным представляется резкое увеличение отношения La/Yb в образцах СМ4/17 и МБ5/4, которые наиболее обогащены 1г. Кроме то­ го, интересно изменение отношения Ce/La в разрезе СМ4. Зеленая глина сл. 2 в этом разрезе отличается пониженными значениями Ce/La, что указывает на возможность участия в ее образовании океанических вод. Высоких содержаний радиоактивных элементов, в частности то­ рия, которые предполагаются [Неручев, 1986] для рубежа мела и па­ леогена, в разрезах Туркмении, так же как и в других районах, где этот вопрос изучался, не наблюдается.

Изучение пограничных отложений мела и палеогена в Туркмении подтверждает глобальную распространенность геохимической анома­ лии на этом рубеже, расширяет ее географию. Как и в других разрезах, высокое содержание 1г сопровождается аномальными концентрациями ряда сидерофильных, халькофильных и некоторых мафических эле­ ментов. Основные петрогенные и редкие несовместимые элементы в глинистой фракции, как правило, содержатся в несколько пониженных концентрациях и не маркируют границу. В отличие от других разрезов пограничных отложений мела и палеогена в Туркмении на границе Маастрихта и дания наблюдается очень высокое содержание серы (в связи с присутствием гипса), а также высокое отношение La/Yb. Кроме того, для наиболее полных разрезов Туркмении (СМ4 и МБ5) харак­ терны очень большие мощности пород, несущих геохимическую ано­ малию, что определяет необычайно высокое суммарное количество 1г в этих разрезах: СМ4 — 580 нг/см" (наибольшее в мире), МБ5 — 340 и МБЗ — 44 нг/см2, если принять плотность породы равной 2.2 г/см3.

142

Кроме изложенных выше данных, в разрезе СМ4 изучены также распределение зерен ударно-метаморфизованного кварца [Badjukov et al., 1986; Назаров и др., 1988], изотопный состав благородных газов [Anufriev et al, 1987] и распределение родия — еще одного элементаплатиноида [Bekov et al., 1988]. Особенно важным представляется де­ тальное исследование в Сумбарском разрезе элементного углерода, в том числе сажи [Wolbach et al., 1990]. Если максимальные содержания иридия и ударно-метаморфизованного кварца приурочены к подошве пограничной глины, то сажа и суммарный элементный углерод дости­ гают пика в 7 см выше. Предполагается, что штормовые пожары нача­ лись до осаждения базального слоя глины, т. е. непосредственно после или вскоре после импактного события. Концентрация элементного уг­ лерода в разрезе СМ4 составляет 11 нг/см', что близко к среднему ми­ ровому уровню. Доля сажи (сферические частицы углерода диаметром менее 0.1 мкм) оценивается в 15 %.

Заключение по импактной модели событий рубежа маастрихт/даний

Анализ региональных особенностей геохимической аномалии на границе М/Д показывает существенные вариации различных ее пара­ метров от места к месту, в том числе и на небольших (первые кило­ метры), и на сравнительно длинных дистанциях, как это имеет место между Сумбаром (Копет-Даг) и Кошаком (Мангышлак), которые раз­ деляет 800 км. По-видимому, в этих вариациях содержится информа­ ция, существенная для дальнейшего развития и уточнения импактной модели М/Д события.

Вместе с тем, уже сейчас очевидно, что другие модели М/Д собы­ тия, в которых для интерпретации его природы привлекаются явления интенсивного вулканизма [Keith, 1982; McLean, 1985; Officier, Drake, 1985; Куртийо, 1990], либо изменения химии океана и биопродуктив­ ности [Найдин, 1985, 1986 и др.], не способны объяснить синхрон­ ность геохимической аномалии, присутствия ударно-метаморфизован­ ного кварца, полевого шпата и фрагментов пород, стекол ударного плавления и сажи.

