Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
развитие зж с древнейших времён до конца XVIII века.docx
Скачиваний:
51
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
119.79 Кб
Скачать

Тема VI. «золотой век» французской прессы

После 1871 года борьба за восстановление свободы печати перешла в законодательную сферу. Необходимо было подготовить единый закон, поскольку французское законодательство о печати состояло из сорока двух законов, декретов и ордонансов, принятых в различное время и часто друг друга взаимно исключающих. Даже опытные юристы не могли с уверенностью сказать, находится в силе тот или иной закон о прессе или уже отменен. Эта подготовительная работа закончилась после трехлетней подготовки 29 июля 1881 года, когда был принят долгожданный закон о печати.

Закон состоял из пяти глав. Первые три главы регламентировали типографский промысел и книготорговлю, периодическую печать и торговлю произведениями печати. Четвертая глава посвящалась преступлениям печати, пятая – процессуальным постановлениям.

Закон отменял цензуру, предварительное разрешение, залог, гербовый сбор и многие другие существовавшие ограничения. Отменялись также наказания за так называемые преступления мнений: выступления против конституции, всеобщего избирательного права, частной собственности, культов, семьи. Отныне для издания газеты достаточно было всего лишь направить письмо прокурору Парижа с указанием названия предполагаемой газеты, имени, адреса издателя и владельца. (Хотя для регулярного издания прессы требовалась обладать огромными деньгами).

Ограничения для журналистики состояли из восьми пунктов. Прессе запрещалось: подстрекательство к преступлениям и правонарушениям, прямые или косвенные призывы к бунту и мятежу, тяжкое оскорбление президента, правительства и парламента, а также дипломатов и руководителей других государств, публикация ложных сведений, нарушающих порядок и общественное спокойствие, тяжкое оскорбление нравственности, клевета. Виновность газеты мог устанавливать лишь суд присяжных.

Закон о печати 1881 года оказался одним из самых совершенных в мире. Он действует без изменений (но с некоторыми дополнениями) до сих пор и стал образцом для соответствующих законодательств многих других стран, в том числе России.

По мнению многих историков французской прессы, с принятием закона о печати во Франции наступил золотой век прессы. Полученные свободы привели к необычайно бурному росту количества и тиражей газет. Так, в 1881- 1884 годах число ежедневных газет увеличилось в два раза. В последнее десятилетие XIX века самыми популярными французскими газетами (их называли «большой четверкой») были «Le Petit Journal», «Le Petit Parisien» («Пти паризьен» - «Маленький парижанин»), «Le Journal» («Журналь» - «Газета») и «Matin» («Матэн» - «Утро»).

Кроме того, рубеж XIX - XX веков отмечен ростом популярности политической прессы. Газета “Eco de Paris” (“Эко де Пари” - “Эхо Парижа”) представляла интересы правых националистов, ее тираж доходил в 1914 году до 120 тысяч экземпляров. С 1904 года и по сей день выходит газета “L’Humanitat” (“Юманите” - “Человечество”), основанная известным политиком Жаном Жоресом как орган французской социалистической рабочей партии. К правительству наиболее близкой была уже упоминавшаяся газета “Temps”, тираж которой превышал 100 тысяч экземпляров.

В 1883 году появилась ежедневная католическая газета “Lе Сroix” (“Круа” - “Крест”, тираж 170 тысяч экземпляров), которая быстро завоевала лидирующее место в системе французской католической прессы.

В 1890-е годы окончательно складывается типология газет: политические партийные (в том числе клерикальные), политические беспартийные, коммерческие (в том числе бульварные). Многие парижские газеты стали выходить тремя тиражами: первый тираж печатался поздним вечером и поездами развозился в дальние провинциальные города, второй тираж печатался ночью и на лошадях (а затем на машинах) распространялся по столичным пригородам, третий - ранним утром и предназначался для Парижа.

В то же время, несмотря на очевидный взлет журналистики, на “золотой век” приходится и ряд кризисов печати, самый крупный из которых был связан с так называемым делом Дрейфуса. Капитан французского генштаба еврей по национальности Альфред Дрейфус под надуманными предлогами в 1894 году был обвинен в шпионаже в пользу Германии. Состоявшийся над ним суд носил явно тенденциозный характер и имел антисемитскую окраску. Дрейфуса признали виновным и приговорили к пожизненной каторге на острове Дьявола. Показательно, что большинство парижских газет встало на сторону обвинения (особенно преуспели в травле Дрейфуса “Эко де Пари”, “Эклер”, “Пти журналь”).

Спустя два года полковник французского генштаба Пикар нашел документы, из которых следовало, что Дрейфус осужден невинно, а настоящий шпион майор Эстерхази остался на своем посту. После неудачных попыток оправдать Дрейфуса Пикар обратился за помощью к известному писателю и борцу за права человека Эмилю Золя (1840 - 1902). Золя написал страстное письмо “Я обвиняю. Письмо президенту Французской республики Феликсу Фору”, которое - несмотря на законодательно подтвержденную свободу печати - не решилась опубликовать ни одна парижская газета. Только небольшая газета “L’Aurore” (“Орор” - “Заря”) 13 января 1898 года поместила на своих страницах “Я обвиняю”. Сразу же после этого ее тираж резко увеличился, и она превратилась в одну из популярнейших столичных газет.

Золя посвятил делу Дрейфуса еще много статей. За свою деятельность он был приговорен к тюремному заключению, но уехал в Англию, где продолжал борьбу за освобождение своего подопечного. Эта борьба привела к политическому кризису во Франции. Под давлением общественного мнения Дрейфус был в 1899 году помилован, а в 1906 году (уже после смерти Золя) полностью реабилитирован и восстановлен на службе.

Дело Дрейфуса показало, какой силой обладает пресса, как она может взбудоражить всю страну и добиться правды, несмотря ни на какие препятствия.