1.6. СКЛАДКИ, РАЗЛОМЫ И СБАЛАНСИРОВАННЫЕ РАЗРЕЗЫ

Осадочные бассейны в разной мере нарушены деформационными структурами (складками, разломами и так далее). В природе есть непре­ рывный ряд образований от практически не деформированных бассей­ нов до складчатых зон. Структурная геология осадочных бассейнов

143

сложна и многообразна, и здесь мы лишь сформулируем отдельные по­ ложения. Время образования деформационных структур естественно привязывать ко времени седиментации в бассейнах. Поэтому выделяют­ ся доседиментационные, конседиментационные и постседиментационные структуры. Доседиментационные структуры (например, разломы, складки) — это те, которые сформировались до начала эпохи (выбран­ ной для анализа фазы) седиментации. Они запечатываются осадочным чехлом как ранее существовавшие неровности рельефа (рис. 1.64). Кон­ седиментационные структуры формируются одновременно с осадконакоплением, и они обычно четко выражаются в характере седиментации; например, для складок это проявляется в увеличении мощности осадков в ядрах синклиналей и сокращении — в ядрах антиклиналей, а для раз­ ломов — обычно в веерообразном строении в разрезе толщи осадков, причленяющейся к данному разлому (рис. 1.64). Постседиментационные структуры образуются после эпохи осадконакопления и деформи­ руют всю толщу; после реконструкции деформаций можно восстано­ вить ранее существовавшую структуру чехла.

Доседиментационный Конседиментационный Постседиментационный

С к л а д к и

Конседиментационные (изменяются мощности и фации)

Рис. 1.64. Примеры доседиментационных, конседиментационных и постседиментационных деформационных структур.

Доседиментационные структуры являются неровностями дна бассейна осадконако­ пления, конседиментационные структуры выражены в распределении мощностей и фа­ ций, постседиментационные структуры деформируют ранее образовавшиеся осадоч­ ные слои.

144

Деформационные структуры чехла изучаются всеми возможными методами. По механизму формирования деформационные структуры можно разделить на три основных типа без четких границ: 1) тектони­ ческие, связанные с региональными полями напряжений; 2 ) диапировые, обусловленные гравитационным всплыванием более легких и пластичных масс (например, солей, обводненных глин); 3) литификационные (диагенетические), связанные с процессами в осадочном чех­ ле в ходе стадийной литификации осадков. Тектонические деформации в основном связаны с региональными полями напряжений, но во мно­ гих случаях к ним прибавляются силы, связанные с гравитационными оползаниями (особенно на континентальных склонах); тектонические деформации наиболее масштабны. Диапиризм для ряда бассейнов (Прикаспий — солянокупольный диапиризм, Южно-Каспийский реги­ он — глиняный диапиризм) привел к крупномасштабным изменениям структуры чехла. Как правило, диапиризм усиливается при наличии региональных тектонических деформаций. Процессы литификации особенно пестрофациальных толщ часто приводят к локальным де­ формациям (складчатость, разломообразование, неравномерное уплот­ нение и т. п.). Есть и другие более экзотические типы деформаций, ко­ торые не всегда сразу удается правильно интерпретировать. Например, гляциодеформации, связанные с движением масс ледника, и деформа­ ции в связи с образованием метеоритных кратеров.

Важной задачей является восстановление истории деформаций и реконструирование осадочного бассейна для додеформационного вре­ мени. Для снятия постседиментационных деформаций бассейнов, ос­ ложненных разломами, существует метод сбалансированных разрезов [Price, Cosgrove, 1990; Соборнов, 1997]. Суть метода состоит в том, что сначала устанавливается хронология разломообразования и складко­ образования, а затем шаг за шагом геометрически восстанавливается ранее существовавшая структура (рис. 1.65): по плоскостям сместителей слои возвращаются на свое бывшее место, складки выпрямляются.

Рис. 1.65. Пример сбалансирован­ ного разреза и его реконструкция пу­ тем снятия деформаций шаг за ша­ гом.

1 — первая фаза деформаций, образова­ ние складок, 2 — вторая фаза деформаций, образование разлома.

145